СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных творчеству нижегородского писателя владимира гофмана

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ НИЖЕГОРОДСКОГО ПИСАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА ГОФМАНА

Ганина В.А.

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Группа ПНК-3Б

Руководитель – Борисова Л.Н.

 

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время перед государством и обществом стоит задача воспитывать в школьниках всесторонне развитую, а главное духовно-нравственную личность. Образование – это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения, который направлен на развитие и становление личности ребенка.

Цель работы – изучение творческого наследия В.Н. Гофмана для его применения в образовательно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками на внеурочных занятиях по литературному чтению.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование, что бы понять как учитель начальных классов может способствовать духовно-нравственному воспитанию при изучении творчества В.Н. Гофмана на внеурочной деятельности по литературному чтению.

Благодаря появившейся такой тенденции как «иерейская проза» происходит знакомство общественности с современниками, которые стали писателями, имея священнический сан. Поэтому данная работа знакомит нас с писателем-земляком – В. Гофманом и со способами изучения его творчества.

Главное в творчестве писателя является мотив чуда, что важно для детей. Он считает, что чудеса случаются с нами постоянно, поэтому мы их не замечаем. При прочтении книг В. Гофмана дети анализируют поступки героев с духовно-нравственной точки зрения. 

Пример такого чуда встречается в рассказе «Отблеск фаворского света», т.к. в его основу положена история духовно-нравственного чудесного преображения алтарника Петра [2]. Герои рассказа задаются о сущности чуда в Рождественскую ночь. Петр – бывший машинист электровоза поделился своей историей чуда, которая, изменила как его самого, так и его жизнь. Однажды в снежную бурю, Петр заметил молящуюся женщину в красном, что встревожило героя. Неожиданно он заметил спавшего в колее человека: «Понимая, что наезд предотвратить не удастся, я стал усиленно молиться и …осенил мужчину крестным знамением <…>» [1, с. 16]. Чудо совершилось – незнакомец каким-то непостижимым образом остался жив. Петр признается, что за годы работы на железной дороге не раз сбивал людей: «Семь душ на моей совести. Хотя нас за это не судят, поезд не машина, не свернешь с дороги. Не судят, а душа болит. Этот живой заставил меня точку поставить» [1, с. 17].

Мотив чуда истории Петра в его духовно-нравственном возрождении дополняется рождественским образом природы, которое словно символизирует о его очищении и тем самым торжественно завершает рассказ: «Небо стало светлее. Город оживал, с проспекта доносились гудки машин, звон трамваев. Но снег под ногами скрипел…празднично. Рождество!» [1, с. 17]. Рассказ «Отблеск фаворского света» интересен читателям любого возраста, т.к. показывает, что чудо непременно произойдет и окажет решающее влияние на всю жизнь. Дети особенно чутки к таким событиям.

Стоит сказать о лирике В. Гофмана, которая обращена к теме России и способствует проявлению патриотических чувств у читателя, к осознанию своей принадлежности к нашей многонациональной стране.

Так, при работе со стихотворением «Богатыри», прослеживается связь времен и поколений, сам образ России, неразрывное единство её прошлого и настоящего, тревога за судьбу страны и ее осмысление [3]. 

Тема стихотворения движется от личных ощущений «нынешнего» русского человека к житью былинных русских богатырей: «Вновь на душе беспокойно и муторно — ни огонька, ни жилья» [1, с. 186], [3]. Пространственно-временные границы размываются, исчезает четкая грань между Россией сегодняшней и Киевской Русью: «Что ж ты, Добрыня, копье мурзамецкое в землю глубоко вонзил? Сердце ль не чует твоего молодецкое — нехорошо на Руси?» [1, с. 186]. В «Богатырях» звучит призыв героя к собственной душе: «Встаньте, проснитесь — нужда в вас великая, русские богатыри!» [1, с. 186], [3].

Так дети видят этих Богатырей в образе обычных людей, которым свойственны, как и современному человеку, такие же чувства и переживания. Младшие школьники получают широкое представление о исторических событиях и личностях, русского народа, об их духовном подвиге самопожертвования. В поэзии В.Н. Гофмана звучит горячий призыв к защите своей страны – вот основной вывод, к которому придут младше школьники при анализе этого стихотворения.

