СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Воспитание должно опираться на две основы – нравственность и благополучие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благополучие – одних расчётливых эгоистов.

Н.Шамфор

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

(Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова (1960 г.)

Духовное воспитание – это обязательно система воздействий, влияний и взаимодействий; не эпизод, не частный случай, но продуманный, целенаправленный, целостный подход, формирующий иерархию жизненных, общественных, личностных ценностей, позволяющий индивиду ощущать себя частью чего-то большого, определяющий путь духовного познания себя и мира, способствующий саморазвитию и самосовершенствованию.

Что же помогает нам сохранять, поддерживать и развивать систему человеческих ценностей?

Это прежде всего семья.

Что формирует и укрепляет нашу систему ценностей? Это, конечно же, культурные традиции.

Именно традиции выполняли важнейшую функцию – передачи накопленного опыта, объединения поколений в действиях, в мировосприятия. К традициям мы относим крещение ребёнка и первое причастие, встречу Нового года и Рождества, празднование Масленицы и т.д.

Отказавшись от ценностей советского периода истории, мы лишились многих традиций. Этот культурный вакуум оказался не заполнен, не замещён чем-то иным, не менее важным и значимым. Нельзя не заметить, как старательно средства массовой информации пытаются создать эмоциональный настрой к Новому году (начиная с ноября), Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. Но эти праздники никак не влияют на развитие национального самосознания россиян.

Духовно-нравственное развитие – это не только заданный вектор, не только отдельные поступки и деяния, это ещё и непрерывный процесс самосовершенствования: и вчера, и сегодня, и завтра. Это – Путь…

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, —

значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Для того чтобы знания стали частью духовного мира человека, а не мёртвым капиталом, ученик должен уметь применять эти знания, постоянно, целенаправленно и заинтересованно использовать их.

Выбор оптимальных методов и форм работы над текстом связан и со спецификой жанра произведения, и с особенностями его восприятия учениками. Так, на уроках изучения сказки-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина в 6 классе использую выразительное чтение и художественное рассказывание, работу над планом и пересказ одной из 10 глав, подготовку устного словесного рисования и создание иллюстраций. Использую и элементы игровой технологии. Так, с интересом относятся школьники к заданию пересказать события от лица Насти и от лица Митраши, а затем сопоставить пересказы. Такого рода работа помогает увидеть за внешней стороной сюжета суть конфликта между детьми, особенности их характеров и жизненной позиции.

Значительное место на уроках по изучению эпических произведений занимает беседа в различных её видах. Серьёзное внимание уделяю нравственному потенциалу «Кладовой солнца», пришвинской любви к человеку и природе, его борьбе за правду и добро.

Вопросы и задания в ходе беседы могут быть поставлены такие:

  1. Составьте рассказ на тему «Трудовая жизнь брата и сестры».

  2. Какие особенности характера детей были причиной ссоры?

  3. В чём вы видите ошибки брата и сестры?

  4. Какое место занимает в сказке-были история собаки Травки?

  5. Как показаны в повести взаимоотношения человека и природы?

Рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник» требует большого напряжения, потому что события и герои воспринимаются учащимися как реальные. Это произведение создано для того, чтобы сказать детям о добре и зле, об активной борьбе за добро. Сюжет рассказа помогает увидеть, как по-разному ведут себя люди в одинаковых обстоятельствах, как от поведения людей зависит исход событий. Сочувствуя благородному и храброму Жилину, пятиклассники учатся воспринимать как прекрасное активное отношение к жизни, верность в дружбе, уважение к людям, мастерство труженика. Они увидят, что, строя сюжет рассказа, Толстой говорит о единстве основ нравственности у людей разных национальностей, о труде как основе единения. История дружбы Жилина и Дины покажет возможность взаимопонимания людей, разделённых национальными обычаями, языком.

Фрагмент романа «Евгений Онегин». Онегин читает записку Ленского – «приятный, благородный вызов. Уже в этой фразе передано авторское отношение к событию. Пушкин пишет: «Звал друга (не «Онегина», не «Евгения») Ленский на дуэль», заставляя читателя ощутить всю противоестественность происходящего. Онегин «без лишних слов» принимает вызов. Всё это – в русле светских правил: Онегин не задумываясь поступает так, как было принято в обществе. Эгоистичный Онегин не мог поступить иначе. Но тут вступает автор: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!» Онегин подчинился общественному мнению, которое сам же презирает. Автор стоит высоко над предрассудками героя и среды и судит их с позиций человечности, не снимая с них ответственности.

