СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством ресурсов программы Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на пед.совете по теме Духовно-нравственного развития

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством ресурсов программы Школа России»

«Духовно – нравственное воспитание и развитие младших школьников»

Подготовила: учитель начальных классов МАОУ Селятинская СОШ №1

Штыкова Ю.А., первая квалификационная категория

Своё выступление хочется начать с цитирования мудрых мыслей известных людей, непосредственно связанных со становлением педагогической мысли, вложивших большой вклад в развитие, как педагоги, так и дидактики.


 «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие».

 Я.А.Коменский

 

 «Кто движется вперед в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Аристотель

 «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».

В.А.Сухомлинский:


Актуальными в наши дни являются слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго:

«И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собою всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, а развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством. В этом главнейшая задача образования».


Изречения, донесшие ценность нравственного воспитания до наших дней, помогают нам понять актуальность рассматриваемого вопроса. Мы понимаем, что процесс духовно-нравственного воспитания и развития детей приобретает особое значение, является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрым, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

Главная задача школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения этой цели ставим перед собой такие основные задачи духовно-нравственного воспитания:

  • Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории России;, то есть, воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

  • Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости;

  • Формирование общечеловеческих норм этической и гуманистической морали, таких как, милосердие, сострадание, умение прощать и забывать обиды; побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти;

  • Воспитание уважения к правам каждой личности;

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • Воспитание положительного отношения к труду и проблемам экономического воспитания. формировать самодисциплину;

  • Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде;

  • Формирование культуры семейных отношений;

  • Формирование основ духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром; раскрывать значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека: учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.


В начальной школе организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях – это любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших детях –красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


Педагогическая работа по развитию духовно-нравственной культуры осуществляется благодаря созданию оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника

в области формирования личностной культуры:

• формировать способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• формировать способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию, проявлять критичность к собственным  мыслям и поступкам.

в области формирования социальной культуры:

• формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.

• развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям.

в области формирования семейной культуры:

• формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Программа "Мировидение"Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста.Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.











Система работы педагогов с учащимися

Урочная деятельность


Однако, духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

В курсе литературного чтения принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.

Выразительное чтение учителя. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк».

Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает».

Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка.

Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика».

Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию.

Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия.

На слайдах вы видите отражение проделываемой работы. Задания учебника помогают не только проанализировать описанную в произведении ситуацию, но и помогают обратиться к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем.

Этому способствуют такие формы работы, как

Театрализация,

Игровые методики,

Выставки,

Проектная деятельность и др.

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная –  поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;

–репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Здесь стоит обратить внимание на то, что произведения, входящие в круг курса «Литературное чтение», подобранный иллюстративный материал, выбор разных форм подачи информации, применение стандартных и новых педагогических технологий помогают развитию духовно-нравственных сфер личности, так как затрагивают темы Родины, заботы о ближних, дружбы, товарищества, мира, трудолюбия и других, входящих в круг морально-этических ценностей человечества.


Значительное место в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отведено курсу «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс), «Золотое кольцо России» (3 класс), «Природа России» (4 класс).

Иллюстративный ряд подобран с целью показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.

Воспитанию уважительного отношения к человечеству через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают проекты, посвященные знакомству с городами, народами России, странами мира. Особое внимание уделяется формированию уважительного отношения к народам России через введение темы «Путешествие по России». С целью ознакомления с различными народами и их культурой в учебники включены темы «Что мы знаем о народах России?» (1 класс), раздел «Путешествия» (2 класс), раздел «Путешествие по городам и странам» (3 класс), «Путешествие по России» (4 класс).

Развитию эстетических потребностей, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе способствует как текстовый, так и иллюстративный материал.

Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным («природа и рукотворный мир», 2 класс, 1 часть).  Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе («Какое отношение к окружающему миру можно назвать хорошим, а какое плохим?»).

В разделе «Природа» (2 класс,1 часть) дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, между природой и человеком, учатся соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки, замечать и ценить красоту природы, знакомятся с явлениями природы, погодой.  

На развитие эмоциональной отзывчивости и экологической культуры направлены следующие темы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс), «Будьте природе другом!», «Сидел в траве кузнечик…» (2 класс), «О ранах маленьких…» (3 класс). Во всех учебниках предусмотрены «Странички для любознательных», «Давайте научимся», «Прочитаем и обсудим», «Природы дивная краса», «Понаблюдаем», «Наши проекты», направленные на углубление и расширение знаний, полученных на уроке, развитие кругозора.

Частыми при изучении данных тем становятся экскурсии, экологические акции.

Материал, отобранный авторами и представленный на страницах учебников, основывается на жизненном опыте детей. Это интересные, а главное понятные ребенку тексты и темы.

В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс), где учащиеся с помощью взрослых составляют древо своей семьи. 3 класс предусматривает введение темы «Семейный бюджет», при изучении которой школьники знакомятся с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «потребности», в 4 классе выполняется проект «Календарь праздников моей семьи». Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Здоровый образ жизни занимает одно из главных мест в курсе «Окружающий мир». Для развития установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы. В 1 классе изучаются темы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?». В учебнике 2 класс для этой темы отведен целый раздел «Здоровье и безопасность». В учебнике 3 класса – разделы «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», а в 4 классе предусмотрен учебный проект «Путешествуем без опасностей».

К проблеме нравственного выбора авторы учебников обращают школьников уже в 1 классе, благодаря чему начинает формироваться чувство ответственности. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?». Во 2 классе в разделе «Общение» предусмотрено формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. Развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки служит раздел «Чему учит экономика» в учебнике 3 класса, где вводятся новые понятия «Товары», «услуги», «налоги». Все эти понятия связаны с личным опытом ребенка и его семьи.

Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности школьников через изучение тем, разделов, выполнении заданий и проектов, предусмотренных учебниками.



Не остается без включения духовно-нравственных основ в курс изучения и других учебных предметов.

Уроки Русского языка направлены не только на развитие грамотности, речи, но и включают в себя работу нравственного характера, приобщение к русской культуре, становлению этически и эстетически развитой личности. Например, написание сочинений по репродукциям в учебнике учат любованию природой, заботе о ближних, семейным ценностям (Золотая осень. И.С.Остроухов, Зима пришла. Детство. С.А.Тутунов, Лоси. А.С.Степанов). В каждом разделе учебника имеется страничка для любознательных, направленная на формирование интеллектуальной всесторонне развитой личности. Ни один урок не обходится без нравственных бесед по содержанию упражнений.

Большое эстетическое значение несут в себе уроки Изобразительного искусства. Понятия добра и зла, света и тьмы, эмоций и взаимодействия людей, традиций семьи, народов, отражение культуры и природоведческие темы несут в себе огромный потенциал для становления духовно-нравственной личности.

Трудовое, патриотическое воспитание, этическое, эстетическое, и даже, экологическое воспитание пронизывает уроки Технологии. Каждый урок начинается с бесед по иллюстративному материалу учебника, творческая работа дополняется выводами ребят о необходимости данного изделия, важности проделанной работы, впечатлениями об эстетике изделия.

Даже на уроках математике развитие личностных, регулятивных умений неразрывно связано с понятиями духовной-нравственности. Предметные и познавательные УУД формируются для создания положительного жизненного опыта учащихся. Некоторые темы четко диктуют цели применения знаний на практике (математические подсчеты стоимости, измерительные навыки).

Обобщенный предполагаемый результат как итог реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания фиксируется в портрете выпускника младшего школьника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками.



Достижению же данного результата способствует не только описанная урочная деятельность, но и внеурочные занятия, расширяющие круг возможностей учебного процесса, а также, разноплановая деятельность классного руководителя.