При дальнейшем изучении творчества В. Гофмана учитель способствует развитию семейных устоев в сознании детей. Тема семьи и социальных взаимоотношений является одной из составляющих в рассказах писателя «Далеко-далеко за морем», «Память смертная» и др. Писатель показывает, что отношения между людьми строятся на их внутренней связи и любви.

Творчество В. Гофмана способствует расширению читательского пространства детей и воспитанию «ученика-читателя».  После прочтения и анализа прозы или поэзии писателя у них наступает стадия осмысления, после чего ребенок может определить духовно-нравственную проблему, которая стоит перед героями произведений, определить мотивы их поведения и поступков, тем самым младшие школьники систематизируют свои поступки с точки зрения нравственных ориентиров. 

В настоящее время происходит модернизация внеурочной деятельности, в том числе захватывая и литературную деятельность во внеурочное время. Она необходима, потому что внеурочной деятельности отводят очень маленькую роль и значение в воспитании личности младшего школьника, его духовно-нравственного становления. Традиционный процесс образования нацелен на формирование предметных знаний, умений и навыков, то есть дети начальной школы, могли отлично помнить стихотворения и другие произведения изучаемых писателей и поэтов, могли четко рассказать их биографии, но не всегда умели дать характеристику героям произведений, оценивать их поступки и происходящее с нравственной точки зрения, не говоря уже о развитии и совершенствовании коммуникативных навыков детей в ходе внеурочной деятельности. Теперь же она нацелена не только на формирование предметных знаний, умений и навыков детей, но и на развитие умения характеризовать прочитанное с нравственной точки зрения, на развитие коммуникативных навыков в процессе работы.

Внеурочные занятия должны быть связаны с учебной программой, а краеведческий компонент является продолжением урочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность направлены на достижение одних воспитательных целей и реализацию схожих воспитательных задач, но, к сожалению, количество часов, которое отводится на её проведение ничтожно малое, и она не включается в учебный план.

В настоящее время при разработке программ литературного образования младших школьников, создатели делают упор на воспитание школьников, формирование их коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей духовно-нравственного развития школьников выступают такие учебные программы как:

- программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России».

Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают по Литературному чтению, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.

Схожую цель имеют авторы Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская, учебника по литературному чтению УМК «Перспектива», а именно организовать учебную деятельность младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для духовно-нравственного развития ребенка в процессе освоения образовательной программы.

Для реализации духовно-нравственного воспитания на внеурочной деятельности раньше использовались в основном словесные формы – беседу, рассказ, объяснение и др. В связи с этим доминировали длинные монологи учителя в сочетании с отдельными мероприятиями. Недоставало индивидуального подхода, учета личных особенностей ребенка, опоры на его жизненный опыт.

Но сейчас учителя стали отдавать предпочтение таким методам духовно-нравственного воспитания, как разъяснение и этическую беседу, через которые происходит эмоционально-словесное воздействие на детей, исходя из их индивидуальных особенностей.

Разъяснение является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся. Важной чертой, которая отличает разъяснение от объяснения и рассказа, является ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Разъяснение основывается на внушении. Внушение, проникая в психику, незаметно для ребенка, действует на его личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предусматривающий участие обеих сторон: и учителя, и учеников. Беседа называется этической, так как ее предметом обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Целью этической беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также обобщение и закрепление знаний, углубление, упрочение нравственных понятий в сознании ребенка.

Для привлечения детей к чтению учитель должен активно применять внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, доклады и сообщения по биографиям, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. При их использовании учитель может сформировать предметные знания учащихся, способствовать духовно-нравственному воспитанию ребенка через анализ произведений В. Гофмана и умение работать и сотрудничать в парах, микрогруппах, командах, применять все эти умения в своей дальнейшей деятельности, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.

Мной были разработаны конспекты внеурочных занятий по темам «Мастерская слова: зёрна добра и красоты», «Очарованье русского пейзажа» в форме литературной гостиной, «Игра «Умники и умницы»» в форме игры-викторины, в которых по возможности были включены выше перечисленные формы и методы.

