СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях системы исполнения наказаний.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о задачах, возможностях и направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в условиях системы исполнения наказаний. О проблемах духовно-нравственного воспитания в современных условиях. 

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях системы исполнения наказаний.»

Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях системы исполнения наказаний.


А.Никитина, учитель истории и обществознания ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области


Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Это процесс формирования нравственных чувств -совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика: терпения, милосердия, сострадательности, доброты;

нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлений духовной рассудительности, выдержки, порядочности, совестливости, уважительного отношения к людям и к чужому мнению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;

-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;

- формирование начальных основ сотрудничества в процессе делового, учебного, игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа.

- становление творческого начала, развитие мышления, воображения, навыков общения, овладения азами исследовательской деятельности посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Основные ценности:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Направления духовно-нравственного воспитания:

«Я и мое здоровье» Воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата

«Я и мои ценности» Воспитание любви и уважение к семье ,как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду.

Я и моя Родина Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».

Проблемы духовно-нравственного воспитания:

1) Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребёнка

2) Разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности)

3) Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей

4) Некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей

Формирование духовно-нравственного сознания будет протекать успешнее, если учитель будет сам последовательно применять на практике социально-приемлемые формы нравственного поведения и последовательно излагать морально-этические знания и убеждения. То есть, очень важен личный пример, а также методичность и последовательность в педагогической деятельности.

Алгоритм действий учителя:

  • Формирование психологических предпосылок морального поведения;

  • Развитие самосознания школьников;

  • Формирование «Я»- концепции;

  • Организация продуктивного взаимодействия со сверстниками;

  • Создание ситуаций морального выбора;

  • Формирование групповых норм, контролируемых учащимися;

  • Привитие уважения к результатам чужих усилий, признания прав других людей.


Теперь обратимся к тем конкретным условиям, в которых происходит наша педагогическая работа. Подавляющее большинство воспитанников из неполных семей, есть сироты и социальные сироты, почти все педагогически запущенные, у всех психологические проблемы разных уровней сложности. Материальное благосостояние семей воспитанников разное, чаще удовлетворительное или даже хорошее, чем неудовлетворительное. Очень часто можно услышать в беседе с воспитанниками «До того, как я сюда попал, у меня все было». Но имеется в виду исключительно материальная сторона. Большинство детей не просто никем не воспитывались, но даже не имели никакого контроля со стороны взрослых. В ответ на вопросы, связанные с условиями воспитания, чаще всего можно услышать: « Меня воспитывала улица», « я не ходил в школу или почти не ходил в школу, и никому до этого не было дела», « мама разрешила мне употреблять алкоголь», « если бы отец был с нами, я никогда не совершил бы ничего подобного». Дети росли в условиях дефицита внимания со стороны взрослых, отсутствия воспитательной мотивации и ясных положительных образцов, моделей воспитания у родителей.

Сейчас нас призывают руководствоваться примитивными лозунгами и ничтожными целями потребительского общества, не предлагают никаких положительных примеров и образцов для подражания и требуют унификации, прагматизма и максимального облегчения, упрощения и развлекательности всех процессов до такой степени, что сужается поле и исчезает смысл. Одним из путей преодоления этого состояния должен быть возврат к системам воспитания, основанным на традиционных ценностях. Мы должны вернуть нравственную составляющую в педагогический процесс и показать детям путь к формированию религиозного образа жизни в современном обществе. Целью и содержанием педагогического процесса с позиции православной культуры является сопровождение человека на пути к спасению. У нас есть образ, образ Бога, есть инструмент – совесть, нравственное чувство и есть иерархичность содержания. В центре – развитие нравственного чувства, понятий о добре и зле, о норме веры и норме жизни. Именно для этого, для нравственного совершенства мы занимаемся воспитанием ума, чувства и воли в семье, в народе (обществе, школе), в государстве, в Церкви. Это поможет изменить нравственную ситуацию в обществе, но сделать это можно только силами всего общества и должен быть нравственный кодекс, согласие в обществе по поводу нравственной составляющей воспитания. Семья, школа, информационная среда должны быть организованы для этой цели.

Условия нашего учреждения, каким бы странным и неожиданным ни показалось это утверждение, могут доказать истинность тезиса о необходимости нравственного консенсуса и единства действий.

