СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно – нравственное воспитание в школе - интернате» в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках проэкта " Культура для школьников"

Просмотр содержимого документа
««Духовно – нравственное воспитание в школе - интернате» в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников»»

«Духовно – нравственное воспитание в школе - интернате»   в рамках  Межведомственного проекта «Культура для школьников»,  который реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.

«Духовно – нравственное воспитание в школе - интернате» в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников», который реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.

 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.  «ЦЕЛЬЮ ВСЯКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОЛЖНО БЫТЬ СОЗДАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛУЧШИХ ИДЕАЛАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, В ИДЕАЛАХ ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ». В. М. Бехтерев .  ДУХОВНОСТЬ  - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.   НРАВСТВЕННОСТЬ  – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -

один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

«ЦЕЛЬЮ ВСЯКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОЛЖНО БЫТЬ СОЗДАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛУЧШИХ ИДЕАЛАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, В ИДЕАЛАХ ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ».

В. М. Бехтерев

.

ДУХОВНОСТЬ - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

«Толковый словарь русского языка»

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова

    Объекты воспитания :  Высшие духовные ценности:   Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование её: Индивидуально-личностные:  - жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство; Семейные: Нравственных чувств – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;  - отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции; Нравственного облика Национальные:  - образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации; – терпения, милосердия, кротости, незлобивости; Общечеловеческие: Нравственной позиции  - биосфера, как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура на Земле. – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; Нравственного поведения – готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Объекты воспитания :

Высшие духовные ценности:

Духовно-нравственное воспитание личности

направлено на формирование её:

Индивидуально-личностные:

- жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство;

Семейные:

Нравственных чувств

– совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

- отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции;

Нравственного облика

Национальные:

- образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации;

– терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

Общечеловеческие:

Нравственной позиции

- биосфера, как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура на Земле.

– способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

Нравственного поведения

– готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Задачи духовно-нравственного воспитания:  - Формирование способности к духовному развитию; - Формирование основ нравственного самосознания личности; - Формирование основ морали; - Формирование способности к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора; - Осознание ценности человеческой жизни; - Формирование патриотизма и гражданской солидарности; - Укрепление доверия к другим людям; - Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения; - Формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; - Формирование представления о семейных ценностях; - Воспитание уважительного отношения к родителям и т.д.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- Формирование способности к духовному развитию;

- Формирование основ нравственного самосознания личности;

- Формирование основ морали;

- Формирование способности к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора;

- Осознание ценности человеческой жизни;

- Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- Укрепление доверия к другим людям;

- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения;

- Формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- Формирование представления о семейных ценностях;

- Воспитание уважительного отношения к родителям и т.д.

Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения.   Цель проекта – культурное просвещение учащихся, активное привлечение детей к изучению художественной литературы и искусства, мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры и повышение культурного уровня подрастающего поколения.   Задачи проекта:  - культурное просвещение школьников через их погружение в культурное пространство страны;  - повышение общего уровня знаний школьников о культурном богатстве страны.  - формировать у детей эмоционально-ценностное и эстетическое восприятие мира искусства, навыки и умения отражать собственное мнение.

Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Цель проекта – культурное просвещение учащихся, активное привлечение детей к изучению художественной литературы и искусства, мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры и повышение культурного уровня подрастающего поколения. Задачи проекта: - культурное просвещение школьников через их погружение в культурное пространство страны; - повышение общего уровня знаний школьников о культурном богатстве страны. - формировать у детей эмоционально-ценностное и эстетическое восприятие мира искусства, навыки и умения отражать собственное мнение.