Как уже было сказано цель работы заключалась в проведении исследования о применении на внеурочных занятиях по литературному чтению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана. Для этого был рассмотрен актуальный вопрос духовно-нравственного воспитания младших школьников. Сейчас одна из ключевых проблем в воспитании – это проблема нравственности, которая стоит не только перед школой, но и в целом перед всем обществом.

Поэтому одной из главных задач образования является духовно-нравственное воспитание и всестороннее развитие ребенка и опорой для ее реализации должны служить понятия о нравственности, заложенные в детстве семьей и школой.

Мы можем сделать вывод о ценности краеведческой работы, т.к. применения элементы краеведения, а именно изучение детьми творчества нижегородского писателя Владимира Гофмана, учитель дает детям цельную систему знаний о морали, о нравственности, родном крае, расширяет их познавательную сферу с помощью использования разных приемов, форм и методов обучения, развивает исследовательские навыки и творческие способности.

Такая работа включает обучающихся в решение проблем окружающей действительности, воспитывает в них чувство любви к близким людям, к Родине на конкретном жизненном материале.

Исходя из проведенного исследования можно сказать, что изучение творчества нижегородского писателя Владимира Гофмана на внеурочной деятельности по литературному чтению способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, потому что нравственная сторона формирует личность человека, ребенка и является одной из главных задач, которая стоит перед учителем и школой.

 

Список использованных источников

  1. Гофман, В.Н. След облака: Рассказы. Стихотворение [Текст] / В.Н.Гофман. — Н. Новгород: Покровка, 2003. – 269с.

 

  1. Жучкова, Е. Н. Мотив чуда в рассказе Владимира Гофмана «Отблеск фаворского света» [Текст] / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей по материалам I Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности». Н. Новгород, 2007. С.151-155.

 

  1. Жучкова, Е. Н. Художественное решение темы России в поэзии Владимира Гофмана [Текст] / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей по материалам II Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности». Н. Новгород, 2009. С.231-235.

 

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных творчеству нижегородского писателя владимира гофмана»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ НИЖЕГОРОДСКОГО ПИСАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА ГОФМАНА

Ганина В.А.

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Группа ПНК-3Б

Руководитель – Борисова Л.Н.


Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время перед государством и обществом стоит задача воспитывать в школьниках всесторонне развитую, а главное духовно-нравственную личность. Образование – это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения, который направлен на развитие и становление личности ребенка.

Цель работы – изучение творческого наследия В.Н. Гофмана для его применения в образовательно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками на внеурочных занятиях по литературному чтению.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование, что бы понять как учитель начальных классов может способствовать духовно-нравственному воспитанию при изучении творчества В.Н. Гофмана на внеурочной деятельности по литературному чтению.

Благодаря появившейся такой тенденции как «иерейская проза» происходит знакомство общественности с современниками, которые стали писателями, имея священнический сан. Поэтому данная работа знакомит нас с писателем-земляком – В. Гофманом и со способами изучения его творчества.

Главное в творчестве писателя является мотив чуда, что важно для детей. Он считает, что чудеса случаются с нами постоянно, поэтому мы их не замечаем. При прочтении книг В. Гофмана дети анализируют поступки героев с духовно-нравственной точки зрения.

Пример такого чуда встречается в рассказе «Отблеск фаворского света», т.к. в его основу положена история духовно-нравственного чудесного преображения алтарника Петра [2]. Герои рассказа задаются о сущности чуда в Рождественскую ночь. Петр – бывший машинист электровоза поделился своей историей чуда, которая, изменила как его самого, так и его жизнь. Однажды в снежную бурю, Петр заметил молящуюся женщину в красном, что встревожило героя. Неожиданно он заметил спавшего в колее человека: «Понимая, что наезд предотвратить не удастся, я стал усиленно молиться и …осенил мужчину крестным знамением » [1, с. 16]. Чудо совершилось – незнакомец каким-то непостижимым образом остался жив. Петр признается, что за годы работы на железной дороге не раз сбивал людей: «Семь душ на моей совести. Хотя нас за это не судят, поезд не машина, не свернешь с дороги. Не судят, а душа болит. Этот живой заставил меня точку поставить» [1, с. 17].

