Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Цель: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи:
- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;
- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;
- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;
- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.
Ожидаемый результат:
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
- нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Актуальность в том, что это духовно-нравственное воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведется много исследований.
ВВЕДЕНИЕ
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков. Моя цель как учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников
Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
Общее понятие духовно-нравственного воспитания
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Учитель-словесник врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону духовных истоков русской и мировой культуры. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.
Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция, ибо он строит жизнь человека.
К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом»,- писал он.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя-словесники могут «проникнуть» в душу ребенка и добраться до самого потаенного уголка.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе.
Сегодня, когда рушатся языковые нормы, когда снижается духовность речи и идет вульгаризация языка, просто необходимо говорить о бережном отношении к родному слову, культуре речи, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира. Именно через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл.
Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
- я даю задание составить как можно больше слов близких данному ( например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);
-совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.
Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Итак, анализируем с подростками сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”.
Предлагается работа с карточками.
Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.)
“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.
Другой вариант работы по определению понятий.
1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…)
2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…)
3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит счастье…)
Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”.
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно-нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы обучающийся попробовал проецировать на поведение другого человека сой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. Например, продолжите предложения:
– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания человека.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека– нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека». По А.Никонову.
Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Как вы понимаете нравственность?
4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?
5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. Литературное образование – человекоформирующий процесс. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, я стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, которые станут прочной основой духовной высоты личности сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Затрагивая в своем выступлении вопрос о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы:
1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается её духовно-нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности и глубокое и полное понимание произведений художественной литературы.
2. Наиболее эффективным путем анализа произведений русской литературы является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, чести и достоинства, нравственности и безнравственности, в процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование человека.
3. Полноценное осмысление произведений художественной литературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращать на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведений с жизнью, мировоззрением писателя, литературными традициями.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а эмоциональность и чувствительность – залог милосердия и добрых дел.
Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Русская литература с древнейших времен, со «Слова о полку Игореве», как никакая другая литература в мире, несёт высочайший духовно-нравственный заряд. Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава, их любовь к русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла. Но есть в произведении важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне князя Игоря, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему, молящей силы природы о «воинах моего милого».
Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Нашим детям сейчас широко рекламируют День святого Валентина, который празднуют даже в школах как день всех влюбленных. Но ведь у русских, у православных, есть свой День всех влюбленных – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских, причисленных к лику святых.
Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в русской литературе 19 века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Лиза Калитина, княжна Марья и Наташа Ростова… В каждой из них по-своему воплощен идеал добра, противостоящего злу. Стремление понять их характеры учит детей умению отличать истинное от ложного, видеть правильные духовно-нравственные ориентиры.
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как достоинство, самоуважение, совесть и честь. Не случайно эпиграфом к произведению писатель взял слова пословицы: «Береги честь смолоду». Человеком чести можно назвать главного героя Петра Гринева. Он вступается за честь любимой девушки, когда Швабрин оскорбляет её. И ещё много раз в повести остается верным чести и своему слову. Устарело ли понятие чести сегодня? Что означает оно для современного человека? Чувство чести- это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть, так как это нравственный стержень человека. Нельзя не согласиться с писателем Д. Граниным, который писал, что честь дается человеку однажды, вместе с именем, её нельзя ни возместить, ни исправить, её можно только беречь.
Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо постоянно говорить детям о том, что нужно сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Поступая так, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.
Раздумывая над страницами рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом «мама». Этот прием способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства.
Размышляя над проблемой истинной человечности в рассказе «Телеграмма», вместе с ребятами ищем ответы на вопросы:
- Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет?
- Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери?
- Почему и как пытается мать оправдать дочь?
- Почему Настя так безразлична к матери?
- Кого из героев рассказа можно назвать сердечным, душевным?
Хороший вопрос – это «множитель информации»: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции учеников.
Анализируя последние сцены покаяния героини рассказа, обращаемся к пятой заповеди из Библии: «Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле».Знакомство с этой заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это произведение.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев, о добре и зле.
Невозможно не обсудить на уроке литературы слова А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
После прочтения начала рассказа А.Платонова становится ясно, что главный герой – больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.
- Нравится ли вам главный герой? (Нет)
- Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем?
- Если бы вы такого человека встретили на улице, то:
А) подали бы руку?
Б) прошли бы молча мимо?
В) брезгливо усмехнулись ?
Г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
Картина получается безрадостная.
Знакомясь с главным героем дальше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком – настоящий человек, который не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.
С одной стороны – добрый, кроткий Юшка, с другой- озлобленные люди. Несчастье не могло не произойти. Юшка погиб.
Далее обсуждаем и отвечаем на вопросы:
- Что же за человек Юшка?
- Почему вы «забыли» о его неопрятной внешности?
_ Какая черта его характера выходит на первый план?
- Почему дети издевались над Юшкой? (не дает сдачи)
- За что взрослые обижали его? (не похож на них)
- Разве плохо быть не похожим на других?
- Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?
(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти остался добрый человек- дочь, которая продолжит его дело).
- Поняли ли люди свою ошибку? Изменилось ли их отношение к Юшке хотя бы после смерти? ( Да. Они сказали: «Прости нас, Юшка»)
- А теперь скажите, почему Платонов главным героем рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?
Беседа идет о духовной красоте человека.
Система вопросов рассчитана на то, чтобы ученик определил собственное отношение к отдельным персонажам, аргументировал свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или иного героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это- основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Например, совсем недавно в 7 классе мы познакомились с ребятами с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызвало массу различных чувств у моих учеников: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали этой бедной несчастной собачке. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным.
Приведу ещё один пример. В 8 классе мы изучали следующие произведения: Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви». Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев и во многом дети были не согласны с тем, герои ведут себя по отношению к другим людям. После изучения этих рассказов учащимся было предложено написать сочинение на тему «Что такое совесть, честь, достоинство?» Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на высоко моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком. Прочитав их работы, я сделала для себя вывод, что в какой-то мере в этом есть и моя заслуга и заслуга наших великих классиков. Значит ещё не все потеряно, и мы сможем возродить в детях добрые чувства.
Культура речи в современном мире
На уроках русского языка и литературы учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, проводят внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учат любить родной язык, раскрывают его красоту, призывают беречь его. И на занятиях дети соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. Мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они не сразу. Но если после наших уроков ученики станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долга, чести, порядочности не останутся для многих просто фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
8. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.
9. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.
10. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
11.«Воспитание школьников» (журнал № 1-9 2002г., № 1-10 2003г.)
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. «Русский язык», 1999г.
13. Донченко Л.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников
14. «Литература в школе». Научно-методический журнал №1-12 1999г.
15. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы
16. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М. «Народное образование», 2002г.