СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в течение 4 лет по модулям: 1 класс "Истоки нравственности и этики"

,  2 класс "Законы морали", 3 класс "Мораль: сознание и поведение", 4 класс "Здоровье души"

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»


Рассмотрено на заседании Утверждаю.

Педагогического совета. Директор школы______Шепелина Л.А.

Протокол №___от________ Приказ №____от____________

 





















духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования







Автор-составитель: Файгелева Е.И.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


















Пояснительная записка

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с такими положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».



Особенности программы

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Программа будет реализована в течение 4 лет по годам (модулям):

1 класс – «Истоки нравственности и этики»

2 класс – «Законы морали»

3 класс – «Мораль: сознание и поведение»

4 класс – «Здоровье души»

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи:

1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;

2. Формирование основ толерантного сознания обучающихся;

3. Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.

4. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)

5. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;

6. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

7. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.


Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предмету «Окружающий мир» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

«Помоги ближнему своему» – участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в селе (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

«Братья наши меньшие» – забота о животных уголка природы школы;

«Мы – шефы детского сада» – участие в организации праздников, досугов, игр детского сада; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).

Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Сроки реализации- 2014- 2017 гг.

1-й этап – организационно-подготовительный- 2014 г.

2-й этап – внедренческий – 2014 г.-2016 г.

3-й этап – обобщающий - 2017 г.

Программа адресована детям младшего школьного возраста 1- 4 классов. Программа будет реализовываться как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Формы организации духовно-нравственного развития

Основная форма проведения - урок.

Внеурочная деятельность осуществляется через использование таких форм, как: беседа, дискуссия, практикум, игротренинг, праздник, конкурс и т.д.

Большая роль в формировании духовно-нравственной личности отводится комплексному курсу ОРКСЭ, работе с родителями, социальными партнерами.

Обучающиеся 1 класса должны иметь представление:

правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);

-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);

-о трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;

-о правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);

- о правилах поведения на улице и дома;

- об этикете школьника (правилах знакомства с взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома).



Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);

-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;

- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;

- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях);

- знакомиться с взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;

-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде.



Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:

  • выход в дружественную среду;

  • ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственной современной социальной ситуации.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены, и обучающимися могут быть достигнуты, следующие воспитательные результаты (по направлениям):

Первое направление

Проведение классных часов.

Тематика классных часов для учащихся 1 – 4 классов включает основные направления духовно-нравственного воспитания.



Второе направление

Участие в классных, общешкольных, общественных мероприятиях и индивидуальная работа с учащимися.



Третье направление

Сетевые взаимодействия в организации духовно-правового воспитания школьников:

- проведение совместных мероприятий с родителями

- индивидуальная работа с родителями

- взаимодействия с организациями и ведомствами поселения по формированию нравственных качеств личности.



Четвертое направление

Аналитическая деятельность

- входной контроль

- промежуточный контроль

- итоговый анализ

- обобщение опыта

Формы реализации содержания

• Классные часы

• Родительские собрания

• Разработка и реализация проектов по внеурочной деятельности

• Собеседования с учащимися и родителями

• Участие в общешкольных мероприятиях

• Подготовка органами классных самоуправлений классных и общешкольных мероприятий

• Экскурсии

• Праздники, фестивали

• Исследовательская работа

• Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса

• Участие в общешкольных мероприятиях «Класс года», «Семья года» и т.д.



Методы

  Наблюдения и фиксация наблюдений;

   Выявление нравственных представлений детей;

  Выявление поведения учащихся в деятельности;

  Отношения в семье, с одноклассниками, в группе, коллективе.



Тематическое планирование



Раздел 1. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»



Цель: Воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания.

Задачи:

1.Формировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям и окружающим;

2. Знакомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;

3. Дать первоначальные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок.


Урочная форма деятельности

Внеурочная форма деятельности

Работа с родителями,

социальными партнерами


Изучение культурологических основ традиционных российских религий

1 класс «Истоки нравственности и этики»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)


* Акция «Уроки добра»,

* Классные часы «Правила поведения в школе»

* Внеклассное мероприятие «Что такое хорошо и что такое плохо?»

* Операция «ДЛД» (делай людям добро»

* Классный час «Школа вежливых наук»

* Игра-путешествие в страну Этикета

* Клубный час «Моя семья»

 

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама - дружная семья»

* Родительское собрание «Родительский дом-начало начал»

* Совместное посещение кинотеатров, библиотек

* Совместное проведение календарных праздников

 

* Игры народов России.

