Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание музыкой»
Воробьёва Н.Л. Учитель музыки МБОУ СОШ № 4 г.Бирск.
Духовно-нравственное воспитание музыкой
Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Задача учителя музыки - донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.
Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков.
Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами. Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру.
Сегодняшний школьник опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно - нравственном. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием в связи с явлением шизофании (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки.) Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Как считает Э.Б. Абдуллин, «из усердного исполнителя государственной программы он (учитель) должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью. Как считает И. Чич-Головина, нужно «профессию развернуть до размеров жизни». Учитель музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество, хорошо владеть психологией общения с детьми. В этом - будущее уроков музыки, и поэтому надо знать технологию музыкально-психологического процесса. Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы- все это объединено одним словом - Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России.
Список используемой литературы:
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М: Академия, 2004.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М: Просвещение 2004.
3. И. Чич-Головина. Об искусстве педагогики и педагогики искусства. М: Академия 2007.