«Духовно – нравственное воспитание в школе - интернате» в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников», который реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -
один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
«ЦЕЛЬЮ ВСЯКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОЛЖНО БЫТЬ СОЗДАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛУЧШИХ ИДЕАЛАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, В ИДЕАЛАХ ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ».
В. М. Бехтерев
.
ДУХОВНОСТЬ - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
«Толковый словарь русского языка»
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова
Объекты воспитания :
Высшие духовные ценности:
Духовно-нравственное воспитание личности
направлено на формирование её:
Индивидуально-личностные:
- жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство;
Семейные:
Нравственных чувств
– совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции;
Нравственного облика
Национальные:
- образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации;
– терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
Общечеловеческие:
Нравственной позиции
- биосфера, как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура на Земле.
– способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
Нравственного поведения
– готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Формирование способности к духовному развитию;
- Формирование основ нравственного самосознания личности;
- Формирование основ морали;
- Формирование способности к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора;
- Осознание ценности человеческой жизни;
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- Укрепление доверия к другим людям;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения;
- Формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- Формирование представления о семейных ценностях;
- Воспитание уважительного отношения к родителям и т.д.
Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Цель проекта – культурное просвещение учащихся, активное привлечение детей к изучению художественной литературы и искусства, мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры и повышение культурного уровня подрастающего поколения. Задачи проекта: - культурное просвещение школьников через их погружение в культурное пространство страны; - повышение общего уровня знаний школьников о культурном богатстве страны. - формировать у детей эмоционально-ценностное и эстетическое восприятие мира искусства, навыки и умения отражать собственное мнение.
В нашем учреждении проект «Культура для школьников» реализуется в 2-х блоках : «Культпоход» – первый блок предметного содержания проекта, предполагающий организованные выезды обучающихся в учреждения культуры на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т. ч. виртуальные), фестивали, радио спектакли. Данный блок предполагает форму общения школьника с произведениями культуры – «живой звук», то есть очное посещение культурного мероприятия. «Цифровая культура» – второй блок предметного содержания проекта, обеспечивающий возможность удаленного доступа к произведениям искусства, представленным в цифровом формате в виде аудио-, видео записей спектаклей, концертов, кинофильмов, виртуальных экскурсий. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА Реализация проекта основывается на следующих принципах: - принцип добровольности участия школьников в мероприятиях проекта; принцип открытости, то есть участвовать в мероприятиях проекта может любой школьник; - принцип доступности, так как участие в мероприятиях проекта является бесплатным.
Методологическую основу разработки содержания и процесса реализации проекта составляют следующие подходы: 1. Культурологический подход , в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития. Знакомство школьников с произведениями искусства осуществляется посредством таких форм освоения как очное общение (посещение спектаклей, выставок, кино показов, встреч с деятелями культуры и искусства и др.) и виртуальное (знакомство с Интернет-ресурсами: сайтами музеев, филармоний, специализированными сайтами о искусстве и культуре). 2. Культурно-исторический подход , который определяет развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский). Знакомство с культурой должно основываться не на отрывочных знаниях, а на преемственности программ проекта. 3. Дифференцированный (личностно-ориентированный) подход позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания проекта школьниками разных возрастных групп и типов личности. Содержание проекта предусматривает двустороннюю направленность погружения учащихся в пространство культуры и искусства: с одной стороны, приобщение к культурным практикам осуществляется через посещения учреждений культуры, с другой стороны, через освоение произведений искусства в Интернет-пространстве. 4. Системно-деятельностный подход , который позволяет совмещать актуальные для школьников разного возраста формы освоения искусства, учитывающий все виды развития обучающихся (урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование). Данный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором они являются ее активными участниками. Школьникам предоставляется возможность участия в различных видах познавательной и творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из двух блоков проекта: «Культпоход», «Цифровая культура»..
Отправной точкой работы нашего проекта стала экскурсия в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь, который находится на берегу реки Оки в Калужской области. Раньше он назывался Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь . Он был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом. Очень тепло и по- домашнему нас встретили сестры монастыря. Сестра Елена провела экскурсию по монастырю, рассказала историю возникновения праздника Рождество Христово. Познакомила с храмами, которые находятся на территории монастыря. В преддверии праздника Рождества Христова, храмы были украшены веточками ели. Это очень красиво и торжественно. Ребята смогли подняться на колокольню, посмотрели как она устроена.
