Министерство образования Курской области
ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Тема:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнил:
Дермелева С. А.
учитель русского языка и литературы
Курск, 2017 год
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на уроках русского языка и литературы.
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять образование нравственное.
В. Г. Белинский
Сейчас мы часто можем наблюдать, как рушатся языковые нормы. У наших детей снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, аськи, смски, интернет - приводят к вульгаризации языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.
В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла. В современной школе это, в первую очередь такие предметы как: история, обществознание, литература, русский язык.
Мне как учителю русского языка и литературы имею возможность на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Формирования у детей
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Как я этого добиваюсь:
На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжет, тому в другой раз не повезет. Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
честность нечестность
правдивость лживость
искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы».
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства обучающихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Например: При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила.
2.Велика Россия, а отступать некуда.
3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.
4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно.
6.Смелый человек нигде не пропадет.
Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества. Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф».
Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой занятия.
Велика роль и литературы. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается.
Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки – мечта многих мужчин и сейчас.
Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внимание сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что бы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование.
Хочется поделиться одним примером из опыта работы. Совсем недавно в 5 классе я провела открытый урок по сказке «Attalea princeps» писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Литературные сказки всегда не просты для восприятия детей, но этим они и завораживают. В них волшебное переплетается с жизненным, повседневным.
На уроке я ставила перед собой задачи.
Обучающие: познакомить с идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки В.М.Гаршина; продолжить обучение в работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.
Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей обучающихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.
Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).
На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии интерактивного обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, ИКТ.
Использовала различные виды деятельности: выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа; инсценировка эпизода сказки; групповая деятельность; игровые приемы, индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.
Урок литературы в 5 классе по произведению В. М. Гаршина
«Attalea Princeps» «Все могло быть иначе...»
Ход урока
I. Ассоциативная разминка.
II. Вход в учебную ситуацию.
Историческая справка.
III. Слово о писателе
IV. Анализ идейно-художественного содержания произведения.
1) Вопросы на выявление восприятия произведения.
2) Научное сообщение о пальме.
3) Работа по содержанию произведения.
4) Моделирование прочитанного текста (актеры).
5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).
6) Работа по группам.
V. Проведение аналогий между содержанием сказки и субъективным опытом учащихся.
VI. Рефлексия (прием «Эмоционально-музыкальная концовка»)
VI I. Домашнее задание (написать мини сочинение-рассуждение на тему одного из золотого правила толерантности)
VI II. Оценка ответов обучающихся
Как правило, на уроках литературы не бывает равнодушных: сильные ученики работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые стараются, не теряя веры в свои силы и возможности, реализовать свои способности. У сильных учащихся появляется желание глубже продвигаться в образовании; повышается у всех ребят уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех.
Если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
8. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.
9. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.
10. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
8