Пушкин вершит суд над героем и той средой, которая сформировала его характер. Онегин не преступает норм своего общества, но автор показывает, что ничто не может оправдать героя, осуждённого отныне страдать («окровавленная тень ему являлась каждый день»), тяготиться жизнью. Глубина страданий, суд над собой – плата за безответственность, за забвение истинно человеческой нравственности в угоду светским правилам чести. Трагедия Онегина – это утверждение ответственности человека за всё, что он совершает.

В рассказе И.С.Тургенева «Муму» эпизод гибели Муму очень важен по силе воздействия. Пятиклассники отвечают на вопрос: когда и почему у Герасима созрело решение самому убить Муму?

Высказывания учащихся дают возможность выявить нравственные представления детей, которые объясняют поступок Герасима или готовностью его принять на себя тяжесть страданий Муму, или мотивируют желанием Герасима доказать всем твёрдость своего характера.

В беседе выясняется, что Герасим принял решение, когда увидел кричащую злорадствующую толпу, которой он должен был выдать свою любимицу. Герасиму невыносимо тяжело. Это хорошо понимают дети. Но не все из них понимают «меру страданий» Герасима и то, что он сам из двух возможных решений выбрал для себя более трудное. Это вопрос нравственного выбора. Как должен поступить человек, когда участь близкого фактически решена и нельзя ничего изменить: отстраниться, уйти подальше, чтобы не мучить себя, или, наоборот, остаться хотя это трудно, взять на себя часть тяжёлого груза и тем самым облегчить положение друга?

Эта проблема, как и само слово «самопожертвование», становится понятным ученикам на примере поступка Герасима, когда задаю вопрос: о каких нравственных качествах Герасима мы можем судить по его поступку?

Пятиклассники говорят о Герасиме как о человеке сильной воли, на которого можно положиться, честном, прямом, мужественном. Они вспоминают, как вёл себя Герасим в период тяжёлых жизненных испытаний, приходят к выводу, что такой человек не мог оставить друга в беде. Он предпочёл взять на себя всю боль, чтобы Муму не страдала от равнодушия и жестокости людей, чтобы смерть её была более лёгкой. Так мог поступить только человек замечательного характера и большого сердца.

Раздел «Литературные сказки» в V классе всегда заканчиваю сказом П.П.Бажова «Синюшкин колодец». Это произведение позволяет ученикам как бы выйти за пределы сказочного мира и познакомиться с другим, особым, где органично сочетаются традиционные образы и ситуации народной сказки с картинками реальной жизни уральских рабочих. Рядом с Синюшкой здесь сосуществуют реальные герои, смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой или наделённые совершенно противоположными качествами.

Сказ П.П.Бажова требует от юного читателя большого труда ума и сердца. Чтобы вникнуть в глубокий социально-нравственный смысл, который заложен в нём, учащиеся должны оценить по достоинству «уральского волшебника», проникнуться его мудростью. А это возможно лишь в том случае, если пятиклассникам помочь воспринять ту сложную внутреннюю жизнь героев, которой они живут и которую не так просто осмыслить, как это обычно бывает при встрече с героями других сказок.

Раскрыть замысел автора помогает анализ построения сказа, имеющего два смысловых центра (бабка Лукерья - бабка Синюшка), которые связаны со всеми событиями жизни главного героя - Ильи.

Если от бабки Лукерьи Илья получает в наследство нравственные заветы о том, каким быть, как жить, как трудиться, как ладить с людьми, то бабка Синюшка как бы испытывает, утвердился ли он в этих жизненных правилах. Воплощением тех человеческих качеств, которые чужды этим героям сказа, является Кузька Двоерылко с его завистью, хитростью, подозрительностью и алчностью.

Нравственные принципы Ильи и Кузьки выверяются бабкой Синюшкой, этим фантастическим существом, олицетворяющим могучие силы природы, которая может быть для человека или благодарным другом или неумолимым врагом.

Говоря о героях сказа, предлагаю пятиклассникам представить себя в избе, где живут бабка Лукерья и Илья. Что они там видят? Ученики, оперируя текстом, находят художественные детали, которые помогают им ответить на вопрос. (Оказывается, что ни хозяйства, ни живности, ни домашней утвари в этой избе нет. Не случайно, отправившись на прииск после похорон Лукерьи, Илюха избушку свою и запирать не стал, потому в ней - ничем-ничего.)