1. Мы имеем дело с целым спектром зависимостей, которыми заражено современное общество. Это зависимость от алкоголя, наркотиков, от информации, пищи, приобретения вещей, от компьютерных игр. Существует индустрия дешевых развлечений, а также индустрия секса. И все это находится в абсолютно беспрепятственной доступности для детей любого возраста. Более того, литература, компьютерные игры, мультфильмы, игрушки для детей не подвергаются никакому контролю с точки зрения их воспитательной направленности. Нет никакой политики и никаких принципов и никаких четких рекомендаций для родителей в этом направлении. На самом деле мы знаем, что можно детям и чего нельзя, просто все разрешено, у нас нет воли, желания, мы равнодушны. Подростки в условиях воспитательной колонии полностью лишены возможности употреблять алкоголь, наркотики и даже не курят простые сигареты. Это действительно выполняется для всех без исключения. Они не могут пользоваться на уроках средствами связи, слушать музыку, они обязаны подчиняться учителю независимо от того, нравится он им или нет. В этом нет ничего особенного, до недавнего времени так было во всех школах. Существующая система обоснованных, необходимых и разумных запретов положительно влияет на состояние физического и психического здоровья, а также на процесс и результат обучения.

Конечно, нельзя полностью исключить возможность доступа этих средств в иных условиях. Однако алкоголь был всегда, а вот дети стали почти поголовно употреблять алкоголь только с 90х годов XX века. Это значит, что можно вернуть ситуацию обратно. И по всем другим зависимостям, за исключением наркотиков можно выработать четкие принципы и критерии и заставить все общество от родителей до средств массовой информации выполнять это.

Формальные административные меры вряд ли будут эффективными, но можно ужесточить юридическую ответственность и повысить педагогическую грамотность родителей, можно провести экспертизу телевизионных каналов для детей. Но для этого должна быть создана доктрина в области культуры, информационной безопасности и экологии человека. Принципы этой доктрины должны быть согласованы, приняты всем обществом или хотя бы большинством Для этого нужна политическая воля и ясная, последовательная система мер.

2. Очевидна необходимость формирования религиозного мировоззрения и религиозного образа жизни. Только так мы можем добиться осознания того, что условия, в которых человек находится, сами по себе не являются источником или причиной зла, что зло происходит от самого человека. В любых условиях человек может оставаться человеком, и наоборот. Здесь потребность в знаниях религиозного содержания и в духовном окормлении очень велика. Не только потому, что эти дети находятся в экстремальной жизненной ситуации, но потому, что они поставлены в условия и имеют возможность сознательно ограничивать себя и избавляться от зависимостей. И потому, что многие видят возможность роста и развития в лучшую сторону. Не все так просто, но для некоторых это возможно.

Воспитание нравственного сознания средствами музейной педагогики.

Музей Великой Отечественной войны, созданный сотрудниками учреждения, является мощным средством воспитания молодых людей. Сама обстановка музея, его экспонаты развивают чувство патриотизма, уважение к славным боевым традициям нашего народа, стремление перенимать эти традиции.

Все экспонаты музея были собраны сотрудником колонии и школьниками города Можайска, которые работали в группе «Поиск».

В музее организована работа кружка «Героические страницы истории». Воспитанники под руководством педагогов изучают события Великой Отечественной войны, связанные с боями на Можайской линии обороны. Изучаются действия 5 ударной армии, 32 дивизии, которые сражались на Бородинском поле. В Можайском районе активно действовали партизанские отряды. Хотя оккупация района продолжалась всего четыре месяца, партизанские отряды, сформированные в деревне Уваровке, продолжали борьбу с фашистами и после освобождения Можайского района. В музее создан макет партизанской землянки, который передает атмосферу военного времени.

В музее проводятся уроки истории, семинары и ученические конференции, посвященные важным датам и событиям Великой Отечественной войны. Учащиеся готовят доклады и презентации, которые проводятся в дни начала контрнаступления советских войск под Москвой, в день освобождения Можайска от немецких оккупантов и накануне Дня защитника Отечества. Занятия в кружке помогают ученикам познакомиться с основами музейной работы, а также попробовать себя в роли экскурсовода. Проводятся учебные экскурсии и конкурсы экскурсоводов. Состав воспитанников постоянно меняется и не всем удается выработать устойчивые навыки, но все желающие могут испытать себя в этом виде деятельности.

В музее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых осталось в живых очень мало, а также с ветеранами других военных конфликтов. Несмотря на очень почтенный возраст, ветераны являют собой удивительный пример необыкновенной жизненной силы, стойкости, оптимизма, интереса к происходящим событиям, к людям, которые их окружают, к проблемам молодого поколения, к перспективам развития страны. Их пример способен многих побудить задуматься об истинных ценностях, заронить стремление изменить свою жизнь к лучшему.

