Духовность как базовая ценность национального самосознания
- Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Табунникова Е.Е.,
учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43
- Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
- Духовный – 1. относящийся к умственной деятельности, к области духа;
2. Церковный ( по словарю С.И. Ожегова)
Цели
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели и задачи образования. В соответствии с доктриной, «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью... с учетом отечественного опыта и традиций».
- -формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
- -воспитание гражданина и патриота;
- -формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- ·наука – ценность знания , стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка
- 1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа .
- 2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку; научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
- 3. Пробудить интерес к старославянскому языку
- 4. Выработать у учащихся навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.
Обогащение словарного состава школьников
Изучение темы «Синонимы»
Продолжите ряд синонимов:
сострадание,забота,ми-лосердие, сопереживание, сочувствие…
дружба, товарищество, приятельство…
- Повторение темы «Антонимы» и правописание приставок.
Стыд - бесстыдство, память - беспамятство, жертвенность – эгоизм..
Использование приема «определение понятий»
Дайте определение понятия «ЛЮБОВЬ». Напишите слово, которое ассоциируется с этим понятием, дополните его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?
Любовь… заботится , жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д.
Любовь - светлая , нежная, волшебная, жертвенная…
Работа над этимологией слова – познание себя как представителя русской нации
Письменные работы
- Прием «незаконченного предложения»
- Сочинения
- Изложения
- Сочинения-миниатюры
В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне… Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
на морально-нравственные темы (Подготовка к ОГЭ )
Пробуждение интереса к старославянскому языку как элементу духовно-нравственного воспитания
- Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.
В начале было слово…
Роль языка в духовно-нравственном воспитании
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
И.А. Бунин.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
- «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Устное народное творчество
- Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии , честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
- Смиренье — богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.
- Лицом хорош, да душою непригож.
- Береги платье снову, а честь смолоду!
- В ком есть стыд, в том есть и совесть.
- Не смерть страшна - стыд страшен.
Древнерусская литература
- Древнерусская литература представлена литературой переводной и как часть собственной национальной словесности. Наряду со Священным Писанием первые сочинения восточнославянских авторов относятся к концу XI-XII веков. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати»
- Житийная и святоотеческая литература.
- Духовно- нравственным произведением является «Поучения Владимира Мономаха». Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Летопись дорога нам не только как ценный исторический источник - она и блестящий литературный памятник, которому придают особую поэтичность пересказанные устные предания.
- Светские повести . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Литература 18 века
- 1. Литература классицизма
- 2. Басни И.Крылова и И.Дмитриева
- 3. Духовная поэзия Г.Р. Державина
Литература 19 века
Русская классическая литература
( В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов;
А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,
М.Е. Салтыков-Щедрин ,
Н.А. Некрасов и др.)
Духовная поэзия 19 века
Русская критика
Литература 20 века
- «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
- Творчество И. Бунина, С.Есенина, А.Блока, Б.Пастернака, А. Ахматовой , Н. Заболоцкого и др.
- Литература о Великой Отечественной войне
(А. Платонов)