СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Духовность как базовая ценность национального самосознания Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы      Табунникова Е.Е.,  учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43

Духовность как базовая ценность национального самосознания

  • Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Табунникова Е.Е.,

учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43

Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Духовный – 1. относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2. Церковный ( по словарю С.И. Ожегова)
  • Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
  • Духовный – 1. относящийся к умственной деятельности, к области духа;

2. Церковный ( по словарю С.И. Ожегова)

Цели Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели и задачи образования. В соответствии с доктриной, «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью... с учетом отечественного опыта и традиций».

Цели

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели и задачи образования. В соответствии с доктриной, «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью... с учетом отечественного опыта и традиций».

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения; -воспитание гражданина и патриота; -формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.     
  • -формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
  • -воспитание гражданина и патриота;
  • -формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.     
Традиционными источниками нравственности  (базовыми  национальными ценностями) являются:   патриотизм  - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;  социальная солидарность  – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность  - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;  семья  - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Традиционными источниками нравственности  (базовыми  национальными ценностями) являются:

  • патриотизм  - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
  • социальная солидарность  – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность  - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья  - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество  – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; ·наука – ценность знания , стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство и литература  – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;  природа – эволюция,  жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
  • труд и творчество  – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • ·наука – ценность знания , стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература  – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция,  жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка 1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа . 2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку; научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов. 3. Пробудить интерес к старославянскому языку 4. Выработать у учащихся навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка

  • 1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа .
  • 2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку; научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
  • 3. Пробудить интерес к старославянскому языку
  • 4. Выработать у учащихся навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.
Обогащение словарного состава школьников Изучение темы «Синонимы» Продолжите ряд синонимов: сострадание,забота,ми-лосердие, сопереживание, сочувствие… дружба, товарищество, приятельство… Повторение темы «Антонимы» и правописание приставок. Стыд - бесстыдство, память - беспамятство, жертвенность – эгоизм..

Обогащение словарного состава школьников

Изучение темы «Синонимы»

Продолжите ряд синонимов:

сострадание,забота,ми-лосердие, сопереживание, сочувствие…

дружба, товарищество, приятельство…

  • Повторение темы «Антонимы» и правописание приставок.

Стыд - бесстыдство, память - беспамятство, жертвенность – эгоизм..

Использование приема «определение понятий»  Дайте определение понятия «ЛЮБОВЬ». Напишите слово, которое ассоциируется с этим понятием, дополните его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь? Любовь… заботится , жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д. Любовь - светлая , нежная, волшебная, жертвенная… Работа над этимологией слова – познание себя как представителя русской нации

Использование приема «определение понятий»

Дайте определение понятия «ЛЮБОВЬ». Напишите слово, которое ассоциируется с этим понятием, дополните его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?

Любовь… заботится , жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д.

Любовь - светлая , нежная, волшебная, жертвенная…

Работа над этимологией слова – познание себя как представителя русской нации

Письменные работы Прием «незаконченного предложения» Сочинения Изложения Сочинения-миниатюры  В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне…   Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я… на морально-нравственные темы (Подготовка к ОГЭ )

Письменные работы

  • Прием «незаконченного предложения»
  • Сочинения
  • Изложения
  • Сочинения-миниатюры

В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне…   Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…

на морально-нравственные темы (Подготовка к ОГЭ )

Пробуждение интереса к старославянскому языку как элементу духовно-нравственного воспитания Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.

Пробуждение интереса к старославянскому языку как элементу духовно-нравственного воспитания

  • Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.
В начале было слово…

В начале было слово…

Роль языка в духовно-нравственном воспитании Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь.  И.А. Бунин.

Роль языка в духовно-нравственном воспитании

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

И.А. Бунин.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

  • «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Устное народное творчество Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии , честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.    Смиренье — богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье. Лицом хорош, да душою непригож. Береги платье снову, а честь смолоду! В ком есть стыд, в том есть и совесть. Не смерть страшна - стыд страшен.

Устное народное творчество

  • Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии , честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
  • Смиренье — богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.
  • Лицом хорош, да душою непригож.
  • Береги платье снову, а честь смолоду!
  • В ком есть стыд, в том есть и совесть.
  • Не смерть страшна - стыд страшен.
Древнерусская литература Древнерусская литература представлена литературой переводной и как часть собственной национальной словесности. Наряду со Священным Писанием первые сочинения восточнославянских авторов относятся к концу XI-XII веков. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати» Житийная и святоотеческая литература. Духовно- нравственным произведением является «Поучения Владимира Мономаха». Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Летопись дорога нам не только как ценный исторический источник - она и блестящий литературный памятник, которому придают особую поэтичность пересказанные устные предания. Светские повести . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Древнерусская литература

  • Древнерусская литература представлена литературой переводной и как часть собственной национальной словесности. Наряду со Священным Писанием первые сочинения восточнославянских авторов относятся к концу XI-XII веков. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати»
  • Житийная и святоотеческая литература.
  • Духовно- нравственным произведением является «Поучения Владимира Мономаха». Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Летопись дорога нам не только как ценный исторический источник - она и блестящий литературный памятник, которому придают особую поэтичность пересказанные устные предания.
  • Светские повести . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Литература 18 века 1. Литература классицизма 2. Басни И.Крылова и И.Дмитриева 3. Духовная поэзия Г.Р. Державина

Литература 18 века

  • 1. Литература классицизма
  • 2. Басни И.Крылова и И.Дмитриева
  • 3. Духовная поэзия Г.Р. Державина
Литература 19 века Русская классическая литература ( В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов; А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин , Н.А. Некрасов и др.) Духовная поэзия 19 века  Русская критика

Литература 19 века

Русская классическая литература

( В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов;

А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,

М.Е. Салтыков-Щедрин ,

Н.А. Некрасов и др.)

Духовная поэзия 19 века

Русская критика

Литература 20 века «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Творчество И. Бунина, С.Есенина, А.Блока, Б.Пастернака, А. Ахматовой , Н. Заболоцкого и др. Литература о Великой Отечественной войне  (А. Платонов)

Литература 20 века

  • «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
  • Творчество И. Бунина, С.Есенина, А.Блока, Б.Пастернака, А. Ахматовой , Н. Заболоцкого и др.
  • Литература о Великой Отечественной войне

(А. Платонов)