МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании Утверждаю.
Педагогического совета. Директор школы______Шепелина Л.А.
Протокол №___от________ Приказ №____от____________

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Автор-составитель: Файгелева Е.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с такими положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Особенности программы
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Программа будет реализована в течение 4 лет по годам (модулям):
1 класс – «Истоки нравственности и этики»
2 класс – «Законы морали»
3 класс – «Мораль: сознание и поведение»
4 класс – «Здоровье души»
Цель: духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.
Задачи:
1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
2. Формирование основ толерантного сознания обучающихся;
3. Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.
4. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)
5. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;
6. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
7. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.
Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предмету «Окружающий мир» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.
4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.
Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:
«Помоги ближнему своему» – участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в селе (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);
«Братья наши меньшие» – забота о животных уголка природы школы;
«Мы – шефы детского сада» – участие в организации праздников, досугов, игр детского сада; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).
Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Сроки реализации- 2014- 2017 гг.
1-й этап – организационно-подготовительный- 2014 г.
2-й этап – внедренческий – 2014 г.-2016 г.
3-й этап – обобщающий - 2017 г.
Программа адресована детям младшего школьного возраста 1- 4 классов. Программа будет реализовываться как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Формы организации духовно-нравственного развития
Основная форма проведения - урок.
Внеурочная деятельность осуществляется через использование таких форм, как: беседа, дискуссия, практикум, игротренинг, праздник, конкурс и т.д.
Большая роль в формировании духовно-нравственной личности отводится комплексному курсу ОРКСЭ, работе с родителями, социальными партнерами.
Обучающиеся 1 класса должны иметь представление:
-о правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);
-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);
-о трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;
-о правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);
- о правилах поведения на улице и дома;
- об этикете школьника (правилах знакомства с взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома).
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);
-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;
- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;
- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях);
- знакомиться с взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;
-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:
выход в дружественную среду;
ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственной современной социальной ситуации.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены, и обучающимися могут быть достигнуты, следующие воспитательные результаты (по направлениям):
Первое направление
Проведение классных часов.
Тематика классных часов для учащихся 1 – 4 классов включает основные направления духовно-нравственного воспитания.
Второе направление
Участие в классных, общешкольных, общественных мероприятиях и индивидуальная работа с учащимися.
Третье направление
Сетевые взаимодействия в организации духовно-правового воспитания школьников:
- проведение совместных мероприятий с родителями
- индивидуальная работа с родителями
- взаимодействия с организациями и ведомствами поселения по формированию нравственных качеств личности.
Четвертое направление
Аналитическая деятельность
- входной контроль
- промежуточный контроль
- итоговый анализ
- обобщение опыта
Формы реализации содержания
• Классные часы
• Родительские собрания
• Разработка и реализация проектов по внеурочной деятельности
• Собеседования с учащимися и родителями
• Участие в общешкольных мероприятиях
• Подготовка органами классных самоуправлений классных и общешкольных мероприятий
• Экскурсии
• Праздники, фестивали
• Исследовательская работа
• Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса
• Участие в общешкольных мероприятиях «Класс года», «Семья года» и т.д.
Методы
Наблюдения и фиксация наблюдений;
Выявление нравственных представлений детей;
Выявление поведения учащихся в деятельности;
Отношения в семье, с одноклассниками, в группе, коллективе.
Тематическое планирование
Раздел 1. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
Цель: Воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания.
Задачи:
1.Формировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям и окружающим;
2. Знакомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
3. Дать первоначальные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок.
