ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
В святоотеческом наследии есть немало наставлений, касающихся отношения к слову, к речи. Поражает, как они просты и одновременно глубоки и мудры. Правила речи, сформулированные святыми отцами, вытекают из основных христианских заповедей: кротости, смирения, любви и уважения к ближнему.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что безрассудное слово гораздо страшнее пустой траты денег, потому что Господь никогда не осудит нас за растраченные без пользы деньги, но осудит за вредное слово, то есть сказанное без рассудка, без рассуждения, необдуманно. Такое слово - страшное зло. Оно разобщает людей, сеет беду, разоряет государства.
Нам необходимо осознать, что произнесенное слово обладает огромной силой. И учиться выражать словами только то, что глубоко нами осмыслено.
«Мудрый обдумывает слова и, как правило, удерживает их; если имеешь злую мысль, то наложи руку на уста свои». Так говорится в одной из притчей Соломоновых.
Святитель Московский Филарет призывал «всегда думать, какое слово ты рождаешь в мир». Именно «рождаешь», ведь слово останется в нем навсегда. Как важно донести эту мысль до наших учеников!
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». Речь должна быть краткой, немногословной. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен», - говорится в Книге притчей Соломоновых. В Книге пророка Исайи сказано: «При многословии - близкая погибель».
Одним из важнейших правил, опирающихся на заповедь Закона Божия, всегда было - не суди. «Не суди», - говорится в Писании. «... Важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения», - подчеркивал схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Осуждалось слово праздное, тем более хула или клевета. Всегда помнили, что большой грех - произнесение всуе имени Божия. По словам отца Иоанна (Маслова), «любящий празднословить напрасно губит время, этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Празднословие изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет нас от Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека».
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Страшного суда». (Мф. 12,36). Апостол Павел подчеркивал непосредственную связь нашей речи с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3,2).
Святитель Иоанн Златоуст, говоря о важности научения детей правильности речи, указывал на важность личного примера. По слову святителя, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, они выучатся тому же.
Очень важно умение слушать в педагогическом общении. Разговаривая с детьми, следует действительно внимательно и заинтересованно выслушивать их обо всех сторонах их детской жизни и вовремя отвечать на вопросы, тем самым давая понять, что общение с ним и все, что с ним происходит, важно для нас.
Александр Семенович Шишков, адмирал и госсекретарь, министр просвещения и президент Российской Академии наук, оставил нам с вами составленный им «Славянский корнеслов», где объяснил истинное значение многих исконно русских слов.
Оказывается, наш мудрый язык подсказывает, что главное в слове только не передача знаний. В слове заключено извечное христианское стремление вернуть человеку образ и подобие Божие. А потому безобразие - есть потеря образа Божия. То же и с понятием наказание, без которого немыслим процесс воспитания. Это означает не истязание, а дачу наказа, то есть наставления. Слово судьба означает Суд Божий, который мы для себя по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками. Слово победа - то, что приходит по беде, то есть по ее окончании. Интересно значение слова честь. Нам привычны словосочетания «честь имею», «честное слово», «честный человек». Но в нем заложен гораздо более глубокий смысл, нежели благородные свойства души, высокий уровень нравственности, набор дворянских, рыцарских качеств. Мы говорим: - «всечестные отцы». Как в поговорке «Честь ум рождает, а бесчестье и последнее отнимает».
Не случайно русскую литературу, эту важнейшую область деятельности, связанную с человеческой душой, наши просвещенные предки называли словесностью, а не литературой, где «литера» в переводе с греческого - всего лишь буква.
А как поразителен тот факт, что многие привычные для нас выражения очень трудно, а порой и вовсе невозможно перевести на другие языки. Например, в английском языке благая весть (Евангелие) переводится буквально как хорошие новости, благовест - как звон одного церковного колокола, покровительница как патронесса, а слово преображение - как трансфигурация. При переводе труда схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям Тихона Задонского» на другие языки обнаружилось, что в них нет слов «милосердие», «добродетель», «духовность», «благодать», «кротость», «благодеяние». Нет слова, а значит, нет у народа и внутреннего состояния, которое выражено этим словом!
А как высок подлинный смысл коротенького слова пол. Оно возводит нас к Священному Писанию, к истории сотворения человека. Мужчина и женщина замыслены как единое целое, пол - как половина одного целого. Две половины по замыслу Божию о человеке становятся единым целым. Слово цель заключает в себе извечное стремление к целостности, исцеление.
Смысл слова правитель отличен от всевозможных «лидеров», «генеральных секретарей», «президентов». Правитель - это тот, кто призван вести вверенный ему Богом народ по правому, спасительному пути.
Часто людей непрактичных, в чем-то ущербных называют убогими, не понимая значения этого слова. А это те, кто на особом счету у Самого Бога. Не случайно поговорка предупреждает: «Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы». Говорим мы спасибо - значит, просим «спаси Бог», говорим прощай - значит, просим прощения, приветствуем друг друга словом здравствуйте - значит, желаем здоровья.
Как глубоки слова, сказанные А.С. Шишковым: «Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера - единодушным».
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Истинная мысль - источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех незрелых плодов, которые от нее рождаются...» Это значит, что от неясности слова происходит и неясность мысли, а от неясности мысли и вся деятельность наша становится непоследовательной и неправильной.
Мы заимствуем не только слова - в языке закрепляются целые кальки: ты в порядке, я сделал это, это ваши проблемы. Последнее не просто коверкает наш язык, но и закрепляет в сознании чуждый, не свойственный нам тип отношений друг к другу. Ведь для русского человека всегда проблема другого была и его проблемой, которую он помогал решать. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит: «Главное, чтобы было в душе желание услужить ближнему. Если этого нет - душа больна».
Нам нужно защищать, охранять наш язык как самое большое богатство, как великое наше национальное достояние и дар Божий.
Татьяна Доронина