СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной общеобразовательной системы. 

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

"Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит. "

СААДИ

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной общеобразовательной системы. Учителя начальных классов зачастую являются первопроходцами в перестройке образования- с них начинается путь в «Новую школу». Главная задача классного руководителя - воспитывать своих подопечных, стараться сделать так, чтобы дети стали настоящими людьми, были успешны сами и приносили пользу обществу. Всё это не осуществимо, если не достаточно обращать внимание на нравственно - духовное развитие ребенка. Но все- таки главенствующую роль в развитии духовности играют родители. К сожалению, в современном обществе все чаще на первый план встают вопросы материальные, стремление различными способами обогатиться. Успешность у детей представляют не что иное, как наличие каких- либо материальных ценностей (компьютеров, ноутбуков, планшетов, сотовых телефонов). У родителей, к сожалению, в рейтинге тоже первое место занимают материальные ценности: наличие денег и богатства. Успешный человек – богатый человек, по такому принципу происходит воспитание в семье, где и закладывается отношение к жизненным ценностям. Поэтому, прежде чем, воспитывать в детях нравственно - духовные начала, нужно попытаться объяснить важность духовности их родителям. Находить с родителями своих учеников общий язык, воспитывать уже состоявшихся взрослых людей - не очень простая задача, но это нисколько ни понижает её важности и злободневности.

Развитие духовно – нравственных качеств детей через контакты с родителями стало основой моего плана воспитательной работы с детьми, в который вошли как индивидуальные беседы с родителями на духовно- нравственные темы, встречи с некоторыми у них дома, родительские собрания, так и совместные посещения с детьми музеев, кинотеатров. Практический опыт показал, что многие вопросы по духовно- нравственному воспитанию решать было трудно, потому что социальные условия жизни каждого ребенка индивидуальны. Особое внимание стараюсь уделить детям «группы риска», т.к. считаю, что добрые чувства есть в каждом человеке. Если другие качества как трудолюбие, прилежность надо воспитывать. То доброту достаточно пробудить.

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания стараюсь организовать учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.

Именно поэтому продолжаю уделять особое внимание внеклассной работе, особенно, проведению классных часов, бесед, игр, КТД, праздников. Это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Вместе с детьми проводим такие мероприятия : «Первый раз в первый класс» «Осень, в гости просим!», «Что такое счастье?», «Мамин праздник»,

«Краски весны», «Масленица», «Новогодний праздник», «Прощай, азбука», «День Победы», другие, а так же игры: «Дружба с первого взгляда», «Поле Чудес», «Брейн—ринг», «Что? Где? Когда?», КВН «Девчонки и мальчишки» и др.

Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ученике желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из задач моей работы.

Также участвую в разработке, подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «День 8 Марта», «День Победы». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеучебной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов.

Способствует воспитанию нравственности личный пример родителей. Поэтому провожу родительские собрания на тему «Моя семья», Милосердие и доброта», «Семейные ценности» и др.

Ежегодное мероприятие « Папа, мама, я – спортивная семья» показывает, что воспитание детей нужно начинать с установления взаимосвязи с родителями – первыми помощниками и соратниками классного руководителя.

Сегодня в непростой исторический период для нашей страны, важно сохранять и воспитывать в подрастающем поколении историко – патриотические традиции на лучших духовно – нравственных примерах. Огромным воспитательным потенциалом в этой связи обладает история борьбы народа с немецко - фашистскими захватчиками. Дети многое узнают на экскурсии в музей Боевой славы, а также из бесед. Во все времена, те, кто был воспитан патриотом, с честью выходили из любых испытаний Родины, сохраняя свое человеческое достоинство.

Конечно, достичь быстрых и явных результатов в этой работе нельзя, возможно только через много лет, появятся всходы семян, заложенных сегодня. Но все равно делать это нужно. Нужно верить, что воспитывая детей сегодня, прививая им простые человеческие, но такие важные качества, как любовь к близким, доброта, милосердие, отзывчивость мы заботимся о будущем детей и о своем будущем.



Список используемой литературы:

1.Концепция духовно – нравственного и патриотического воспитания.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3.Белов В. И. «Очерки о народной эстетике» - М.: Просвещение, 1982 г.

4.Звёздина В. П. «Воспитательная работа в начальной школе» М.: Сфера, 2004 г.

5.Кульневич С. В., Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе. М.: Учитель, 2001 г.

5.Интернетресурсы: «Фестиваль педагогических идей», «Образовательный сайт учителей Интер.ГУ.РУ»

2