Вопрос: «Действительно ли так нищ Илья, что у него ничем-ничего?» заставляет ребят невольно встать на защиту героя и доказывать, что он не жалкий нищий, не несчастный, обездоленный бедняк. Это гордый, независимый и смелый человек, словам которого: «Да, может, я эти перья на весь господский прииск не променяю», - можно верить. Что же за богатство оставила бабка Лукерья своему другу Илюшеньке и почему оно было так дорого ему? Если не обсудить этот вопрос, то многим учащимся бабкин наказ не раскроется во всей своей нравственной глубине. Мало того, в их сознании он не будет связан со всем дальнейшим поведением Ильи, которое как раз и подтверждает, что внук на век усвоил завет бабки Лукерьи и живёт в соответствии с ним (А он, видать, для жизни полезный. Всегда его в памяти держать надо).

Важно расшифровать каждый из советов бабки. Что значит - ходи весёленько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как понимать - худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт.

По сути, в этих наставлениях выражается нравственный идеал народа: быть жизнерадостным, сильным, трудолюбивым, непривередливым, не обеднять свою жизнь корыстью и завистью.

«Пока ты зло помнишь – зло живо», - подчёркнуто в рассказе Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика». Анализируя с шестиклассниками этот рассказ, выясняем:

- Какие образы и цитаты из Нового Завета приводит «старый сибиряк», доказывая Тимофею свою правоту?

Прежде всего, образ Иисуса Христа является для рассказчика примером любви к людям: «И говоря, как Христа били, обижали, и так утвердили, что одному Ему нигде места не было, а Он всех простил».

- Исчерпывается ли содержание рассказа воплощением христианской идеи любви и прощения? Только ли в иллюстрации евангельской заповеди следует видеть цель писателя? Какие ещё нравственные идеи высказывает Лесков в произведении?

Отвечая на поставленные вопросы, отметим, что писатель осуждает (вместе с героями) гордыню Тимофея: «Друг мой загордел и теперь за это путается в напрасном обольщении», - говорит рассказчик. Кроме того, с образом «старого сибиряка» связаны темы дружбы, верности, взаимовыручки. Важные для автора мысли воплощены в образе дяди Тимофея: творя зло, счастье не обрести.

С одиннадцатиклассниками говорим о добром и прекрасном, опираясь на страницы книги Д.С.Лихачёва («Письма о добром и прекрасном»). Учащиеся разбиты на группы, каждая работала над своей темой. Так, третья группа подготовила сообщение о жизни (1-5 письма). Начали они с 4 письма - «Самая большая ценность - жизнь». Ученики отмечают главное в нём: «…Жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём протяжении, и в настоящем, и в будущем» - величайшая ценность. А ещё нужно быть терпимым и открытым к людям, уметь искать и находить лучшее, хорошее, это обогащает нас духовно.

В письме 3 - «Самое большое» - автор призывает читателей «увеличивать добро в окружающем нас мире». Это и есть самая большая цель жизни.

В письме 5 говорится о цели, «достойной человека». Главная жизненная задача «должна диктоваться добротой к людям…».

В письме 1 - «Большое в малом» - автор пишет: «…великая цель… должна проявляться во всём». При этом он утверждает безнравственность поговорки «цель оправдывает средства». Академик уверен: «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя».

Участники второй группы отвечают на вопросы:

- Что общего в трёх первых письмах? (Девиз «Верность». Верность всему, чем руководствуется человек в жизни.)

- Что есть жизнь?

- В чём вы видите смысл жизни?

Каждый участник группы отвечает:

Жизнь - возможность, используй её.

Жизнь - вызов, прими его.

Жизнь - долг, исполни его.

Жизнь - тайна, познай её.

Жизнь - счастье, сотвори его.

Жизнь прекрасна, радуйся ей.

Жизнь есть жизнь, борись за неё.

- А в чём смысл жизни видят литературные герои известных вам произведений?

Ученики приводят примеры:

Л.Н.Толстой. «Война и мир».

«…есть только две добродетели: деятельность и ум» (Н.А.Болконский).

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь?..» (Пьер Безухов).

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой».

«Без дела, без того, чтобы в нём нуждались, человек жить не может» (Дарья).

Павел, сын Дарьи, не хочет «жить, как живётся, и плыть, как плывётся», ему необходимо «докапываться до истины».

По воле божьей «человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел».

Д.С.Лихачёв придумал 10 заповедей человечества. (Не убий и не начинай войны. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай. И др.)

- Что дают эти заповеди нам? (Выполняя их, можно стать Человеком; верно поставить цели жизни; отвечать за тех, «кого мы приручили».)

Далее предлагаю учащимся создать заповеди старшеклассника (за основу взять заповеди Д.С.Лихачёва), работа в группах. Затем каждая группа озвучивает свою работу.