В нашем учреждении проект «Культура для школьников» реализуется в 2-х блоках :   «Культпоход» – первый блок предметного содержания проекта, предполагающий организованные выезды обучающихся в учреждения культуры на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т. ч. виртуальные), фестивали, радио спектакли.  Данный блок предполагает форму общения школьника с произведениями культуры – «живой звук», то есть очное посещение культурного мероприятия.   «Цифровая культура» – второй блок предметного содержания проекта, обеспечивающий возможность удаленного доступа к произведениям искусства, представленным в цифровом формате в виде аудио-, видео записей спектаклей, концертов, кинофильмов, виртуальных экскурсий.    ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА  Реализация проекта основывается на следующих принципах:  - принцип добровольности участия школьников в мероприятиях проекта; принцип открытости, то есть участвовать в мероприятиях проекта может любой школьник;  - принцип доступности, так как участие в мероприятиях проекта является бесплатным.

В нашем учреждении проект «Культура для школьников» реализуется в 2-х блоках : «Культпоход» – первый блок предметного содержания проекта, предполагающий организованные выезды обучающихся в учреждения культуры на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т. ч. виртуальные), фестивали, радио спектакли. Данный блок предполагает форму общения школьника с произведениями культуры – «живой звук», то есть очное посещение культурного мероприятия. «Цифровая культура» – второй блок предметного содержания проекта, обеспечивающий возможность удаленного доступа к произведениям искусства, представленным в цифровом формате в виде аудио-, видео записей спектаклей, концертов, кинофильмов, виртуальных экскурсий. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА Реализация проекта основывается на следующих принципах: - принцип добровольности участия школьников в мероприятиях проекта; принцип открытости, то есть участвовать в мероприятиях проекта может любой школьник; - принцип доступности, так как участие в мероприятиях проекта является бесплатным.

Методологическую основу разработки содержания и процесса реализации проекта составляют следующие подходы: 1. Культурологический подход , в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития. Знакомство школьников с произведениями искусства осуществляется посредством таких форм освоения как очное общение (посещение спектаклей, выставок, кино показов, встреч с деятелями культуры и искусства и др.) и виртуальное (знакомство с Интернет-ресурсами: сайтами музеев, филармоний, специализированными сайтами о искусстве и культуре). 2. Культурно-исторический подход , который определяет развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский). Знакомство с культурой должно основываться не на отрывочных знаниях, а на преемственности программ проекта. 3. Дифференцированный (личностно-ориентированный) подход позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания проекта школьниками разных возрастных групп и типов личности. Содержание проекта предусматривает двустороннюю направленность погружения учащихся в пространство культуры и искусства: с одной стороны, приобщение к культурным практикам осуществляется через посещения учреждений культуры, с другой стороны, через освоение произведений искусства в Интернет-пространстве. 4. Системно-деятельностный подход , который позволяет совмещать актуальные для школьников разного возраста формы освоения искусства, учитывающий все виды развития обучающихся (урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование). Данный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором они являются ее активными участниками. Школьникам предоставляется возможность участия в различных видах познавательной и творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из двух блоков проекта: «Культпоход», «Цифровая культура»..

Отправной точкой работы нашего проекта стала экскурсия  в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь,  который находится на берегу реки Оки в Калужской области.  Раньше он назывался Свято-Успенский Лихвинский Гремячев  мужской монастырь . Он был основан не позднее XVI века.  Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей  упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым  упоминается игумен Макарий под 1584 годом.  Очень тепло и по- домашнему нас встретили сестры монастыря.  Сестра Елена провела экскурсию по монастырю, рассказала историю возникновения праздника Рождество Христово. Познакомила с храмами, которые находятся на территории монастыря.  В преддверии праздника Рождества Христова, храмы были украшены веточками ели. Это очень красиво и торжественно. Ребята смогли подняться на колокольню, посмотрели как она устроена.

Отправной точкой работы нашего проекта стала экскурсия в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь, который находится на берегу реки Оки в Калужской области. Раньше он назывался Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь . Он был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом. Очень тепло и по- домашнему нас встретили сестры монастыря. Сестра Елена провела экскурсию по монастырю, рассказала историю возникновения праздника Рождество Христово. Познакомила с храмами, которые находятся на территории монастыря. В преддверии праздника Рождества Христова, храмы были украшены веточками ели. Это очень красиво и торжественно. Ребята смогли подняться на колокольню, посмотрели как она устроена.