Урочная форма деятельности | Внеурочная форма деятельности | Работа с родителями, социальными партнерами | Изучение культурологических основ традиционных российских религий |
1 класс «Истоки нравственности и этики» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | * Акция «Уроки добра», * Классные часы «Правила поведения в школе» * Внеклассное мероприятие «Что такое хорошо и что такое плохо?» * Операция «ДЛД» (делай людям добро» * Классный час «Школа вежливых наук» * Игра-путешествие в страну Этикета * Клубный час «Моя семья» | * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама - дружная семья» * Родительское собрание «Родительский дом-начало начал» * Совместное посещение кинотеатров, библиотек * Совместное проведение календарных праздников | * Игры народов России. *Праздник «Масленица» |
2 класс «Законы морали» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | * Благотворительные акции «День пожилого человека» * Акция «Помоги братьям меньшим» * Классные часы «Правила поведения в общественных местах» * Внеклассное мероприятие «Азбука вежливости» * КВН «Сто тысяч почему» (законы нравственности») * Декада добрых дел * Праздник» «Без друзей меня чуть-чуть…» * Игра-путешествие в «Королевство Доброты» | * Праздник мам «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» * Родительское собрание «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?» (диалог с элементами ситуационной игры) * Совместные творческие проекты * Совместное проведение календарных праздников | * Игры народов России. *Праздник «Масленица» *Игра-викторина о русских традициях «Где тепло, там и добро» |
3 класс «Мораль: сознание и поведение» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы, викторины, просмотры фильмов | * Акция милосердия «Помоги братьям меньшим» * Акция «Протяни руку помощи» *«В гостях у деда-Всеведа и у бабушки-Забавушки» (утренник) *Классные часы «Уроки дружбы» *Аукцион «Добрые дела» *Праздник «Вежливость как часть жизни» | *«Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация) *Родительское собрание «Роль отца в семье» * Выставка семейных поделок «У моих родителей – золотые руки» *Совместные творческие проекты *Совместное проведение календарных праздников | * Игры народов России. *Праздник «Масленица» *Рождественские колядки «Пришла Коляда – отворяй ворота» * Беседы о православной культуре (об истине, добре и красоте) |
4 класс «Здоровье души» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы, викторины, просмотры фильмов. Комплексный курс «ОРКСЭ» | * Акция милосердия «Спешите делать добро» * Классные часы «Расскажи мне обо мне», «Азбука поведения» * Аукцион «Формулы извинения, благодарности» * Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить» * Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | * Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней» *Родительское собрание «Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью вашего ребенка» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Конференция «Моя родословная» *Совместные творческие проекты * Форум на сайте *Совместное проведение календарных праздников | * Праздник Масленица * Знакомство с русскими национальными играми, традициями. *Экскурсионная программа в храмы Екатеринбурга. * Ярмарка национальных блюд. * Праздник «Я, ты, он, она – многонациональная страна». |
Раздел 2. «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»
Цель: Воспитание гражданской ответственности.
Задачи:
1.Формировать у учащихся экологическое сознание;
2. Знакомить детей с нормами поведения путем разрешения ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия;
3.Дать первоначальные представления о символах государства, о правах и обязанностях гражданина России, о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов.
Урочная форма деятельности | Внеурочная форма деятельности | Работа с родителями, социальными партнерами |
1 класс «Истоки нравственности и этики» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо (в соответствии с календарно-тематическим планированием) Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны. | * Акция «Уроки добра», * Классные часы «День Конституции, Кто защищает наши права?», «Москва – столица нашей Родины», «Мой родной город», * Внеклассное мероприятие «Язык родной, дружи со мной» * Операция «ДЛД» (делай людям добро») * По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской» * Конкурс рисунков «Моя школа» * Игра-путешествие «Любимые герои русских народных сказок» | * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама - дружная семья» * Родительское собрание «Конвенция о правах ребенка» * Совместное посещение театров, музеев, библиотек, краеведческого музея * Совместное проведение календарных праздников |
2 класс «Законы морали» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием) Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи. | * Благотворительные акции «День пожилого человека» * Акция «Помоги братьям меньшим» * Классные часы «Ваши права», «Конституция-закон нашей жизни» * Игра «Символы России» * Декада добрых дел * Праздник «Язык наш есть тайна» * Игра-путешествие в «Моя Родина – Россия» * Выставка рисунков «Моя Родина» * Конкурс рисунков «Широка страна моя родная» | * Праздник «Песни и танцы народов моей страны» * Родительское собрание «Конвенция о правах ребенка» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия» * Совместные творческие проекты * Совместное проведение календарных праздников * Библиотечный час «Пионеры – герои» |
