Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, падению нравов.
Если ребенок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: «Не убий», «Не укради», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности. Ныне наступило «время собирать камни…»
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире - Русская литература, которая всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.»
Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце)
Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.
«Домострой» 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ – учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания. Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души:
« ..душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья…»
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь
Е. Онегина после замужества?
М. Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).
Эту же тему продолжает Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»
-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви.
Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки – мечта многих мужчин и сейчас.
Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внимание сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.
Пример: И. С. Тургенев «Порог».
Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности, гражданственности, человеческого подвига. Порог – это нижняя часть дверного проема.
«.. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- ЗНАЮ.
- Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.
- ЗНАЮ. Я готова, я перенесу все.
- Готова ли ты на жертву?
- ДА. И все-таки я хочу войти.
-Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- ДУРА! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! Пронеслось оттуда в ответ.
Опыт современного прочтения: современные ученики не понимают смысл самопожертвования, совершенно другие нравственные ценности.
Особое место в русской литературе занимает Фёдор Михайлович Достоевский. Знакомство с Достоевским начинается с его высказывания: «Если мне докажут, что истина не с Христом, я откажусь от такой истины». Творчество Ф.М. Достоевского освящено истинами Православия. Его великий роман "Преступление и наказание" - есть творчески-взрывное религиозное и философское постижение истины.
Нравственный выбор совершают и герои романа Ф М Достоевского "Преступление и наказание". Способность направлять свою волю к добру или ко злу называется на современном языке свободой, но не в самой способности выбирать между добром и злом заключается высочайшая ценность свободы, а в выборе добра. Этот роман Достоевского не утрачивает своей актуальности. Потому что с наибольшей полнотой и ясностью выразил сущность русского самосознания, которая – в христианстве.
Необходимо знакомить детей с литературой особого рода: без описания страстей и соблазнов современного мира, но с любовью к прошлому своей страны, с благоговением к вере предков. Это роман И. Шмелева «Лето Господне».
«Здесь все лучится от сдержанных, непролитых слез умиленной благодатной памяти», - так писал о романе И.С. Шмелева «Лето Господне» философ и друг автора Иван Ильин.
Рассказ И. Шмелева учит нас радости бытия, открытости миру, чувству сопричастности нашей личной жизни целого народа.
С рассказом Шмелева перекликается рассказ И. Бунина «Чистый понедельник», где сообщается учащимся о Великом посте, Чистом понедельнике – первом дне поста, о том, что подготовка к подвигу поста, тяжкому душевному труду, молитве, самоограничению – это расставание с сытой, роскошной, праздной жизнью. Рассуждаем о смысле названия рассказа, о том, почему он так назван. Целью урока является показать душевную красоту героини, её стремление служить Богу (реальный образ княгини Елизаветы Федоровны), силу характера, бескорыстие ума.
Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике» - Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!
у А. Толстого в «Русском характере» - Тоска по Родине в плену,
у М. Шолохова в «Судьбе человека» - Сила русского духа, вера, духовная красота.
А вот ещё замечательный рассказ А. П. Чехова « Припадок».
Главный герой – Васильев, закончил естественный факультет, учится на юридическом. Кто-то из писателей сказал однажды про Васильева, что он талантливый человек. Есть таланты писательские, сценические, художнические. У него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет, около больного он сам становится больным и стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь… Героя не понимают, объявляют сумасшедшим… То, что Чехов назвал талантом человеческим, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека.
Размышляя с учащимися на уроках о жизни и творчестве В. Шукшина, приходим к выводу о том, как писатель любил Россию, русский народ.
Его интересовали люди, полные душевной смутой, с надорванным сердцем, толкующие и ищущие смысл жизни. Этим героям автор прощал все: и их чудачества, и их бескультурье, и их ветреную, бесшабашную жизнь, и измену своему дому, и даже их нетерпимость. Единственно, чего не прощал он своим героям, – это душевной пустоты». В 1966 году в ответ на благожелательные читательские отклики из Сибири Василий Макарович написал :
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле».
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
Мир еще слишком далѐк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще.
И в заключении хочется прочитать замечательное стихотворение современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны. Мне кажется, именно здесь оно уместно.
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: ―Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит‖.
4