СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственный выбор человека»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственный выбор человека»»

Урок русского языка в 11 классе


Тема: Духовно-нравственный выбор человека. «Сноровистая наука» или нравственные ценности.


Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по теме: «Нравственность. Выбор жизненного пути»


Обучающая цель урока:


-Сформировать умение работы над сочинением-рассуждением по прочитанному тексту; уметь анализировать различные тексты, таблицы, знать приемы чтения; уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку «Нравственность. Выбор жизненного пути».

-Научить аргументированно высказывать собственное мнение по проблеме.

Научить использовать различные источники информации для аргументации своей позиции.

-Развивать критическое мышление учащихся: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, пользоваться различными способами интегрирования информации, умение решать проблемы, вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

Развивающая цель:

-Развитие речевого слуха, творческих способностей учащихся, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить ( анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, обществознание).


Воспитательная цель:

-Воспитывать способность участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе.


Тип урока: комбинированный, использование технологии РКЧМП

Вид урока: урок-исследование.

Форма: работа в парах и группах.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК.



Организационный этап. Вступительное слово учителя.


Стадия 1. ВЫЗОВ.


Мотивация познавательной деятельности.

Слайд 3.


Эпиграф: Растите детей ваших в добродетели: только она одна может дать счастье.

Людвиг ван Бетховен (композитор, дирижёр, пианист)

На свете счастлив только тот,

Кто треволнений избегает,

Тот, кто любви не признает,

Кто красотой пренебрегает,

Тот, кто не ведает обид,

Которыми другой убит.

Гартман фон Ауэ (лирический и эпический поэт средневековья)


Целеполагание. Формулировка темы и задач урока.


Вопрос:

1.Какое ключевое слово в обоих эпиграфах?

2.Проанализирйуте второй эпиграф. Сравните жизненные позиции.

3.Кто из авторов прав? Ответ будем искать на уроке.

Слайд 1. 4.Какой теме будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему урока.

5.Какие проблемы мы будем с вами решать?

6.К какому виду проблем отнесем (духовно-нравственные).

Слайд 2. 7.Сформулируйте цель нашего урока. Конкретные задачи.


Вспомните все, что знаете из обществознания, литературы о нравственной культуре личности (культура этического мышления; культура чувств; культура поведения, этикет, принципы нравственности).


Парная мозговая атака. Объединитесь в пары, обсудите свои списки.


Составим на доске общий список наших знаний и предположений в форме кластера- графического систематизатора.



II . Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ.


Проблема духовно-нравственного воспитания относится к разряду «вечных», актуальна она и в наше время. Почему? Каждый из вас ответит в аргументированной части сочинения. Русская литература помогает человеку разобраться в сложных жизненных ситуациях, найти истинные ориентиры и ценности, которые нужны в жизни. Давайте познакомимся с отрывком из повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Расплата». Какие проблемы волнуют автора? Насколько они актуальны в наши дни?


Актуализация изученных знаний, умений и навыков.


Слайд 4.

Работа над текстом до чтения. Автор, строение текста, прогноз.

Выразительное чтение текста по ролям. Задание – передать голосом чувства говорящих. После прочтения текста необходимо попросить учеников сделать на полях пометки "V", "+", "-", "?"

Слайд 5.

ИНСЕРТ – прием маркировки текста



V


+



?

я это знал(а)

новое для меняя

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться



(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) – Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

(10) – Учу.

(11) – И зла никому не делай – учите?

(12) – Учу.

(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

(14) – Тоже.

(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) – Я хочу… – Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб зáгодя знала, что и горы крутые, и пропасти в

жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) – Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стóит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. (36)Выхода нет – приспособляйся к нему.

(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то

исправить его…

(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. (44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!

(По В. Тендрякову*)


*Тендряков Владимир Фёдорович (1923–1984) – прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Отрывок из повести «Расплата».



Работа с текстом по ходу чтения. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание.


Беседа.

Определите тему текста.

Воспитание и обучение детей.

На какие части можно разделить текст?

Введение (1,2 П).

Основная часть:

1 часть – как русская литература помогает разобраться в сложной жизни, задача учителя литературы в обучении детей (3-19 П).

