СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно–нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества.

Просмотр содержимого документа
««Духовно–нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»»



Доклад на тему:

«Духовно–нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

Воспитатель: Костырко М.Ю.

октябрь, 2024г.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше».

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

- нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, 

гражданственности, патриотизма;

- нравственного облика — терпения, милосердия;

- нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли

Роль духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ, способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, способствует воспитанию трудолюбия и формированию дружеских отношений в коллективе.

Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношения к труду, его мышления, веры, совести, этики и эстетики. Не секрет, что большинство родителей заботится в первую очередь о материальной стороне, что отодвинуло на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся падает на учителей и воспитателей.

К сожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей. Задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого воспитанника и заложить основы нравственных отношений. Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Также стоит задача коррекции недостатков развития детей с ОВЗ с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с особенностями в развитии, а таких детей очень много.

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, словесно-логического мышления.

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей.

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

«Если вы хотите, чтобы ваши воспитанники стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

Мечта любого воспитателя – создать единый дружный коллектив, в котором будет всем комфортно, где дети смогут раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Очень важно строить воспитательный процесс в группе на основе таких принципов:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радо­сти и горести каждого ребенка переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в группе массу самых разнообразных занятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, занятия становятся безнравственными и вредными.

 Задачи воспитательной работы:

1. Организовать работу по сплочению воспитанников и формированию коллектива (вовлечение всех детей в групповые дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, экскурсий).

2. Оказать помощь вновь прибывшим воспитанникам (адаптироваться в коллективе).

3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение занятий и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).

4. Проводить профилактическую работу среди воспитанников и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).

5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).

6. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.

7. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями, привлекая их к проведению совместных праздников, экскурсий, оказанию посильной помощи школе, проведение родительских собраний.

Воспитание нравственного поведения воспитанников осуществляется через все направления работы: эстетическое и физическое, бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся разработано на основании базовых национальных ценностей в реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество;

- закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Ценности: толерантность;

- представление о вере, религиозной жизни человека;

- ценности религиозного мировоззрения.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля;

- заповедная природа;

- планета Земля;

- экологическое сознание.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей;

- забота о старших и младших;

- здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду;

- творчество и созидание;

- стремление к познанию и истине;

- целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.
Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор;

- жизнь и смысл жизни;

- справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- свобода совести и вероисповедания, духовной культуре и светской этике.


Разнообразие форм и методов работы

Очень важно использовать разнообразные формы и методы - занятия, организация цикла нравственных бесед с учетом проблем группы, экскурсии, целевые прогулки, организация творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах.


Заключение

Духовно-нравственное воспитание является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности школы, так как воспитание - важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, не смотря на его ограниченные возможности здоровья, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

3