Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования в условиях полного перехода на ФГОС
Панова Л.П.,
зам. директора сш№34,
учитель математики
Выступление на региональной конференции «Опыт реализации ФГОС в преподавании предметов естественно-математического цикла» (26-27 сентября 2018 года)
Ключевая роль в духовно – нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Эти направления определены в работе учителя:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- сотрудничество с родителями;- социальное партнерство.
В настоящее время, в условиях полного перехода на ФГОС , перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путем внедрения современных продуктивных педагогических технологий системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических проблем в духовно-нравственной практике.
В соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности стали главным ориентиром в планировании и организации воспитательной работы учителей и классных руководителей на уроках и во внеурочной деятельности.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, в первую очередь, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Решая проблему духовно - нравственного воспитания и развития учащихся на уроках, педагоги нашей школы ставят следующие цели:
– формирование у учащихся духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
Работая над созданием единого образовательного пространства, способствующего воспитанию и развитию духовных и нравственных качеств личности школьников, интегрирующего образовательный процесс, мы выделяем три основных этапа:
Первый этап - 5 класс - направлен на приобретение/расширение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и социально неодобряемых формах поведения в обществе), формирование понимания социальной реальности и повседневной жизни происходит на уроках литературы, истории, обществознания, ОРКСЭ в 5-х,6 классах по ФГОС ООО и др. уроках.
На втором этапе – 6-8 классы - осуществляется формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
На третьем этапе – 9-11 классы - создаются условия для получения школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Осваивая системно – деятельностный подход в организации учебно – воспитательного процесса, учителя нашей школы стали активно использовать образовательные технологии, способствующие организации деятельностных способов и методов обучения, формированию и развитию у учащихся базовых компетенций, универсальных учебных действий, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы:
ИКТ;
личностно - ориентированного обучения;
проблемного обучения;
проектной деятельности;
технология сотрудничества;
развития критического мышления ;
ТРИЗ
Педагоги нашей школы активно используют на уроках организационно - деятельностные игры, которые не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность школьника, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Именно на это мы опираемся при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.
Мотивационная сфера деятельности
Этап мотивирования к учебной деятельности в процессе обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Чтобы увидеть ребенка в процессе обучения , его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения, когда:
1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности, выраженные требованием «НАДО»;
2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность – «ХОЧУ»;
3. устанавливаются тематические рамки – «МОГУ».
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности. Развитие познавательной, учебной мотивации учащихся осуществляется учителями нашей школы через:
1. Использование нетрадиционных форм обучения на уроке: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, коллективных работ и др.
2. Создание на уроке проблемной учебной ситуации (Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии).
3. Воспитание культуры общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
4. Создание ситуации успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности.
В условиях реализации ФГОС технология проектного обучения становится наиболее значимой в организации образовательного и учебно –воспитательного процесса.
Технология проектной деятельности - самая популярная среди учителей и обучающихся нашей школы.
Эмоциональная сфера деятельности
Нередко залогом успешного урока является яркая, благотворная эмоционально- эстетическая атмосфера, созданная на уроке средствами разных видов искусства, через «погружение» детей в эту атмосферу. Этот метод традиционно используется учителями гуманитарных предметов, которые обращаются к произведениям великих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Изменив тексты задач, сделав их современными, или напротив - внести историзм и этого же можно добиться и на уроках математики.
Интеллектуальная сфера деятельности
Духовно- нравственное развитие обучающихся неразрывно связано с интеллектуальным развитием личности. Олимпиады, научные конференции, интеллектуальные игры и конкурсы позволяют школьникам максимально проявить свои способности, проверить качество знаний, а нам, взрослым, - создать условия для выявления, развития и поддержки способных, талантливых и одаренных. Подобные конкурсы являются площадкой личностного самовыражения учащихся, где проявляется уровень их общего и интеллектуального развития.
Каждый педагог через свой предмет реализует основную образовательную программу школы начального, основного, среднего общего образования. Значительный раздел в этой программе занимает программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на каждом уровне общего образования. Встает вопрос: кто и где в образовательном процессе должен эту программу выполнять? Ответ очевиден: в том числе и, конечно же, через урок! Через урок математики в том числе.
. Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Для этого используются следующие приемы:
- воспитание моральных качеств учащихся на основе личностных отношений;
- решение задач практического содержания;
- введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых - математиков;
- использование высказываний выдающихся ученых: математиков, философов, педагогов.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «…его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Духовность и нравственность можно воспитывать на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения. Заметный воспитательный эффект уроки математики могут дать только при том условии, что учитель сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках. Благодаря личному примеру служения любимому делу нашим педагогам удается воспитывать в обучающихся:
уважение к Учителю,
к людям старшего поколения,
к труду.
Духовность и нравственность можно воспитывать не только на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения, так и на примерах из жизни исторических личностей.
Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.
Начинать эту важную работу можно с самого простого.
Эпиграф к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Например:
"... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся. На это указывали известные математики во все времена от Евклида и Пифагора до А. Колмогорова и Н. Винера.
Поэтому исторические сведения о знаменитых людях – это благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Можно рассказать, например, что великий русский писатель Л.Н.Толстой написал учебник по арифметике для деревенских детей, а величайший физик И.Ньютон придумывал арифметические задачи. Большой интерес и хорошее настроение вызывают старинные задачи разных народов, по разным темам.
Старинная греческая, китайская задачи, задачи индийских мыслителей
ФГОС заставил нас по-новому взглянуть на урок, как на – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Поэтому в 5 классе первый в учебном году урок математики целесообразно провести по теме «Почему нельзя жить без математики?» Это мотивационный урок, на котором показывается, что математика - это не только «нужно», но ещё и интересно и увлекательно!
Уроки рефлексии (уроки обобщения и систематизации знаний на которых отслеживаются метапредметные результаты обучения) дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Такие уроки показывают единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют учащимся увидеть взаимосвязь различных предметов образовательной программы.
В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Нужно включать в процесс обучения задачи различных практических направленностей: о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.
Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков…
Патриотические задачи формируют чувства патриотизма, любви к Родине, готовность встать на ее защиту.
Использование экологических материалов при решении задач по математике прививает экологическую культуру, позволяет формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
На уроках математики формируется и отношение к здоровому образу жизни. В содержание уроков включаются специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.
Использование краеведческих материалов на уроках математики способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют продукты различной проектной деятельности.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности об учающегося, повышение его культуры.
Не только урок математики открывает возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности но и внеурочная деятельность.. Примером могут служить внеклассные мероприятия, разработка проектов, участие в исследовательской работе. Организация внеклассных мероприятий (математические игры, конкурсы, проекты и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д. В эту работу включаются и родители.
Работая над проектом «Математические законы красоты», ребята пришли к выводу, что законы природы, в свою очередь, также подчиняются законам математики.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своѐ место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель.
ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Педагогика будущего – Гуманная педагогика (Электронный ресурс).URL: http://www.ice.su/rus/departments/human/(дата обращения 28.08.2015).
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012, №273 - ФЗ
Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М.: Ижевск, 2010.
Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П.. Происхождение духовности.- М.: Наука, 1989
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика.//Математика в школе, 1982. - № 2.-С.5-9.
Ведерникова Т.Н., Иванов О.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики. //Математика в школе, 2002.-№ 3
Шатуновский Я. Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании. //Математика в школе, 2001. - № 3