2 часть - что нужно, чтобы жить счастливо (взгляды Василия Петровича-обывателя и учителя-интеллигента (20-33 П).

3 часть - различные отношения человека к миру ( активная позиция и позиция маленького человека (34-46 П).


-К какому типу речи относится текст? (повествование ). Какую форму изложения выбрал писатель?

-К какому стилю речи относится данный текст? (художественный).

-Кто главные герои?


Слайд 7.


Дайте лексическое значение слова «прямолинейный» (откровенный, но лишённый необходимой гибкости). Как относитесь к этому качеству человека?

Подберите языковой синоним к слову «приспособленный»(гибкий). Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? (ловкий, осторожный, практичный)

Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? (Он озадачен, но уверен в своей правоте).

Проанализируем изобразительно-выразительные средства текста. Работа по рядам.

ряд анализирует лексику, фразеологию и синтаксис речи Василия Петровича.

ряд анализирует речь учителя.

Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).

С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова “хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).

Через какие языковые средства передаётся речь учителя? (неполные предложения, многоточие, повторяет слова отца Сони, вопросительные предложения)

Анализ изобразительно-выразительных средств текста:


Лексика и фразеология:

а) лексический повтор : учить (5-12П), запутанный , сложный (7,17 П), мир (32,34,37-39), счастливый (20,44 П), понимать (23 П), все (29-30П), исправить (37-38 П), маленький (43 П). Эти слова значимые, ключевые.

б) антонимы : прямо-криво (3 П), маленький-крупный (43 П), прямо - огибай (21 П), не вислоухие – ловкачи (31 П). Помогают создать яркую картину спора, разнообразных точек зрения.

в) синонимы : запутанный, сложный (7-8 П), не кидалась, осторожничала, поклониться могла (24 П), запутанный, сложный (7, 17 П), будь бесчестной, подличай, изворачивайся (18 П), обманывать, хребет ломать (31 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.

в) метафора : 21 П.

г) просторечные слова, слова разговорного стиля :Сонька, добра, люба, ой, вислоухие, ловкачи, приспособляйся, дура наивная, коль нельзя… Речь довольно необразованного человека, грубоватого, примитивного.

д) фразеологизмы: лезть напролом (22 П), лоб расшибить, с ума не сошел (42 П), в ножки поклониться (28 П), доброго слова не стоит (34 П)… Эти обороты разговорного стиля служат средством речевой характеристики Василия Петровича, создают образ маленького человека – обывателя.

е) сравнение: её Наполеоном не считаю (42 П)…


Выразительные средства синтаксиса:

а) вопросно-ответная форма изложения (5-6, 9-10, 11-12, 13-14, 19-20). Используется автором для того, чтобы герои смогли более полно выразить свою точку зрения.

б) неполные предложения: 10,12,43 П. Создают динамику спора.

в) многоточие: 18 П (додумать, создать более полный ряд), 20,22,31,37,45 П – передать волнение героев, эмоции.

г) инверсия: 20,38 П - заострить внимание на главном.

д) синтаксический параллелизм: 23-24 -25 П. Заострить внимание на главном, передать динамичность изображаемой картины. Кульминация взглядов Василия Петровича.

е) восклицательные предложения : 3,8,15-17,20,26,30,39 П. Передают динамику спора, эмоции героев.


ВЫВОД : Основной композиционный приём, который использует автор, - антитеза. Герои В. Тендрякова принадлежат к разным социальным слоям ( интеллигент – обыватель). Имеют разный уровень образования, что очень ярко проявляется в речи. Каждый из героев имеет свою точку зрения и выражает её эмоционально, пытаясь убедить противника в своей правоте.


II.Формулировка проблем текста. Работа в группах. Составить таблицу.

Первая группа учеников размышляет над точкой зрения Василий Петровича. Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.

Задания каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора.

Слайд 7.