    Затем нас пригласили в трапезную монастыря, где дети пили чай и делились впечатлениями об экскурсии. На память о монастыре мы сфотографировались возле красиво украшенного вертепа, в котором родился младенец Христос.

Затем нас пригласили в трапезную монастыря, где дети пили чай и делились впечатлениями об экскурсии. На память о монастыре мы сфотографировались возле красиво украшенного вертепа, в котором родился младенец Христос.

14 января у наших школьников состялась встреча с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря. Поздравления, подарки, наставления… а центром праздника, организованного в предверии Нового года и рождением самых ярких впечатлений стал мини-спектакль «Моя собака любит джаз», поставленного по мотивам рассказа Марины Москвиной.  Веселая история о мальчике, который очень любит джаз, и отправился в Дом культуры на прослушивание, развеселила весь школьный коллектив. В конце встречи все пожелали запечатлеть свои теплые улыбки на общем фото. Спасибо нашим благодетелям! Спаси Господи нас всех в такое сложное время!

14 января у наших школьников состялась встреча с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря. Поздравления, подарки, наставления… а центром праздника, организованного в предверии Нового года и рождением самых ярких впечатлений стал мини-спектакль «Моя собака любит джаз», поставленного по мотивам рассказа Марины Москвиной. Веселая история о мальчике, который очень любит джаз, и отправился в Дом культуры на прослушивание, развеселила весь школьный коллектив. В конце встречи все пожелали запечатлеть свои теплые улыбки на общем фото. Спасибо нашим благодетелям! Спаси Господи нас всех в такое сложное время!

В рамках Всероссийского просветительского проекта «Культура школьникам» 15 января состоялась поездка в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Нас ждали экскурсия на колокольню, где дети попробовали себя в роли звонарей; участвовали в православных Рождественских посиделках, слушали великолепное выступление фольклорного ансамбля «Одоевские жаворонки». И конечно же все и дети и взрослые получили рождественские подарки. 

В рамках Всероссийского просветительского проекта «Культура школьникам» 15 января состоялась поездка в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Нас ждали экскурсия на колокольню, где дети попробовали себя в роли звонарей; участвовали в православных Рождественских посиделках, слушали великолепное выступление фольклорного ансамбля «Одоевские жаворонки». И конечно же все и дети и взрослые получили рождественские подарки. 

19 января - это светлый праздник всех православных - день Крещения Господня, наши дети, не только принимали подарки от сестер женского монастыря с. Гремячево, но и сами подарили Свято - Успенскому монастырю подарки, в том числе сделанные своими руками. Один из таких подарков была картина «Лебеди», выполненная в технике алмазной мозаики.

19 января - это светлый праздник всех православных - день Крещения Господня, наши дети, не только принимали подарки от сестер женского монастыря с. Гремячево, но и сами подарили Свято - Успенскому монастырю подарки, в том числе сделанные своими руками. Один из таких подарков была картина «Лебеди», выполненная в технике алмазной мозаики.

Продолжается наше участие в Всероссийском просветительном проекте «Культура школьникам». 22 января учащиеся нашей школы посетили женский монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери. Учащиеся воскресной школы представили вниманию детей рождественский спектакль «Свет в городе Одиночества».

Продолжается наше участие в Всероссийском просветительном проекте «Культура школьникам». 22 января учащиеся нашей школы посетили женский монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери. Учащиеся воскресной школы представили вниманию детей рождественский спектакль «Свет в городе Одиночества».

16 марта сестры из Гремячевского монастыря провели мероприятие, посвящённое Дню православной книги. Ребята увидели старинные книги, послушали занимательный рассказ с презентацией об истории создания первых книг и посмотрели интересный мультфильм про Русь изначальную.

