СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя как классного руководителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя»


Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная

школа №25

Раменского городского округа




Номинация: «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»



Тема:

«Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя»

(из опыта работы)








Выполнила:

Володина Галина Сергеевна-

учитель высшей категории,

классный руководитель 4 класса







г.п. Ильинский

2022 год


Духовный - …всё относимое к душе человека,

все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»


«Какими вырастут мои дети? Кем они станут? Как сложится жизнь каждого сидящего за партой в моем классе ребенка?».

Эти, и многие другие вопросы я задавала себе, пока не прочитала слова педагога-новатора В.А Сухомлинского. В одном из своих трудов он написал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Именно эти слова помогли мне определить мою педагогическую позицию, выстроить систему работы с классом, основным направлением которой является духовно-нравственное воспитание.

Конечно, главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится большую часть своей жизни и именно родители закладывают основу воспитания будущей личности. К моменту поступления в школу ребёнок уже сформирован. Очень важно, чтобы воспитательные усилия семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития, поэтому роль педагога, классного руководителя очень и очень важна. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Каждый раз, принимая детей в 1-ый класс, я стараюсь создать в детском коллективе такую атмосферу, где каждому ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться и тогда процесс


воспитания проходит более успешно, безболезненно для ребенка. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что там его ждут. Ведь школа – это место, где дети получают не только образование, но где происходит их духовно-нравственное формирование.

Педагогический коллектив МОУ Ильинской СОШ №25, частью которого я являюсь, ставит перед собой цель создания такой системы, которая обеспечивала бы духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным и духовным ценностям родного края. На сегодняшний день, данное направление работы для школы является одним из приоритетных, и строится оно на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия. Работа моя как классного руководителя, в полной мере, связана с направлением воспитательной работы всей школы, а программа воспитательной работы с классом, является частью общешкольной программы воспитания, с учетом специфики класса, особенностей детей, национальной принадлежности и др.

Как классный руководитель я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Развивать духовно-нравственные ценности у учащихся, умение сопереживать, сочувствовать.

  • Познакомить детей с историей, традициями, бытом русского народа, празднованием как светских, так и духовных праздников, природным разнообразием родного края.

  • Формировать общественную роль семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.

  • Создать информационно-образовательную среду для реализации задач духовно-нравственного воспитания.

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по реализации духовно-нравственного направления, которое проходит через все модули Программы воспитания и рассказать о тех формах работы, которые стали традиционными и дают положительный результат.




Работа с семьей.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. "И хорошее, и плохое человек получает в семье,"- эти слова знакомы каждому. Не зря предки наши называли семью "малой церковью". Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому в нашем классе проводится много мероприятий совместно с родителями. Родители ходят вместе с нами на экскурсии, в походы, посещают библиотечные уроки, проводимые в Ильинской библиотеке, Очень любим совместные праздники: «Мама, папа, я - спортивная семья» (в рамках общешкольного проекта спортивная суббота), «О родных и близких – с любовью!», «Чаепитие за самоваром», прогулки выходного дня, видео поздравления «Для милых дам», участие в проекте «Профессии моей семьи» и т.д.

Проектная деятельность.

В своей работе часто использую метод проектов. Данный вид деятельности занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания.

Вот наиболее значимые проекты:


  • Семейный проект «Одна семья – одна школа. Династия: 5 поколений в школе». Данный проект занял в зональном конкурсе «Парад идей» 2 место (2021г)

  • Семейный проект «ВОВ в моей семье» призер муниципального конкурс творческих проектов учащихся «Моя семейная реликвия» (2021г);

  • Социальный проект «Милосердие» (Акции «Дети вместо цветов», «Добрые крышечки», «Посади дерево», «Детям Донбасса»);

  • Творческий проект «Православный календарь» является победителем районного конкурса проектных работ в рамках изучаемого модуля ОПК по программе комплексного предмета ОРКСЭ (2014г);


  • Исследовательский проект «Награды Великой отечественной войны», победитель районного конкурса проектных работ в рамках изучаемого модуля ОПК по программе комплексного предмета ОРКСЭ (2018г);

  • Исследовательский проект «Светлое Христово Воскресение - Пасха», победитель районного конкурса проектных работ в рамках изучаемого модуля ОПК по программе комплексного предмета ОРКСЭ (2018г);

  • Творческий проект «Права человека - глазами ребенка», участник муниципального этапа Московского областного конкурса творческих работ обучающихся «Права человека-глазами ребенка» (2021г);

  • Проект «Храм моей малой Родины»- победитель конкурса проектных работ в рамках изучаемого модуля ОПК по программе комплексного предмета ОРКСЭ (2018г);

  • Цикл проектов по краеведению: «Моя Ильинка», «Людей неинтересных в мире нет», «Мое Раменье» и т.д.