Мотив чуда истории Петра в его духовно-нравственном возрождении дополняется рождественским образом природы, которое словно символизирует о его очищении и тем самым торжественно завершает рассказ: «Небо стало светлее. Город оживал, с проспекта доносились гудки машин, звон трамваев. Но снег под ногами скрипел…празднично. Рождество!» [1, с. 17]. Рассказ «Отблеск фаворского света» интересен читателям любого возраста, т.к. показывает, что чудо непременно произойдет и окажет решающее влияние на всю жизнь. Дети особенно чутки к таким событиям.

Стоит сказать о лирике В. Гофмана, которая обращена к теме России и способствует проявлению патриотических чувств у читателя, к осознанию своей принадлежности к нашей многонациональной стране.

Так, при работе со стихотворением «Богатыри», прослеживается связь времен и поколений, сам образ России, неразрывное единство её прошлого и настоящего, тревога за судьбу страны и ее осмысление [3].

Тема стихотворения движется от личных ощущений «нынешнего» русского человека к житью былинных русских богатырей: «Вновь на душе беспокойно и муторно — ни огонька, ни жилья» [1, с. 186], [3]. Пространственно-временные границы размываются, исчезает четкая грань между Россией сегодняшней и Киевской Русью: «Что ж ты, Добрыня, копье мурзамецкое в землю глубоко вонзил? Сердце ль не чует твоего молодецкое — нехорошо на Руси?» [1, с. 186]. В «Богатырях» звучит призыв героя к собственной душе: «Встаньте, проснитесь — нужда в вас великая, русские богатыри!» [1, с. 186], [3].

Так дети видят этих Богатырей в образе обычных людей, которым свойственны, как и современному человеку, такие же чувства и переживания. Младшие школьники получают широкое представление о исторических событиях и личностях, русского народа, об их духовном подвиге самопожертвования. В поэзии В.Н. Гофмана звучит горячий призыв к защите своей страны – вот основной вывод, к которому придут младше школьники при анализе этого стихотворения.

При дальнейшем изучении творчества В. Гофмана учитель способствует развитию семейных устоев в сознании детей. Тема семьи и социальных взаимоотношений является одной из составляющих в рассказах писателя «Далеко-далеко за морем», «Память смертная» и др. Писатель показывает, что отношения между людьми строятся на их внутренней связи и любви.

Творчество В. Гофмана способствует расширению читательского пространства детей и воспитанию «ученика-читателя». После прочтения и анализа прозы или поэзии писателя у них наступает стадия осмысления, после чего ребенок может определить духовно-нравственную проблему, которая стоит перед героями произведений, определить мотивы их поведения и поступков, тем самым младшие школьники систематизируют свои поступки с точки зрения нравственных ориентиров.

В настоящее время происходит модернизация внеурочной деятельности, в том числе захватывая и литературную деятельность во внеурочное время. Она необходима, потому что внеурочной деятельности отводят очень маленькую роль и значение в воспитании личности младшего школьника, его духовно-нравственного становления. Традиционный процесс образования нацелен на формирование предметных знаний, умений и навыков, то есть дети начальной школы, могли отлично помнить стихотворения и другие произведения изучаемых писателей и поэтов, могли четко рассказать их биографии, но не всегда умели дать характеристику героям произведений, оценивать их поступки и происходящее с нравственной точки зрения, не говоря уже о развитии и совершенствовании коммуникативных навыков детей в ходе внеурочной деятельности. Теперь же она нацелена не только на формирование предметных знаний, умений и навыков детей, но и на развитие умения характеризовать прочитанное с нравственной точки зрения, на развитие коммуникативных навыков в процессе работы.

Внеурочные занятия должны быть связаны с учебной программой, а краеведческий компонент является продолжением урочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность направлены на достижение одних воспитательных целей и реализацию схожих воспитательных задач, но, к сожалению, количество часов, которое отводится на её проведение ничтожно малое, и она не включается в учебный план.