3 класс «Мораль: сознание и поведение» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи, родного города, улицы. | * Акция милосердия «Помоги братьям меньшим» * Акция «Протяни руку помощи» * «Парад сказочных героев» (утренник) * Классные часы «История возникновения нашего города», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» * Игра «Звездный час» (исторические даты России» * Аукцион народной мудрости * Праздник «Песни и танцы народов России» * Поэтический час «Только доблесть живет вечно» | * «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация) * Родительское собрание «Воспитание толерантного отношения» * Праздник «Семейные посиделки» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия» * выставка семейных поделок «У моих родителей – золотые руки» * Совместные творческие проекты * Совместное проведение календарных праздников * Библиотечные часы «Матушка Москва – золотая голова», «Путешествие по местам боевой славы» |
4 класс «Здоровье души» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, (в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи, родного города, улицы и Родины, викторины, Комплексный курс «ОРКСЭ» | * Акция милосердия «Спешите делать добро» * Классные часы «Загадки Российской символики», «Мы и закон», «Азбука поведения» *Смотр строя и песни * Музыкальный час «Песня народная сердце радует, душу согревает» * Практическая игра «Учимся правильно общаться» * Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» *Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | * Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней» * Родительское собрание « Воспитание толерантного отношения» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия» * Конференция «Моя родословная» * Совместные творческие проекты * Совместное проведение календарных праздников * Посещение краеведческого музея |
Раздел 3 «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»
Цель: Воспитание целеустремленного, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.
Задачи:
1.Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу;
2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие;
3.Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Урочная форма деятельности | Внеурочная форма деятельности | Работа с родителями, социальными партнерами |
1 класс «Истоки нравственности и этики» |
Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием) Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников» | * Акция «Помоги братьям меньшим», * Классные часы «О лени и лентяях», «»Мои поручения», «Играй, играй, а дело знай», «Профессия моих родителей», «Кем быть?». * Внеклассное мероприятие «Мир наших увлечений» * Операция «ДЛД» (делай людям добро») * «Мастерская Деда Мороза» * Конкурс «Самый чистый кабинет» * Конкурс рисунков «Моя школа», *Неделя «В гостях у Самоделкина» | * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама – техническая семья» * Родительское собрание «Трудовое участие ребенка в семье. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств» *Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка |
2 класс «Законы морали» |
Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием) Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством известных художников» Проектно-исследовательская деятельность | * Акция «Помоги школьной библиотеке» * Акция «Помоги братьям меньшим» * Классные часы «Всякий человек в труде познается», «Слава рукам золотым» * Внеклассное мероприятие «Кем быть?» * Игра «Город мастеров» * Декада добрых дел * Выставка макетов «Город будущего» * Выставка рисунков «Моя фантазия» * Изготовление сувениров к календарным праздникам | * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама – техническая семья» * Родительское собрание «Трудовое участие ребенка в семье. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка *сбор макулатуры *Экскурсия в ДДТ * Экскурсия на предприятия |
3 класс «Мораль: сознание и поведение» |
Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников». Проектно-исследовательская деятельность | * Акция милосердия «Помоги братьям меньшим» * Акция «Протяни руку помощи» * Неделя ремесел * Классные часы «Мои обязанности в семье», «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается» * Игра «Город мастеров» * Декада добрых дел * Выставка макетов «Город будущего» * Выставка рисунков «Моя фантазия» * Изготовление сувениров к календарным праздникам *Выставка технического творчества *Конкурс «Самый лучший кабинет» | * «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация) * Родительское собрание «Роль семьи в работоспособности ученика» * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама – техническая семья» (КТИ) * Родительское собрание «Роль семьи в развитии работоспособности ученика» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка *сбор макулатуры *Экскурсия во Дворец творчества * Экскурсия на предприятия *Трудовая практика с родителями (уборка пришкольной территории |
4 класс «Здоровье души» |
Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников». Проектно-исследовательская деятельность | * Акция «Протяни руку помощи» * Неделя ремесел * Классные часы «Я в мире профессий», «Его величество - Хлеб» * Игра «Город мастеров» * Декада добрых дел * Выставка макетов «Город будущего» * Выставка рисунков «Моя фантазия» * Изготовление сувениров к календарным праздникам *Выставка технического творчества *Конкурс «Самый лучший кабинет» * Выставка творческих работ «Это дело наших рук» | * «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация) * Родительское собрание «Роль семьи в работоспособности ученика» * Конкурс рисунков «Семейные традиции» * «Папа, мама – техническая семья» * Родительское собрание «Роль семьи в развитии работоспособности ученика» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка *сбор макулатуры *Экскурсия во Дворец творчества * Экскурсия на предприятия *Трудовая практика с родителями (уборка пришкольной территории) |
Раздел 4.«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Цель: Воспитание экологической культуры.