Взгляды учителя-интеллигента

Взгляды Василия Петровича-обывателя


1.Русская литература знаменита тем, что лучше других помогает разобраться в сложных вопросах жизни, проповедует истинные духовно-нравственные ценности (6-8П)



2.Нравственные ценности в жизни и литературе:

а) честность (9)


б) доброта, не делать зла никому, любовь (11П)


в) сильного не бояться, слабому помогать, быть милосердным (13П)


г) верить людям


3.Жизненная позиция по отношению к миру:


а) мир можно «попробовать как-то исправить» (37 П), изменяя себя в лучшую сторону.




1.В жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче (21П), надо учить сноровистой науке (28П). В жизни всё совсем по-другому, чем учат в школе, в школе учат жить по линеечке (17 П).


2.Жизненная философия простого обывателя:

а) если можно быть честным, то будь, если нет-ловчи (22П)

б) для всех добрым и любимым не станешь, от людей любви и доброты не жди (23П)

в) с сильными напролом не лезть, осторожничать, уметь поклониться (24П)


г) не быть дурой наивной (25 П), вислоухими не быть (30П)

3. Жизненная философия маленького человека:


а) не учите мир исправлять (38 П), приспособляйтесь к нему (36 П), мир дурной, доброго слова не стоит (34 П), пусть каждый сам в одиночку устраивается (45П).


На какие вопросы отвечают участники диалога? Сформулируем проблемы.

Слайд 8.

-Как нужно жить? (проблема взаимоотношений человека и мира)

- Как относиться к своему ребенку? (проблема родительской любви и воспитания)

- Чему нужно учить детей? Какие нравственные ценности следует воспитывать в них?

( проблема выбора нравственных ценностей в воспитании молодого поколения)

Как русская литература помогает в воспитании подрастающего поколения?

- Можно ли в одиночку изменить мир, влиять на него, пытаться исправить или все должны плыть по течению, подчиняться и приспосабливаться?

-Что же такое счастье? Как его достигнуть в жизни?

В течение урока заполните опорную таблицу для написания собственного сочинения-рассуждения:


План работы с исходным текстом

Рабочие материалы

Проблема

Какой вопрос наиболее волнует автора?

1)

2)

Комментарий

1.На каком материале автор раскрывает проблему?

2.На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

3.Почему именно эти аспекты его волнуют?

1)


2)

3)

4)

5)

6)

Авторская позиция (идея текста)

1.Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставил задуматься?

2.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?

3.Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию?


1)

2)

3)

4)

Собственная позиция (аргументация)

С чем можно согласиться?

Что вызывает возражения?

1 аргумент:


2 аргумент:



III.Формулировка идеи. Авторской позиции.


В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни. Задание ученикам:


1 группа. Опишите учителя литературы. Какова его правда?

Продолжите предложения:

Учитель считает …


2 группа. Как вы думаете, папа любит свою дочку? Опишите отца, каким вы его себе представляете?

Продолжите предложения:

По мнению Василия Петровича …


- Как вы считаете, кто прав в споре?

- Кто является положительным героем? Аргументируйте свой ответ.

-Кто является отрицательным героем? Аргументируйте свой ответ.

-Кто же прав? Как вы считаете?



Сформулируйте авторскую позицию по вашей проблеме. Почему автор так считает? Подтвердите цитатами из текста, если это возможно.



Стадия рефлексии. РАЗМЫШЛЕНИЯ.


Этап работы с текстом после чтения. Рефлексия. Использование различной информации в художественном тексте. Переработка информации. Создание вторичного текста. Подбор аргументов. Дискуссия. Ребятам предлагается защитить и аргументировать точку зрения отца или учителя литературы.


ВЫВОД: Обсуждать данную проблему можно бесконечно, истина всегда где-то рядом. От каждого из вас зависит, какой выбор сделаете вы, чтобы жизнь сложилась счастливо. Человек должен стремиться стать счастливым. Закончить урок хочется цитатой Э. Кроткого: «На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце».


Итог урока.

Заполнена до конца опорная таблица для написания собственного сочинения- рассуждения.

Сформулированы проблемы текста, комментарий, авторская позиция.

Проведена дискуссия, где приводились сильные аргументы и аргументы из жизненного опыта для высказывания собственного мнения по данной проблеме, используя разные источники информации.


Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту В. Ф. Тендрякова .

Используйте материал урока и дополнительный материал для аргументации собственного мнения по проблеме.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!