Занятия в музее делают школьную жизнь интереснее, ярче, осмысленнее и способствуют лучшему усвоению различных учебных предметов, и не только гуманитарных.

Развитие православного мировоззрения в процессе преподавания предмета «Обществознание».

начиная со времени христианизации Руси, церковь была не только хранительницей предания, но и связующим звеном между культурами и внутренней опорой, позволяющей обществу устоять в, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации. «Древняя Русь возжигает пламя своей культуры… от священного огня Византии», (1) - пишет П.Флоренский, объясняя нам две основные идеи русского духа: идею духовной ценности мирской жизни (идея Воплощения) и идею абсолютности Божественного (образ Троицы), объединенные всенародным соборным сознанием в целостную ткань культуры. И эта традиция не прервалась даже в период семидесятилетней революционной эпохи, и она поддерживалась не только церковью: наши советские учителя, возможно неверующие, возможно, сомневающиеся, объясняли нам миссию преподобного Сергия Радонежского, идею Троицы Андрея Рублева и их историческое значение для русской нации и государства.

Важно, что мы можем обратиться не только к текстам Священного Писания, житийной литературе, трудам религиозных философов и педагогов прошлого. Прямо сейчас Церковь ведет открытый диалог с другими социальными институтами, общественными группами и разъясняет свою позицию по самым серьезным вопросам развития личности и общества. Вот, например, выдержка из выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью 24 мая 2009 года: « Бог создал человека, даровав ему Свой образ, а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство… Нравственность – это способность отличить добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. У нас есть такая сигнальная система – это голос нашей совести… люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла… Мы должны по совести определять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но помимо нравственного чувства должно быть…мировоззрение, некий набор идей. Откуда же этот набор должен появиться?.. Есть такое понятие: предание, традиция..Когда мы говорим о..христианском предании, которое идет от Господа Иисуса Христа, мы говорим о вечных и неизменных ценностях, которые сохраняются в предании и последовательно передаются каждому последующему поколению. Это ценности, проистекающие из нравственной природы человека и обогащенные человеческим опытом. Если мы отрицаем традицию как носителя этого критерия ценностной истины, то мы становимся абсолютно разоруженными перед огромным потоком информации, нам трудно отсеивать правду ото лжи, разбираться в том, что происходит».(2)

Поэтому в курсе обществознания, который призван быть интегративным, но пока, к сожалению, не является таковым, темы православного мировоззрения, роли Православной Церкви в российской истории, религии как явления культуры и социального института, отношения Православной Церкви к важнейшими проблемам современного общества могли бы быть связующим звеном, которое позволит содержательно сблизить различные части этого курса и придать ему органичную целостность.

Мы используем в своей работе учебник, который составлен большой группой философов и педагогов под редакцией академика Л.Н.Боголюбова. Он представляет собой достаточно интересную книгу для чтения, которая рассчитана, в сущности, на человека уже достаточно подготовленного и развитого в области гуманитарного знания. Эта книга опирается в основной своей части на идеологию гуманизма и эпохи Просвещения. Связано это с тем, что авторы более глубоко и тонко разбираются в этом, а вовсе не с тем, что они отрицают ценности христианской философии. Например, в главе «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность», характеризуя философию и общественные науки в Новое и Новейшее время, отмечают, что христианство принесло новые идеи: « Прежде всего, изменился взгляд на человека. Если в философии древних он был одним из созданий наряду с другими, то в Средние века человек – главное творение Бога, он бесконечно ценнее любого другого творения. Христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению».(3). Далее очень коротко упоминается философия Августина, Фомы Аквинского и так же коротко Реформация, гуманисты, просветители, социалисты-утописты и марксизм. То есть, казалось бы, в равной мере представлены все основные течения. Однако вопросы становления личности и общества, становления культуры, понятий деятельности, свободы, воли, познания и сознания трактуются преимущественно с прогрессистских и просветительских позиций. В последней версии учебника тема религии специально не выделена. Она растворена в других темах и разбита на отдельные части. Можно по разному относиться к подобному подходу. Можно критиковать постмодернистский плюрализм авторов и упрекать их в отсутствии четкой позиции. Но можно использовать их признание достижений христианской философии, положительной ценности христианской нравственности и уважительное отношение к традиционным культурам.

Таким образом, учитель общественных и гуманитарных дисциплин имеет широкие возможности для развития православного мировоззрения в рамках своего предмета. Темы, входящие в содержание курса обществознания, позволяют построить урок так, что многие вопросы, связанные с ценностями православной культуры, будут освещены должным образом и зададут вектор развития национальной идентичности учащихся.