В настоящее время при разработке программ литературного образования младших школьников, создатели делают упор на воспитание школьников, формирование их коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей духовно-нравственного развития школьников выступают такие учебные программы как:

- программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России».

Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают по Литературному чтению, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.

Схожую цель имеют авторы Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская, учебника по литературному чтению УМК «Перспектива», а именно организовать учебную деятельность младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для духовно-нравственного развития ребенка в процессе освоения образовательной программы.

Для реализации духовно-нравственного воспитания на внеурочной деятельности раньше использовались в основном словесные формы – беседу, рассказ, объяснение и др. В связи с этим доминировали длинные монологи учителя в сочетании с отдельными мероприятиями. Недоставало индивидуального подхода, учета личных особенностей ребенка, опоры на его жизненный опыт.

Но сейчас учителя стали отдавать предпочтение таким методам духовно-нравственного воспитания, как разъяснение и этическую беседу, через которые происходит эмоционально-словесное воздействие на детей, исходя из их индивидуальных особенностей.

Разъяснение является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся. Важной чертой, которая отличает разъяснение от объяснения и рассказа, является ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Разъяснение основывается на внушении. Внушение, проникая в психику, незаметно для ребенка, действует на его личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предусматривающий участие обеих сторон: и учителя, и учеников. Беседа называется этической, так как ее предметом обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Целью этической беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также обобщение и закрепление знаний, углубление, упрочение нравственных понятий в сознании ребенка.

Для привлечения детей к чтению учитель должен активно применять внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, доклады и сообщения по биографиям, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. При их использовании учитель может сформировать предметные знания учащихся, способствовать духовно-нравственному воспитанию ребенка через анализ произведений В. Гофмана и умение работать и сотрудничать в парах, микрогруппах, командах, применять все эти умения в своей дальнейшей деятельности, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.

Мной были разработаны конспекты внеурочных занятий по темам «Мастерская слова: зёрна добра и красоты», «Очарованье русского пейзажа» в форме литературной гостиной, «Игра «Умники и умницы»» в форме игры-викторины, в которых по возможности были включены выше перечисленные формы и методы.

Как уже было сказано цель работы заключалась в проведении исследования о применении на внеурочных занятиях по литературному чтению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана. Для этого был рассмотрен актуальный вопрос духовно-нравственного воспитания младших школьников. Сейчас одна из ключевых проблем в воспитании – это проблема нравственности, которая стоит не только перед школой, но и в целом перед всем обществом.

Поэтому одной из главных задач образования является духовно-нравственное воспитание и всестороннее развитие ребенка и опорой для ее реализации должны служить понятия о нравственности, заложенные в детстве семьей и школой.

Мы можем сделать вывод о ценности краеведческой работы, т.к. применения элементы краеведения, а именно изучение детьми творчества нижегородского писателя Владимира Гофмана, учитель дает детям цельную систему знаний о морали, о нравственности, родном крае, расширяет их познавательную сферу с помощью использования разных приемов, форм и методов обучения, развивает исследовательские навыки и творческие способности.

Такая работа включает обучающихся в решение проблем окружающей действительности, воспитывает в них чувство любви к близким людям, к Родине на конкретном жизненном материале.

Исходя из проведенного исследования можно сказать, что изучение творчества нижегородского писателя Владимира Гофмана на внеурочной деятельности по литературному чтению способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, потому что нравственная сторона формирует личность человека, ребенка и является одной из главных задач, которая стоит перед учителем и школой.



Список использованных источников

  1. Гофман, В.Н. След облака: Рассказы. Стихотворение [Текст] / В.Н.Гофман. — Н. Новгород: Покровка, 2003. – 269с.



  1. Жучкова, Е. Н. Мотив чуда в рассказе Владимира Гофмана «Отблеск фаворского света» [Текст] / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей по материалам I Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности». Н. Новгород, 2007. С.151-155.



  1. Жучкова, Е. Н. Художественное решение темы России в поэзии Владимира Гофмана [Текст] / Е. Н. Жучкова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей по материалам II Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности». Н. Новгород, 2009. С.231-235.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!