СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе обращения к литературным образам»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена размышлению о том, что поможет человеку сделать свой мир чистым, светлым и радостным, научит видеть прекрасное в окружающем, сколь велика в этом роль Библии, произведений русских писателей и педагогов.

Просмотр содержимого документа
««духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе обращения к литературным образам»»

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОБРАЩЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ОБРАЗАМ»

Жданова Татьяна Викторовна

ОБПОУ «Курский педагогический колледж», г. Курск


Статья посвящена размышлению о том, что поможет человеку сделать свой мир чистым, светлым и радостным, научит видеть прекрасное в окружающем, сколь велика в этом роль Библии, произведений русских писателей и педагогов.


В зависимости от состояния своего внутреннего мира человек может радоваться или тревожиться, быть спокойными или беспокойными, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. Это зависит от того, как он наполняет свой внутренний мир и как строит отношения с другими людьми.

Поиск себя в жизни не бывает лёгким, человек сам вправе выбирать, чем питать свою душу. Очень важный вопрос, который встаёт перед каждым из нас: как сохранить свой внутренний мир, не разрушить его в столь многообразном мире… Мире, где есть любовь и ненависть, добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь?

Обращение к духовному миру, миру культуры, к литературе, искусству, культурным традициям, основывающимся на высших человеческих ценностях, способно помочь человеку сделать свой мир чистым, светлым и радостным, напитать душу любовью ко всему сущему.

Особую роль в этом случае берёт на себя Книга книг – Библия. Вот что написал об этом автор учебников для школьников, доктор педагогических наук М.Г.Качурин: «Вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой книг, опирается на её истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит их речения, легенды, притчи… эта связь не всегда очевидна, но открывается в пристальном, отзывчивом чтении и вносит как бы новое измерение в «художественную вселенную», созидаемую словесным искусством» [4].

На силу искусства, связанного с таинствами религии, на его особую роль в преображении человека указывает культуролог Владимир Вейдле в книге «Умирание искусства». Он пишет: «Всё изображаемое да будет преображено; всё, что выражено, да станет воплощённым. Это звучит мистическим заклятием, но это и есть тайный закон всякого искусства…. Никакой ум и талант, никакие знания ОДНИ его (художника) не спасут, не помогут найти животворящее, утраченное им слово. Преображение не есть операция вычисляющего рассудка, оно есть чудо, и воплощение – это чудо, ещё более чудесное…» [2]. Обращение к Библии вводит в произведение нравственную меру, позволяющую измерить добро и зло, падение и возвышение.

Разговор с ребёнком о том, что такое хорошо и что такое плохо, начинается тогда, когда ребёнок делает первые шаги в постижении мира. С течением времени эта тема усложняется, потому что усложняется внутренний мир ребёнка, его опыт. В школе к осознанию категорий добра и зла, красоты и уродливости обращает рассказ Василия Сухомлинского «Красивое и уродливое». Прежде чем прочитать его с детьми, уместно будет обратить учеников к разговору о том, что с их точки зрения является красотой, а что уродством. Такой разговор полезен с детьми любого возраста. Он устремляет к размышлению о «вечных вопросах», создаёт почву для того, чтобы дети определились в оценке собственных поступков, поступков других людей. После столь важной беседы можно обратиться к знакомству с рассказом «Красивое и уродливое».

«Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом».

Я долго думала: что же самое красивое?

Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.

Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.

А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела – не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным» [5].

Надо отметить, что этот простой на первый взгляд рассказ даёт почву для серьёзного разговора с ребятами, потому что в настоящее время, к сожалению, милосердие всё больше становится дефицитом, а отношение к старикам со стороны многих молодых людей вызывает чувство душевной боли и отчаяния.

Древние «Жития» положили начало созданию образа совершенного героя, наделённого высшими добродетелями. Это стремление проявлялось снова и снова в творчестве писателей последующих эпох, вплоть до наших дней.

Важно сказать, что именно на Житиях воспитывались поколения русских людей.

