СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие гражданина России - первостепенная задача современ¬ной образовательной системы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие гражданина России -  первостепенная задача  современ­ной образовательной системы.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие гражданина России - первостепенная задача современ¬ной образовательной системы.»

Духовно-нравственное развитие гражданина России - первостепенная задача современ­ной образовательной системы.

Кульгускина Н.А.

Заместитель директора по ВР МБОУ «Еланская СОШ №2»


В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, имеет равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [13.c. 134] Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». [13. c. 134]. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379]

Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспита­ние обучающихся, является первостепенной задачей современ­ной образовательной системы. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальны­ми ценностями и приобретает определённый характер и направ­ление, в зависимости от того, какие ценности общество разделя­ет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не­отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи­вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи[1]. Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осу­ществляется в педагогически организованном процессе осо­знанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

  • семейной жизни;

  • культуры своего народа,

  • российской гражданской нации;


Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на­чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье переносятся на отношения в обществе и составляют основу граж­данского поведения человека.

Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.



Литература

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.

  2. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.

  3. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.

  4. Интернет-ресурсы.