Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей. Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.
Сельская школа – это, как правило, маленькая школа, как маленькая семья, со своими семейными традициями. Там знают и любят каждого ученика. Попадая в городские условия, на начальном этапе, такие ученики теряются в огромной массе детей.
Главная задача воспитателей общежития социализировать и адаптировать первокурсников к новым для них условиям.
Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание.
Целью данной деятельности является формирование личности учащегося, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремлённость, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно – нравственным и патриотическим традициям.
Другими словами, работая с молодежью, проживающей в общежитии необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Нравственный воспитатель, через уклад жизни в общежитии вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается самому, через собственную деятельность.
В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное _ совесть, нравственное осознание.
Явление нравственного составляет главную задачу воспитания в общежитии. Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии КГБ ПОУ № 11 является упор на нравственное начало.
Воспитатели общежития в системе наблюдают за ростом учеников. Ведь очень важно именно на ранних этапах выявить отклонения от нравственных норм.
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.
Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы воспитателей с детьми.
Решая эту задачу, педагогический коллектив общежития создает условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности.
Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы, которую планирует и организует воспитатель общежития.
Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние
Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.
Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа; грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.
Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.
Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях
На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана, возможно применение психологической диагностики, способствующей выявлению причин асоциального поведения учащихся, воспитательных возможностей педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.
Первый этап диагностики проводится в форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.
Информация разделена на 4 раздела:
1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса
2 Работа с коллективом учащихся.
3 Управление воспитательным процессом
4 Работа с родителями.
Первый блок включает в себя:
Педагогическое наблюдения за учащимися, проживающими в общежитии;
Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений
Осмысление и внесение корректив;
Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
Работая над вторым разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого можно сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья
После сбора и анализа данных необходимо изучение причин асоциального поведения. Здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:
Что искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;
Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;
С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.
Были ли допущены педагогические ошибки и как их исправить.
На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.
Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Такое исследование проводится два раза в год - в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики уровня воспитанности.
Профилактические занятия по снижению уровня агрессии
Еще одним важным составляющим в профилактике правонарушений является создание условий для самоуправления в общежитии.
Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, повысить или сформировать уровень собственной организованности, и как следствие научиться брать под контроль свои эмоции. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления, это в основном лидеры, которые не знают, как правильно реализовать свои способности. Неумение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.
Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств
На сегодняшний день ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:
Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении
Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью
Стать средством социально - правовой защиты.
Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы. Важным критерием качества самоуправления является объективная самооценка обучающимся собственных успехов, наличие у них устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом
Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с 2004 по 2011 год выявлено, что учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а испытывают стремление активно учувствовать в постановке и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.
Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления.
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Список членов самоуправления | Организатор | Инициатор | Исполнитель | Творец | Пассивный |
Иванов | | | | | |
Петров | | | | | |
Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления, отслеживаю рост лидерского потенциала, чтобы затем правильно распределить должности (т.н. портфели). Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом, каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.
Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»
Данная методика позволяет получить, во-первых, несколько практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Причем эти мероприятия разрабатывают сами обучающиеся, а значит они интересны им, и пройдут более эффективно.
Во-вторых, подростки учатся словесно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно, слушать оппонента.
Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слушать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся
Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости, а если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами, как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу не сформированности понятия ценности жизни, агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться
Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – Подготовка и участие в интеллектуальных викторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.
ТРУДОВАЯ – Участие в рудовых делах, санитарных днях,
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ – педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.
Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.