СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районной педагогической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

( СЛАЙД № 1)


Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Читаешь эти строки Б.Окуджавы и думаешь: « Как было бы здорово, если бы все люди смогли настроить свое сердце на любовь!» Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей». И « нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец или ваятель творит только безжизненную фигуру, мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди» (Святитель Иоанн Златоуст) Как известно, « наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.Макаренко). Воспитание начинается в семье, здесь закладываются корни, из которых вырастают потом ветви, и цветы, и плоды. Влияние семьи на развитие ребенка (СЛАЙД № 2)

составляет 40%, СМИ – 30%, школы – 20%, улицы - 10%. А ребенок, по словам В.Сухомлинского, - «зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. (СЛАЙД №3)

Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей.  Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения. Помните, что слова учат, а примеры влекут.

Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать  - это питать и душу, и плоть, и дух.

Ребенок вырастает не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрят, прежде всего, на себя!(СЛАЙД №4)

Воспитание ребенка начинается с любви к нему. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, — тогда это и будет главным достоянием жизни.

Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.(СЛАЙД №5)

Ценностным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: интересное проведение дней рождений членов семьи, день памяти родных, возложение цветов к памятникам воинам.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогает преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи-воспитания детей.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом.

Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - уничтожение человеческого в человеке. В связи с этим важнее всего понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». 

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания- это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь и должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе?

  1. Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

  2. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.

Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов. Сейчас много говорят о новых технологиях, но никто не отменял главную технологию- технологию любви (СЛАЙД №6)

Ее основные положения сводятся к следующему:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. 

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Хочу поделиться опытом изучения поэзии родного края. (СЛАЙД №7)

Изучение лирики в школе, как известно, составляет органическую часть воспитательного процесса. Поэзия формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Изучение поэзии родного края развивает творческие способности учащихся, воспитывает уважение к его культуре и людям; такие уроки расширяют кругозор, являются средством нравственного и патриотического воспитания, что очень важно в современных условиях.

Предлагая школьникам поработать над проектом « Поэзия родного края», мне хотелось познакомить их с творчеством поэтов Каргатского района, чтобы дети почувствовали гордость за свою малую родину, научились видеть красоту родного края. Учащиеся должны были сами убедиться в том, что поэзия родного края - это искусство слова.

Учащиеся занимались проектом «Поэзия родного края» с большим интересом, серьезно, размышляя, сравнивая, радуясь, получая удовольствие, наслаждение, которое может доставить труд не только ума, но души и сердца.

Общеизвестных мастеров пера знают многие, а наших земляков – лишь небольшой круг читателей. Вот нам и захотелось как можно больше узнать о жизни и творчестве поэтов родного Каргатского района и познакомить с ними учащихся школы, ведь это наше поэтическое наследие. Ребята даже с некоторым удивлением открывали для себя новые имена поэтов, которые жили или живут в нашем районе. Стихи о деревне, ее людях, неброской красоте природы родного края заставляли учащихся внимательно всматриваться в поэтическое слово, выражать «хорошими словами» свое отношение к миру. (СЛАЙД №8)

Разве может оставить кого-нибудь равнодушным небольшое стихотворение А.Плитченко с родным нам всем названием «Каргат»?! (СЛАЙД № 9)

(Читаю стихотворение) Трудно переоценить воспитательное значение этого стихотворения. По словам учащихся, стихи А.Плитченко подкупают своей непосредственностью, в них все понятно и знакомо с детства, кажется, что поэт пишет именно о нашем селе. И с этим нельзя не согласиться.

А стихи А.Беляк? (СЛАЙД №10)

Ведь это целый мир, который поэтесса пропустила через свое сердце. В родных местах она нашла неиссякаемый источник поэзии. Вместе с ней мы любовались падающими с неба снежинками, их она называет «неземными птицами», «пахучими и влажными» груздочками, с замиранием сердца читали стихи о первой несмелой любви, где Он и Она очень молоды и им хочется хоть краешком ладони прикоснуться к тому, что взрослые называют любовью .

Невозможно было пройти и мимо стихов А.Раевского. (СЛАЙД №11)

Далеким-далеким воспоминанием о раннем детстве проникнуто его стихотворение «Детство». Глазами маленького ребенка мы увидели «за канавою ковром» лебеду, сухой от жары «плетень-серебром», «за бугром, как рубахи», облака. Все это близко и дорого каждому человеку, чье детство прошло в деревне.

Настоящим открытием стали для ребят стихи А. Воробьева из Маршанки.(СЛАЙД №12)

Самые сокровенные, идущие из глубины души слова поэт посвятил матери. Для него мать «божественна, красива и женственна», она всегда учила добру, хотя «крест материнский» был «не из легких…тканей воздушных». Поэт призывает нас склонить голову перед подвигом женщины-матери. Просто и задушевно говорит А.Воробьев о любви.

Трагическая судьба Э.Гюнтера (СЛАЙД №13)

заставила учащихся о многом задуматься. В душе этого человека поэзия, казалось, не умолкала ни на минуту, его стихотворные строчки «пахнут пашней, и стужей, и долгой дорогой во мгле». А стихотворение «Стога» ребята признали самым задушевным. Мы видим стога-«терема», пахнущие лесной земляникой, почти физически ощущаем прозрачный и легкий, «как смех», воздух, немного завидуем тем людям, что с песней «работали здесь от зари до зари…для родины, для родимой земли».

Таким образом, познакомившись с творчеством поэтов Каргатского района, учащиеся действительно убедились, что поэзия родного края способна быть искусством слова.

Стихи Александра Плитченко, Анны Беляк, Александра Раевского, Алексея Воробьева, Эдмунда Гюнтера заставляют по-новому взглянуть на окружающий мир, на людей, живущих рядом с нами, и на себя самого.

Однако в нашем районе есть еще много поэтов, «хороших и разных» (Владимир Балачан, Александр Сидоренко, Андрей Наумов и другие). Их творчество ждет своего читателя и исследователя.

Таким образом, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания в семье, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. И закончить свое выступление мне хочется словами Л.Н.Толстого, который писал:(СЛАЙД №14)

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Как известно, (СЛАЙД №15)

добрые слова – корни, добрые мысли –цветы, добрые дела – плоды, и добрые сердца – сады.

И если вы хотите вырастить сад, говорите только добрые слова, пусть у вас будут только добрые мысли и дела, а главное – настройте свои сердца на любовь!