Бережное отношение к языку и литературе делает возможным постижение мировоззрения народа, его истории, философии и культуры. Программа по литературе составлена так, что даёт много положительных примеров и обращает учащихся к общекультурным ценностям, некоторые произведения дают необходимый материал для дискуссии по национальному вопросу.

В основном это творчество М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, которые воевали на Кавказе, были очевидцами военных событий. Своё отношение к ним они отразили в литературных произведениях.

Так, анализируя повесть «Бэла» из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, учащиеся задают следующие вопросы:

- Почему Печорин не может сделать Бэлу счастливой?

- Почему так жесток Казбич в своей мести?

- За что осуждает Печорина Максим Максимыч?

Обсуждая эти вопросы, учащиеся приходят к мысли о том, что автор через описание этих событий раскрывает эгоизм Печорина, который ради собственного удовольствия вмешивается в жизнь семьи с иными традициям, культурой. Он не пытается понять смысл их обычаев, а подчиняет всё своей воле, в результате делая многих людей несчастными. Учащиеся вместе с автором осуждают героя и сочувствуют семье горца.

Та же тема прослеживается и в поэме «Мцыри». При анализе учащиеся, как правило, задают один вопрос: «В чём трагедия главного героя?»

И сами находят в тексте ответ на этот вопрос. Трагедия главного героя в том, что он вырван из родной среды:

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребёнка пленного он вёз.

Тот занемог...

Пренебрежение к национальной истории, культуре приводит к трагедии.

Эту же тему продолжает Л.Н.Толстой в своих произведениях «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы».

Толстой участвовал в Крымской войне.

В «Севастопольских рассказах» он изображает её без прикрас: это боль, кровь, страдания. Война - безумство, заставляющее усомниться в разуме людей. При анализе обращаем внимание учащихся на следующую сцену: объявлено перемирие, чтобы убрать трупы. «Это люди – христиане… - восклицает автор, - не упадут с раскаяньем вдруг на колени и не обнимутся, как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти». Этой мысли очень созвучен отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Валерик»:

Уже затихло всё; тела

Собрали в кучу. Кровь текла

Струёю дымной по каменьям;

Её тяжёлым испареньем

Был полон воздух…

Я думал: «Жалкий человек!

Чего он хочет? Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он…

Учащиеся оценивают войну с нравственной точки зрения и делают вывод, что вражда, озлобленность никогда не помогут в решении конфликтов.

Изучая повесть «Кавказский пленник», школьники задают вопрос: «Жестокость – это национальная черта? Ведь спустя уже много лет мы видим вновь обострение конфликта с Чечнёй, её агрессию».

В тексте повести есть ответ на этот вопрос. В то время, как горцы издевались над пленными, ожидая выкупа, девочка Дина, рискуя собственной жизнью, помогает совершить побег. И делает это только потому, что по-человечески привязалась к пленному. Учащиеся делают вывод, что нет нации «злодеев», но в каждой нации есть люди жестокие, злые, корыстные. Так делается выход на общечеловеческие ценности, т.к. основная задача учителя – формирование поликультурной личности, способной воспринимать инонациональную культуру.

Анализ рассказа Е.И.Носова «Шопен, соната №2» в одиннадцатом классе превратился в коллективное раздумье о Великой Отечественной войне, о нравственных качествах человека, о святости памяти, о сверстниках, их отношении к прошлому и настоящему.

В ответах и оценках старшеклассников обнаруживаются нравственная оценка событий, попытка соотнести своё понимание мира с отношением героев произведения к происходящему. Победа куплена жизнью миллионов солдат. И нельзя, чтобы об этом забыли молодые.

В итоге беседы школьники пытались сформулировать главную мысль рассказа, единодушно пришли к выводу: Е.Носов напоминает каждому, что память о погибших измеряет твою совесть; рассказ звучит, как реквием.

Активность учеников при обсуждении отражала заинтересованность рассказом. Старшеклассники остро реагировали на поставленные вопросы, часто их суждения выходили за рамки произведения, и они начинали говорить о себе, о своей позиции, о современной жизни.

Воспитание у школьников личностного отношения к художественным произведениям и их героям, активизация их внимания к нравственным проблемам изучаемых произведений - это важная часть того, что составляет проблему нравственного воспитания в школе.

Литература

1. Гришина И.И. Проблемы нравственности: Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». / Русская словесность. 2010. №2.

2. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителей. Сост. М.В.Жердева. – М., 2007.

3. Старыгина Н.Н. Лесков в школе: Учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола, 1994.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.,2003.

5. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки. – М., 2003.





Урок на основе групповой технологии – работа в микрогруппах.

Цель: обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Проблемные уроки – форма обучения на основе создания проблемной ситуации.