Затем нас пригласили в трапезную монастыря, где дети пили чай и делились впечатлениями об экскурсии. На память о монастыре мы сфотографировались возле красиво украшенного вертепа, в котором родился младенец Христос.
14 января у наших школьников состялась встреча с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря. Поздравления, подарки, наставления… а центром праздника, организованного в предверии Нового года и рождением самых ярких впечатлений стал мини-спектакль «Моя собака любит джаз», поставленного по мотивам рассказа Марины Москвиной. Веселая история о мальчике, который очень любит джаз, и отправился в Дом культуры на прослушивание, развеселила весь школьный коллектив. В конце встречи все пожелали запечатлеть свои теплые улыбки на общем фото. Спасибо нашим благодетелям! Спаси Господи нас всех в такое сложное время!
В рамках Всероссийского просветительского проекта «Культура школьникам» 15 января состоялась поездка в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Нас ждали экскурсия на колокольню, где дети попробовали себя в роли звонарей; участвовали в православных Рождественских посиделках, слушали великолепное выступление фольклорного ансамбля «Одоевские жаворонки». И конечно же все и дети и взрослые получили рождественские подарки.
19 января - это светлый праздник всех православных - день Крещения Господня, наши дети, не только принимали подарки от сестер женского монастыря с. Гремячево, но и сами подарили Свято - Успенскому монастырю подарки, в том числе сделанные своими руками. Один из таких подарков была картина «Лебеди», выполненная в технике алмазной мозаики.
Продолжается наше участие в Всероссийском просветительном проекте «Культура школьникам». 22 января учащиеся нашей школы посетили женский монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери. Учащиеся воскресной школы представили вниманию детей рождественский спектакль «Свет в городе Одиночества».
16 марта сестры из Гремячевского монастыря провели мероприятие, посвящённое Дню православной книги. Ребята увидели старинные книги, послушали занимательный рассказ с презентацией об истории создания первых книг и посмотрели интересный мультфильм про Русь изначальную.
1 мая группа обучающихся школы вместе с педагогами посетила Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. Цель поездки - ознакомление школьников с внутренним распорядком монастырской жизни. Настоятельница и сестры познакомили ребят с историей монастыря, провели экскурсию по его территории и Храмам. Ученики поднялись на колокольню, где им представилась возможность попробовать себя в роли звонарей, спустились к святому источнику и совершили омовение его целебной водой. Дети познакомились с подсобным хозяйством монастыря и дружно поработали на огороде. После плодотворной работы всех накормили вкусным обедом в трапезной. На память о поездке обучающиеся получили книги и подарки.
Продолжаем участие в всероссийском просветительном проекте «Культура для школьников». Учащиеся 8 и 9 классов неоднократно посещали 3D-кинотеатр по программе культурного просвещения подростков в возрасте от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». Так же они съездили на очень интересную экскурсию в Ясную поляну.
А учащиеся младших классов посетили Одоевский музей народных промыслов. Детям рассказали о истории возникновения Филимоновской игрушки, особенностях изготовления и росписи. Провели мастер-класс по росписи игрушки. Провели экскурсию по залам музея. Ребятам было очень интересно увидеть экспонаты музея, потрогать старинные вещи, послушать музыку на патефоне.
Вот такая интересная и познавательная у нас жизнь в школе. Мы стараемся, что бы наши дети росли мире тепла, доброты и духовности. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в их дальнейшей жизни вне стен школы-интерната, и обязательно окажет положительное влияние на нравственное развитие.
В этом учебном году так же продолжается наше тёплое сотрудничество с сестрами обители Свято-Успенского Гремячев монастыря.
На кануне большого православного праздника Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы 12 октября они приезжали к нам в гости и познакомили детей с историей возникновения этого праздника.
Встреча носила не только духовно - нравственную направленность, но и патриотическую. Школьники из фильма "Ванька адмирал" узнали о важных качествах человека, который хочет стать патриотом своей Родины. В познавательной и очень интересной беседе сестра Елена поведала о житии адмирала Федора Ушакова, о причислении его к лику святых.