СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в процессе изучения предметного курса «География».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время гражданское образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Процветание сегодняшней и будущей России возможно только тогда, каждый живущий в ней человек, гражданин будет искренне любить свою Отчизну! Весь тот богатый материал нравственных ценностей, духовности, который создало веками человечество, должно передаваться из поколения в поколение. Обретение духовности ведется через восстановление исторической «памяти» и формирование патриотических чувств. Формирование патриотизма у современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в процессе изучения предметного курса «География».»

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в процессе изучения предметного курса «География».

В настоящее время гражданское образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Процветание сегодняшней и будущей России возможно только тогда, каждый живущий в ней человек, гражданин будет искренне любить свою Отчизну! Весь тот богатый материал нравственных ценностей, духовности, который создало веками человечество, должно передаваться из поколения в поколение. Обретение духовности ведется через восстановление исторической «памяти» и формирование патриотических чувств.

Формирование патриотизма у современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, патриотизма.

Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе. Этот процесс проходит не только в семье, в окружении ребёнка, но и в стенах школы. Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Это целостная система воспитательного процесса, которую составляет единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм учебно-воспитательного процесса. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих учеников сегодня, зависит завтрашний результат.

Опираясь на личностно-ориентированный подход в своей педагогической деятельности, я выделяю несколько доминирующих компонентов в развитии патриотического и духовного потенциала обучающихся. Во-первых, формирование в ребенке ярко индивидуальное, позволяющее ему стать самим собой в постоянно меняющемся социуме. Во-вторых, сотрудничество между учителем и учеником позволяет вести совместный поиск истины, мыслить, действовать.

Предмет «География», как предмет гуманитарного цикла, играет важную роль в воспитании личности гражданина России и его духовно-нравственном развитии. Это единственный учебный курс, который соединил в себе естественные и общественные науки, дает целостное представление о Земле, изучает взаимодействие общества и природной среды, объединяет знания о социально- экономическом окружении подростка. Поэтому именно предмет «География» способствует развитию у школьников гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны, знакомит обучающихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

В каждом курсе географии содержание программ достаточно универсально, обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к Родине, природе, воспитывать чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле, чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы. Школьная география помогает обучающимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности не может складываться из отдельных удачливых моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будут охватывать весь предмет в целом, когда воспитательные и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

Представляю опыт работы воспитание гражданственности и патриотизма в начальном курсе физической географии 6 класс.

Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников, я рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. Знакомлю с первооткрывателями, среди которых гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, о вкладе российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса. Ребята подробно разбирают маршруты соотечественников путешественников, составляют карты их походов, отвечают на проблемные вопросы. Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

При изучении темы «План и карта», предлагаю задания на определение расстояния от г. Батайска до г. Москвы, от г. С.-Петербурга до мыса Дежнёва, а затем определить, за какое время можно преодолеть это расстояние и сравнить его. Ребята осознают, как же велика наша страна.

При изучении внутреннего строения Земли, визуально наблюдаем за исследованием земных глубин, рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.

Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.

В беседах с обучающимися говорим о мужестве и стойкости всего народа страны. Подчёркиваю, что победа, кроме технического оснащения, решалась высоким чувством долга, порядочностью, готовностью к самопожертвованию, трудолюбием и гуманностью граждан страны и, главное, большой любовью к Родине.

На уроке по теме «Формы земной поверхности» использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест, а также знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз предлагаю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.

При изучении темы Мировой океан я даю опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана. Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предлагаю описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский и Новороссийск – Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана.

Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел». Провести описание реки по карте, лучше всё это сделать на примере реки Дон, реки Малый Койсуг, на которой мы живём. Работая с картой, обращаю внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнинных и стремительных шумных горных рек. Создать яркий образ разнообразных рек и озёр нашей страны мне помогает книга «Популярная энциклопедия рек и озёр. Рассказываю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без воды. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам, демонстрирую репродукции картин русских художников. Предлагаю ученикам рассказать свои истории общения с рекой, оформить альбом или стенгазету, затем провожу конкурс на лучшую защиту работы, оценивая научность и художественность, эстетическое оформление и представление работы.

К уроку, посвященному истории нашего края, готовим сообщения о наших известных земляках. Сколько гордости в глазах ребят, когда выясняется, что некоторые состоят с ними в родстве. Семейная летопись – больше исторический аспект. Но ее можно изучать и с позиций географии, если составить «карту семьи», на которую нанести пункты, откуда родом предки и куда разъехались родственники. Эту карту можно использовать при определении направлений и расстояний. В 6 классе ребята еще плохо знают карту. Здесь требуется помощь учителя и родителей, таким образом, получается совместная творческая работа. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности детей, появляется интерес к исследованиям. Работы с использованием краеведческого материала получаются самые разнообразные – это эссе, презентации, фото-коллаж, видеоролик, стихи, рисунки и их объединяет одно – в каждую работу вложена душа ребенка.

В своей педагогической деятельности уделяю внимание всем обучающимся с высоким и низким уровнем учебных возможностей. На всех этапах обучения (в среднем и старшем звене) обучающиеся участвуют в разработке индивидуальных творческих проектов, которые реализуются как в учебной, так и во внеклассной работе.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к малой Родине, знание национальной культуры и традиций своей местности.

Система в работе по краеведческой проблеме помогает мне учить воспитанников самостоятельно мыслить, находить проблемы, решать их, прогнозировать результаты, развивать навыки исследовательской деятельности, а самое главное – повышать качество образования. Моя задача на данном этапе - укрепить положительные позиции ребенка, обогатить его духовный мир знаниями, чувствами, обратить эти знания в самостоятельное познание мира.

Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

В заключении хочу отметить, что патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек. Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников духовно- нравственных начал, чувства патриотизма, потому что возрождение великой России, будущее русского народа, будет зависеть от тех, кто является настоящим патриотом своей Родины. Я уверена, что познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем. Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.




Овсянникова Лилия Петровна,

учитель географии МБОУ СОШ №4,

руководитель ГМО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!