*Праздник «Масленица»

 





2 класс «Законы морали»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

* Благотворительные акции «День пожилого человека»

* Акция «Помоги братьям меньшим»

* Классные часы «Правила поведения в общественных местах»

* Внеклассное мероприятие «Азбука вежливости»

* КВН «Сто тысяч почему» (законы нравственности»)

* Декада добрых дел

* Праздник» «Без друзей меня чуть-чуть…»

* Игра-путешествие в «Королевство Доброты»

* Праздник мам «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

* Родительское собрание «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?» (диалог с элементами ситуационной игры)

 

* Совместные творческие проекты

* Совместное проведение календарных праздников

 

* Игры народов России.

*Праздник «Масленица»

*Игра-викторина о русских традициях «Где тепло, там и добро»

3 класс «Мораль: сознание и поведение»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы, викторины, просмотры фильмов

* Акция милосердия «Помоги братьям меньшим»

* Акция «Протяни руку помощи»

*«В гостях у деда-Всеведа и у бабушки-Забавушки» (утренник)

*Классные часы «Уроки дружбы»

*Аукцион «Добрые дела»

*Праздник «Вежливость как часть жизни»

 

 

*«Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация)

*Родительское собрание «Роль отца в семье»

 

* Выставка семейных поделок «У моих родителей – золотые руки»

*Совместные творческие проекты

 

*Совместное проведение календарных праздников

* Игры народов России.

*Праздник «Масленица»

*Рождественские колядки «Пришла Коляда – отворяй ворота»

* Беседы о православной культуре (об истине, добре и красоте)

 

4 класс «Здоровье души»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы, викторины, просмотры фильмов.

Комплексный курс «ОРКСЭ»

* Акция милосердия «Спешите делать добро»

* Классные часы «Расскажи мне обо мне», «Азбука поведения»

* Аукцион «Формулы извинения, благодарности»

* Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить»

* Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

* Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

*Родительское собрание «Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью вашего ребенка»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Конференция «Моя родословная»

*Совместные творческие проекты

* Форум на сайте

*Совместное проведение календарных праздников

* Праздник Масленица

* Знакомство с русскими национальными играми, традициями.

*Экскурсионная программа в храмы Екатеринбурга.

* Ярмарка национальных блюд.

* Праздник «Я, ты, он, она – многонациональная страна».

 













Раздел 2. «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»



Цель: Воспитание гражданской ответственности.

Задачи:

1.Формировать у учащихся экологическое сознание;

2. Знакомить детей с нормами поведения путем разрешения ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия;

3.Дать первоначальные представления о символах государства, о правах и обязанностях гражданина России, о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов.

 

Урочная форма деятельности

Внеурочная форма деятельности

Работа с родителями,

социальными партнерами


1 класс «Истоки нравственности и этики»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны.

* Акция «Уроки добра»,

* Классные часы «День Конституции, Кто защищает наши права?», «Москва – столица нашей Родины», «Мой родной город»,

* Внеклассное мероприятие «Язык родной, дружи со мной»

* Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

* По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской»

* Конкурс рисунков «Моя школа»

* Игра-путешествие «Любимые герои русских народных сказок»

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама - дружная семья»

* Родительское собрание «Конвенция о правах ребенка»

* Совместное посещение театров, музеев, библиотек, краеведческого музея

* Совместное проведение календарных праздников

 

 

 

 

 

2 класс «Законы морали»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи.

* Благотворительные акции «День пожилого человека»

* Акция «Помоги братьям меньшим»

* Классные часы «Ваши права», «Конституция-закон нашей жизни»

* Игра «Символы России»

* Декада добрых дел

* Праздник «Язык наш есть тайна»

* Игра-путешествие в «Моя Родина – Россия»

* Выставка рисунков «Моя Родина»

* Конкурс рисунков «Широка страна моя родная»

 

 

* Праздник «Песни и танцы народов моей страны»

* Родительское собрание «Конвенция о правах ребенка»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия»

* Совместные творческие проекты

* Совместное проведение календарных праздников

* Библиотечный час «Пионеры – герои»

 

3 класс «Мораль: сознание и поведение»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи, родного города, улицы.