Задачи:
1.Формировать у учащихся экологическое сознание;
2. Развивать наблюдательность, экологическое мышление;
3.Дать первоначальные представления о взаимодействии человека с окружающей средой;
4. Воспитать чувства бережного отношения к природе.
Урочная форма деятельности | Внеурочная форма деятельности | Работа с родителями, социальными партнерами |
1 класс «Истоки нравственности и этики» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | * Акция «Помоги братьям меньшим», * Классные часы «Человек в лесу», «Земля – наш общий дом!» * Внеклассное мероприятие «Мир наших увлечений» * Поход в лес * Операция «ДЛД» (делай людям добро») * Конкурс рисунков «Берегите природу!» * Конкурс поделок из природного материала», * Выставка макетов «Лес» * Неделя экологии | * Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили» * Родительское собрание «Воспитание у детей любви к природе» * Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея * Операция «школьный двор» *Экскурсия вДДТ |
2 класс «Законы морали» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием) Проектно-исследовательская деятельность | * Акция «Помоги школьной библиотеке» * Акция «Помоги братьям меньшим» * Классные часы «Жизнь леса. Лес в творчестве русских художников», «Один день природы» * Игра-путешествие «Моя Земля» * Внеклассное мероприятие «Полет на другую планету» * Декада добрых дел * Выставка макетов «Город будущего» * Конкурс рисунков «Берегите природу!» *Выставка рисунков «Картины леса» *Викторина «Солнышко в ладошке» *Неделя экологии | * Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили» * Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка *сбор макулатуры *Экскурсия в ДДТ * Экскурсия на предприятия |
3 класс «Мораль: сознание и поведение» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Проектно-исследовательская деятельность | * Акция милосердия «Помоги братьям меньшим» *Поход в лес *Конкурс экологических сказок «Береги природу!» * Акция «Протяни руку помощи» * Неделя экологии * Классные часы «Экология нашего города – дело каждого», «Судьба Земли – наша судьба» * Игра-путешествие «Мой родной Урал» * Конкурс поделок из природного материала» *конкурс плакатов «Мы в ответе за свою жизнь» * Декада добрых дел *Викторина «Солнышко в ладошке» | * Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили» * Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» * Конкурс рисунков «Наши питомцы» * Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка * Экскурсия на предприятие *Операция «Школьный двор» с родителями (уборка пришкольной территории) |
4 класс «Здоровье души» |
Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии (в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Проектно-исследовательская деятельность | * Акция «Протяни руку помощи» *Поход в лес *Конкурс плакатов «Мы в ответе за свою жизнь» * КВН «Чем живет планета Земля?» *Конкурс экологических сказок «Береги природу!» *Диспут«Человек – созидатель или завоеватель?» * Неделя экологии * Классные часы «Мой дом – моя Земля», «Человек и фауна Земли» * Экологическая акция «Сад на окошке» * Выставка рисунков «Моя фантазия» *Конкурс поделок из бросового материала * Игра – путешествие «Родной край – частица России» | * Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили» * Видеоконкурс «Моя дружная семья» * Совместное посещение выставок, зоопарка, краеведческого музея * Совместное построение снежного городка *сбор макулатуры *Экскурсия в пожарную часть *Операция «Школьный двор» с родителями (уборка пришкольной территории) |
Литература и информационные источники
1. Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
2. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
3. Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.
4. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.
5. Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
7. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.
8. Азбука нравственности. Методические указания учителю по проведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.
9. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.
13. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
14. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся (3-ий год обучения). Методическое пособие для учителей начальной шкколы: Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
15. Российское гуманистическое общество. Журнал «Здравый смысл» http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm
16. Сайт журнала «Этическое воспитание»
http://www.etika.narod.ru/liter.htm
17. В помощь психологу http://www.psiholognew.com/mlad016.html