В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать

нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Программа «Родное Подмосковье».   

 Изучение нашей малой Родины, я реализую через программу внеурочной деятельности «Родное Подмосковье». Работа по данной программе позволяет создать условия для развития интереса к изучению родного края, знакомство с народными промыслами, светскими и духовными объектами.

Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране, воспитание патриота, хозяина своей земли.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет урочная деятельность через изучение предметов



окружающий мир, литературное чтение, проведение тематических классных часов, посещение музеев и памятных мест Московской области. В копилке посещенных мест родного края:

  • г. Раменское «От пустоши до града»

  • Историко-художественный музей Раменского г.о.

  • г. Клин «Фабрика ёлочных игрушек»

  • Павлово-Посадский историко - художественный музей

  • г. Ногинск «Фабрика мороженого»

  • с. Речицы «Гжельский фарфоровый завод»

  • Калужская область «Этномир»

  • г. Коломна «Школа ремесел», «Калачная»

  • г. Жуковский «Покорители неба»

  • г. Подольск «Фабрика деревянных игрушек»

Программа «Родное Подмосковье», на мой взгляд, систематизирует и расширяет представления учащихся о своем крае. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, любить свой край считаю, что целесообразно применять разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

Библиотечные уроки.

Данная форма уверенно вошла в систему моей работы. Библиотечные уроки проводятся совместно с работниками школьной и поселковой библиотек, как на базе школы, так и на базе библиотеки г.п.Ильинский, куда мы очень любим ходить.

«День семьи, любви и верности», «Православные праздники, традиции празднования», «Я – гражданин! Я – имею право!», «Дети войны», «Ими гордится Россия! Ими гордимся мы!», «День славянской письменности и культуры» - вот лишь некоторые темы и т д.

Выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.


Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Общешкольные КТД

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных и поселковых мероприятиях (КТД). Их подготовка и проведение требуют большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты артиста, чтеца, рассказчика и т.д. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Наиболее яркие традиционные общешкольные и поселковые мероприятия, в которых мои учащиеся принимают самое активное участие:

  • ежегодная Вахта памяти 8 мая, у Памятника Опаленной юности, в которой принимают участие не только учащиеся школы, но и воспитанники д/садов, ветераны, местные жители;

  • торжественное шествие по улице Опаленной юности к Памятнику воинов-ильинцев и Вахта Памяти 9 мая;

  • проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда и локальных войн;

  • фестиваль патриотической песни;

  • акции: «Георгиевская ленточка», «Обелиск», «Трудовой десант»;


  • Рождественский и Пасхальный Фестивали в Храме Петра и Павла и др.

Благотворительная деятельность.

В традициях нашей школы всегда было оказание помощи ближнему. Оказание благотворительной помощи в России имеет старинные традиции. Поворотом в развитии благотворительности, по мнению многих историков и исследователей, стало принятие христианства, которое призывало к милосердию и любви.

На сегодняшний мы официально сотрудничаем с благотворительными фондами «Русская береза», «Подсолнух», «Бумажный журавлик».

Дети и родители моего класса принимают активное участие в благотворительных ярмарках, а средства перечисляем в эти фонды, на помощь больным детям. Мы активно участвуем в сборе макулатуры, а вырученные средства перечисляем в фонд «Подари жизнь», «Вера». На протяжении нескольких лет поддерживаем акцию «Дети вместо цветов». Принимали самое активное участие в акции «Детям Донбасса» и всегда отзываемся на любой призыв о помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Очень хочется, чтобы у детей были добрые сердца и открытые души.

Народные игры, светские и духовные праздники.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Традиционными стали такие праздники: «Осенины», «Масленица», «Новогодний карнавал», «Светлый праздник Пасхи» и тд.

Подготовка к праздникам позволяет ребёнку стать активным участником процесса. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Рассказываю детям о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, празднике Воздвижения Креста Господня, народном календаре, пестушках, потешках, колыбельных песенках, изобразительном прикладном искусстве, как части народной


культуры, русской народной игрушке, как учились в старину, Святках – главном зимнем празднике, Рождестве, Крещении, Масленице, Пасхе, Празднике Ивана Купалы, Петре и Павле, Спасах, русской избе, русском народном костюме, семейных традициях и др. Свой рассказ сопровождаю видеороликами и презентациями.

На протяжении нескольких лет мои дети являются активными участниками, победителями и призерами Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», школьного тура общероссийской олимпиады школьников «Основы религиозных культур и светской этики», районного конкурса проектных и исследовательских работ по духовно-нравственному воспитанию.

В заключении хотелось бы сказать… Конечно! Воспитательная работа - дело не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Но, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание - процесс бесконечный.

Работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и обязательно принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.


.