На одном из уроков внеклассного чтения в 4 классе важно обратиться к рассказу «Юшка» А. Платонова. В этом образе воплощена редкая душевная красота человека, которую учитель поможет открыть детям, обратив их внимание прежде всего на отношение к окружающему миру, природе. Разговор по этому произведению, возможно, будет нелёгким: и потому, что наши дети живут в непростое время отстранения от истинных ценностей, и потому, что сами они в силу небольшого духовного опыта, не всегда готовы увидеть истинную красоту.

Знакомство с такого рода образом предполагает обращение к чувствам детей. А для этого нужно постараться открыть ученикам чувства Юшки по отношению к миру природы. Учитель сможет добиться этого, если сам будет искренен, поделиться своими ощущениями от соприкосновения с природой. В этом случае ему удастся вывести детей на разговор о герое «не от мира сего». Обратимся к тексту А.Платонова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим» [6]. Осознание трепетного отношения Юшки к природе как творению божьему, как святому началу жизни помогает понять его особое отношение – отношение Святого – к людям, которые окружают героя: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» [Там же].

Важно, чтобы дети поняли, что человек, который чувствует теплоту солнечных лучей и услышит пение птиц независимо от своего настроения и состояния, - по-настоящему счастливый человек. Таким людям неведомы злоба и ненависть, зависть и раздражительность. Они принимают мир таким, каков он есть, и не стремятся ничего изменить, потому что уверены, что жизнь прекрасна. Таков Юшка — главный герой рассказа А. П. Платонова. Юшка нес людям любовь и добро. Добро и любовь, питавшие сердце Юшки, остаются в мире и после его смерти, потому что живущие люди всегда нуждались в них, хотя никогда в этом не признавались. Важно остановиться с учениками и на выяснении понятия «слепое сердце». Так определяет Юшка сердца окружающих людей. Разговор об этом даст пищу для ума и сердца детей, а впоследствии, будем надеяться, сыграет важную роль в пробуждении в них Человека.

Именно этой проблеме – пробуждению в себе Человека, посвящён рассказ Василия Сухомлинского «Как Федя чувствовал в себе Человека». И хотя рассказ написан давно, в нём затрагиваются актуальные для жизни современного ребёнка вопросы. Приведём его: «Феде уже восемь лет, и мама решает, что ему уже пора помогать по хозяйству, например, копать картофель. Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, оставленные Федей, и говорит:

– Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все.

Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением:

– Где же тот Человек? Что он видит?

– В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот попробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь.

«И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», – подумал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин.

Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел.

Работает мальчик час, работает второй – все больше удивляется.

Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля… Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде…. Но и радостно! … Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим. «Хороший это друг – Человек», – думает Федя...» [7].

Дети очень хорошо понимают, что речь идёт о совести, о том, что именно это свойство души побуждает каждого из нас вести внутренний разговор с собой, спасает от равнодушия и душевной слепоты, выводит на дорогу счастья, в основе которой лежит способность преодолеть свои слабость, безволие, эгоизм.

Задача учителя, наставника, родителя помочь юной душе найти для себя духовную пищу, которая станет для него спасительной. Для этого хороша любая честная, открытая и глубокая беседа, будь это внеклассное мероприятие, урок литературного чтения, музыки, изобразительного искусства. В Евангелии от Матфея читаем: 43 «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. Игнатий Брянчанинов пояснил эти слова Евангелия так: «Священное Писание называет всякого человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божьим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны» [1].

Алёша Карамазов, герой произведения Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» говорит: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.  Мало того, может быть именно это воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: "Да, я был тогда добр, смел и честен" [3]. Важно помнить всегда, что от нас, взрослых людей, учителей, наставников, зависит, останется ли в душе ребёнка духовный след от общения с нами, сможем ли мы подвигнуть ребёнка на важный бескорыстный поступок, который сделает его лучше и от этого счастливее.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. [Библия. - Москва.1989].

  2. [Вейдле В. Умирание искусства». - М. 2001].

  3. [Ф. Достоевский. Братья Карамазовы. – М.1978].

  4. [https://religion.wikireading.ru/196971].

  5. [https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-krasivoe-i-urodlivoe/].

  6. [https://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html].

  7. [https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-kak-fedya-pochuvstvoval-v-sebe-cheloveka/]