16 марта сестры из Гремячевского монастыря провели мероприятие, посвящённое Дню православной книги. Ребята увидели старинные книги, послушали занимательный рассказ с презентацией об истории создания первых книг и посмотрели интересный мультфильм про Русь изначальную.

1 мая группа обучающихся школы вместе с педагогами посетила Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Цель поездки - ознакомление школьников с внутренним распорядком монастырской жизни. Настоятельница и сестры познакомили ребят с историей монастыря, провели экскурсию по его территории и Храмам. Ученики поднялись на колокольню, где им представилась возможность попробовать себя в роли звонарей, спустились к святому источнику и совершили омовение его целебной водой. Дети познакомились с подсобным хозяйством монастыря и дружно поработали на огороде. После плодотворной работы всех накормили вкусным обедом в трапезной. На память о поездке обучающиеся получили книги и подарки.

1 мая группа обучающихся школы вместе с педагогами посетила Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Цель поездки - ознакомление школьников с внутренним распорядком монастырской жизни. Настоятельница и сестры познакомили ребят с историей монастыря, провели экскурсию по его территории и Храмам. Ученики поднялись на колокольню, где им представилась возможность попробовать себя в роли звонарей, спустились к святому источнику и совершили омовение его целебной водой. Дети познакомились с подсобным хозяйством монастыря и дружно поработали на огороде. После плодотворной работы всех накормили вкусным обедом в трапезной. На память о поездке обучающиеся получили книги и подарки.

Продолжаем участие в всероссийском просветительном проекте «Культура для школьников». Учащиеся 8 и 9 классов неоднократно посещали 3D-кинотеатр по программе культурного просвещения подростков в возрасте от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». Так же они съездили на очень интересную экскурсию в Ясную поляну. А учащиеся младших классов посетили Одоевский музей народных промыслов. Детям рассказали о истории возникновения Филимоновской игрушки, особенностях изготовления и росписи. Провели мастер-класс по росписи игрушки. Провели экскурсию по залам музея. Ребятам было очень интересно увидеть экспонаты музея, потрогать старинные вещи, послушать музыку на патефоне.

Продолжаем участие в всероссийском просветительном проекте «Культура для школьников». Учащиеся 8 и 9 классов неоднократно посещали 3D-кинотеатр по программе культурного просвещения подростков в возрасте от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». Так же они съездили на очень интересную экскурсию в Ясную поляну.

А учащиеся младших классов посетили Одоевский музей народных промыслов. Детям рассказали о истории возникновения Филимоновской игрушки, особенностях изготовления и росписи. Провели мастер-класс по росписи игрушки. Провели экскурсию по залам музея. Ребятам было очень интересно увидеть экспонаты музея, потрогать старинные вещи, послушать музыку на патефоне.

Вот такая интересная и познавательная у нас жизнь в школе. Мы стараемся, что бы наши дети росли мире тепла, доброты и духовности. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в их дальнейшей жизни вне стен школы-интерната, и обязательно окажет положительное влияние на нравственное развитие.  В этом учебном году так же продолжается наше тёплое сотрудничество с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря.  На кануне большого православного праздника Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы 12 октября они приезжали к нам в гости и познакомили детей с историей возникновения этого праздника.  Встреча носила не только духовно - нравственную направленность, но и патриотическую. Школьники из фильма

Вот такая интересная и познавательная у нас жизнь в школе. Мы стараемся, что бы наши дети росли мире тепла, доброты и духовности. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в их дальнейшей жизни вне стен школы-интерната, и обязательно окажет положительное влияние на нравственное развитие.

В этом учебном году так же продолжается наше тёплое сотрудничество с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря.

На кануне большого православного праздника Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы 12 октября они приезжали к нам в гости и познакомили детей с историей возникновения этого праздника.

Встреча носила не только духовно - нравственную направленность, но и патриотическую. Школьники из фильма "Ванька адмирал" узнали о важных качествах человека, который хочет стать патриотом своей Родины. В познавательной и очень интересной беседе сестра Елена поведала о житии адмирала Федора Ушакова, о причислении его к лику святых.