СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством уроков музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством уроков музыки.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством уроков музыки.»

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством уроков музыки.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования.  Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодежью. 

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому  актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания школьников связана со следующими положениями: 

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; 

  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. (К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»);

  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализоваться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Духовность  –  свойство  природы  самого  человека,  это-то  уникальное,  исключительное, важнейшее,  что  отличает  человека  от  других  самых  высокоразвитых  живых  существ,  это  то, что  даже  трудно  определить словами.  Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. 

Без  духовности  нельзя  нести  жертвы  и  совершать  подвиги.  Отличительная  черта  духовного человека  –  это  его  уравновешенность  и  целостность,  искренность,  полная  гармония  с  самим собой  и  миром,  в  котором  живѐт  такая  личность.  Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к  искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только  ведут  к определённому  виду  деятельности.  Они  освещают  общую  картину  мира,  общие  законы развития  природы  и  общества,  благодаря  чему  вырабатывается  научный  подход  к пониманию  явлений.  Таким  образом,  можно  ответить кратко  –  духовность  это  любовь, доброта,  красота,  творчество,  знание  и  свет,  который  несёт  человек, обладающий  этим качеством души.

Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры     является  искусство,  в  частности  музыкальное искусство.   Музыка, открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. 

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая  культурно- просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 

Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека. Важное значение в исследовании имеют: теория эстетического воспитания (Б. Т. Лихачёв), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э. Т. Ардаширова, Д. И. Бахтизина, Л. Ч. Загитова). 

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации  и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.

Сегодня дети  не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". 

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. 

Пение в школе является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, и имеет большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души.

 В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к  культуре и творчеству.

Необходимо создание  эстетической среды вокального обучения школьников, которая предполагает наличие:

  • благоприятной нравственно-эстетической атмосферы; 

  • эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;

  • эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;

  • благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;

  • воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение.  Существует громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям: 

  • развивающий и воспитательный  характер словесно-музыкального материала; 

  • доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей; 

  • посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся; 

  • яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного); 

  • гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала; 

  • отражение чувства  радости, юмора,  сострадания,  доброты,  красоты, любви,   ответственности,  дружбы,  патриотизма. 

  • Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в способности  произведений   музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире. 

Список используемой литературы:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 

  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.

  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

  4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. 

  5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004. 

  6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.

  8. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

  10. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

  11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

  12. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

  13. Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.

  14. Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!