* Акция милосердия «Помоги братьям меньшим»

* Акция «Протяни руку помощи»

* «Парад сказочных героев» (утренник)

* Классные часы «История возникновения нашего города», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

* Игра «Звездный час» (исторические даты России»

* Аукцион народной мудрости

* Праздник «Песни и танцы народов России»

* Поэтический час «Только доблесть живет вечно»

 

 

* «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация)

* Родительское собрание «Воспитание толерантного отношения»

* Праздник «Семейные посиделки»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия»

* выставка семейных поделок «У моих родителей – золотые руки»

* Совместные творческие проекты

* Совместное проведение календарных праздников

* Библиотечные часы «Матушка Москва – золотая голова», «Путешествие по местам боевой славы»

 

4 класс «Здоровье души»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо,

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны, на тему истории и культуры родной семьи, родного города, улицы и Родины, викторины,

Комплексный курс «ОРКСЭ»

* Акция милосердия «Спешите делать добро»

* Классные часы «Загадки Российской символики», «Мы и закон», «Азбука поведения»

*Смотр строя и песни

* Музыкальный час «Песня народная сердце радует, душу согревает»

* Практическая игра «Учимся правильно общаться»

* Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

*Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

 

* Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

* Родительское собрание « Воспитание толерантного отношения»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Конкурс на лучшую находку из семейного альбома «Семейная реликвия»

* Конференция «Моя родословная»

* Совместные творческие проекты

* Совместное проведение календарных праздников

* Посещение краеведческого музея


 























































Раздел 3 «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»



Цель: Воспитание целеустремленного, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.

Задачи:

1.Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу;

2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие;

3.Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Урочная форма деятельности

Внеурочная форма деятельности

Работа с родителями,

социальными партнерами


1 класс «Истоки нравственности и этики»

Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников»

* Акция «Помоги братьям меньшим»,

* Классные часы «О лени и лентяях», «»Мои поручения», «Играй, играй, а дело знай», «Профессия моих родителей», «Кем быть?».

* Внеклассное мероприятие «Мир наших увлечений»

* Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

* «Мастерская Деда Мороза»

* Конкурс «Самый чистый кабинет»

* Конкурс рисунков «Моя школа»,

*Неделя «В гостях у Самоделкина»

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама – техническая семья»

* Родительское собрание «Трудовое участие ребенка в семье. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств»

*Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

 

 

2 класс «Законы морали»

Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством известных художников»

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция «Помоги школьной библиотеке»

* Акция «Помоги братьям меньшим»

* Классные часы «Всякий человек в труде познается», «Слава рукам золотым»

* Внеклассное мероприятие «Кем быть?»

* Игра «Город мастеров»

* Декада добрых дел

* Выставка макетов «Город будущего»

* Выставка рисунков «Моя фантазия»

* Изготовление сувениров к календарным праздникам

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама – техническая семья»

* Родительское собрание «Трудовое участие ребенка в семье. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

*сбор макулатуры

*Экскурсия в ДДТ

* Экскурсия на предприятия

 

3 класс «Мораль: сознание и поведение»

Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников».

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция милосердия «Помоги братьям меньшим»

* Акция «Протяни руку помощи»

* Неделя ремесел

* Классные часы «Мои обязанности в семье», «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

* Игра «Город мастеров»

* Декада добрых дел

* Выставка макетов «Город будущего»

* Выставка рисунков «Моя фантазия»

* Изготовление сувениров к календарным праздникам

*Выставка технического творчества

*Конкурс «Самый лучший кабинет»

* «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация)

* Родительское собрание «Роль семьи в работоспособности ученика»

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама – техническая семья» (КТИ)

* Родительское собрание «Роль семьи в развитии работоспособности ученика»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

*сбор макулатуры

*Экскурсия во Дворец творчества

* Экскурсия на предприятия

*Трудовая практика с родителями (уборка пришкольной территории



4 класс «Здоровье души»

Уроки математики, литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов. Беседы «В мире профессий», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с творчеством местных художников».

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция «Протяни руку помощи»

* Неделя ремесел

* Классные часы «Я в мире профессий», «Его величество - Хлеб»

* Игра «Город мастеров»

* Декада добрых дел

* Выставка макетов «Город будущего»

* Выставка рисунков «Моя фантазия»

* Изготовление сувениров к календарным праздникам

*Выставка технического творчества

*Конкурс «Самый лучший кабинет»

* Выставка творческих работ «Это дело наших рук»

* «Моя мама на рабочем месте» (выставка-презентация)

* Родительское собрание «Роль семьи в работоспособности ученика»

* Конкурс рисунков «Семейные традиции»

* «Папа, мама – техническая семья»

* Родительское собрание «Роль семьи в развитии работоспособности ученика»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Совместное посещение выставок, музеев, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

*сбор макулатуры

*Экскурсия во Дворец творчества

* Экскурсия на предприятия

*Трудовая практика с родителями (уборка пришкольной территории)

 

 

































Раздел 4.«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Цель: Воспитание экологической культуры.

Задачи:

1.Формировать у учащихся экологическое сознание;

2. Развивать наблюдательность, экологическое мышление;

3.Дать первоначальные представления о взаимодействии человека с окружающей средой;

4. Воспитать чувства бережного отношения к природе.

 

Урочная форма деятельности

Внеурочная форма деятельности

Работа с родителями,

социальными партнерами


1 класс «Истоки нравственности и этики»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

 

* Акция «Помоги братьям меньшим»,

* Классные часы «Человек в лесу», «Земля – наш общий дом!»

* Внеклассное мероприятие «Мир наших увлечений»

* Поход в лес

* Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

* Конкурс рисунков «Берегите природу!»

* Конкурс поделок из природного материала»,

* Выставка макетов «Лес»

* Неделя экологии

* Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили»

* Родительское собрание «Воспитание у детей любви к природе»

* Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея

* Операция «школьный двор»

*Экскурсия вДДТ

 

 

 

2 класс «Законы морали»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция «Помоги школьной библиотеке»

* Акция «Помоги братьям меньшим»

* Классные часы «Жизнь леса. Лес в творчестве русских художников», «Один день природы»

* Игра-путешествие «Моя Земля»

* Внеклассное мероприятие «Полет на другую планету»

* Декада добрых дел

* Выставка макетов «Город будущего»

* Конкурс рисунков «Берегите природу!»

*Выставка рисунков «Картины леса»

*Викторина «Солнышко в ладошке»

*Неделя экологии

* Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили»

* Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

*сбор макулатуры

*Экскурсия в ДДТ

* Экскурсия на предприятия

 

3 класс «Мораль: сознание и поведение»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов.

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция милосердия «Помоги братьям меньшим»

*Поход в лес

*Конкурс экологических сказок «Береги природу!»

* Акция «Протяни руку помощи»

* Неделя экологии

* Классные часы «Экология нашего города – дело каждого», «Судьба Земли – наша судьба»

* Игра-путешествие «Мой родной Урал»

* Конкурс поделок из природного материала»

*конкурс плакатов «Мы в ответе за свою жизнь»

* Декада добрых дел

*Викторина «Солнышко в ладошке»

* Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили»

* Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

* Конкурс рисунков «Наши питомцы»

* Совместное посещение выставок, библиотек, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

* Экскурсия на предприятие

*Операция «Школьный двор» с родителями (уборка пришкольной территории)

 

4 класс «Здоровье души»

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии

(в соответствии с календарно-тематическим планированием), викторины, просмотры учебных фильмов.

Проектно-исследовательская деятельность

* Акция «Протяни руку помощи»

*Поход в лес

*Конкурс плакатов «Мы в ответе за свою жизнь»

* КВН «Чем живет планета Земля?»

*Конкурс экологических сказок «Береги природу!»

*Диспут«Человек – созидатель или завоеватель?»

* Неделя экологии

* Классные часы «Мой дом – моя Земля», «Человек и фауна Земли»

* Экологическая акция «Сад на окошке»

* Выставка рисунков «Моя фантазия»

*Конкурс поделок из бросового материала

* Игра – путешествие «Родной край – частица России»

* Фотовыставка «В ответе за тех, кого приручили»

* Видеоконкурс «Моя дружная семья»

* Совместное посещение выставок, зоопарка, краеведческого музея

* Совместное построение снежного городка

*сбор макулатуры

*Экскурсия в пожарную часть

*Операция «Школьный двор» с родителями (уборка пришкольной территории)

 

 































































Литература и информационные источники



1.     Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.

2.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.

3.     Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.

4.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.

5.     Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.

7.     Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.

8.     Азбука нравственности. Методические указания учителю по проведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.

9.     Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.

13. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.

14. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся (3-ий год обучения). Методическое пособие для учителей начальной шкколы: Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.

15. Российское гуманистическое общество. Журнал «Здравый смысл» http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm

16. Сайт журнала «Этическое воспитание»

http://www.etika.narod.ru/liter.htm

17. В помощь психологу http://www.psiholognew.com/mlad016.html