ДУХОВНО - нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ
Цель воспитательной системы нашей Баргузинской школы: воспитание личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии. Исходя из этого, моя задача, как учителя, заключается в организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже в начальной школе. В 4 классе введён новый курс ОРКСЭ, который является подспорьем в реализации поставленных задач перед школой, ведь уроки данного курса основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Документы министерства образования говорят о том, что данный учебный курс является культурологическим и направленным на развитие у школьников десяти - одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней (тема итогового урока «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»).
Задачи ОРКиСЭ:
Цели и задачи, поставленные перед нами в рамках курса, на мой взгляд, слишком общие, широкие (для всех модулей), пока далёкие, недостижимые за такое короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой ставлю более реальные, узкие цели и задачи: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать?
В основе моей работы с классом лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможность достижения положительных результатов воспитания. На уроках ОРКиСЭ успешно применяю технологию критического мышления, технологию проблемного диалога, ИКТ технологии. Провожу уроки – экскурсии, уроки – проекты, уроки – исследования, уроки – конференции, то есть стараюсь организовать деятельность учащихся на уроке более интересно. Использую различные формы – и групповую работу, и работу в парах, различные игровые методики, творческие задания. (http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/osnovy-religioznyh-kultur/8412-urok-po-kursu-osnovy-svetskoj-jetiki-tema-spr.html).
Очень тщательно готовясь к урокам, стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций, (http://barguzinschool.narod.ru/ORKSE.htm), использовать ресурсы интернет (http://easyen.ru/load/orkseh/294), где нахожу необходимые песни, репродукции, видео.
Мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующее занятие, готовятся. Безоценочная система не сковывает детей, они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Моя роль заключается лишь правильно направить беседу, ученики сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто учащиеся самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. В процессе таких дискуссий каждый высказывает ценностные суждения, выдвигает собственное обоснование тех или иных норм действия, делится своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствуют и совместные игры, и экскурсии, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрываются, т.к. речь идёт не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.
Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирали тему, которая их заинтересовала, тему, над которой они хотели бы поработать ещё, потому что она им близка, понятна. Им было, что рассказать, чем поделиться. В моём классе были выбраны следующие темы итоговых мероприятий: «Дружба в нашем классе» (http://nsportal.ru/node/553140), «Моя бабушка», «Моя родословная», «Моё село», «Традиции семьи» и др. Рассказы о родословных сопровождались презентациями, газетами с фотографиями, поделками, сделанными руками детей и родителями. О нашем селе Баргузин был собран детьми прекрасный материал, который подготовили совместно с родителями, бабушками и дедушками. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам, немаловажную роль играют совместные емероприятия.
В рамках реализации курса во внеурочное время у детей (с письменного согласия родителей) есть возможность посещать Воскресную школу при храме Преображения Господня для детей (учебно-воспитательная группа), которая работает с 2002 года. Ребята, под руководством Галактионовой Татьяны Владимировны, изучают Закон Божий, готовятся к праздникам, рисуют, поют, изготавливают поделки, посещают соседние храмы, выезжают на экскурсию в соседний Курумканский район, знакомятся со святыми местами. Ученики увлекаются бисероплетением, которое преподает Невзгодова Людмила Васильевна.
Программа обучения рассчитана на 5 лет. Обязательные предметы: Храмоведение (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме), Православный иконостас (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели). Учителя Воскресной школы тесно сотрудничают с учителями нашей школы, принимают участие в практических семинарах по реализации курса ОРКСЭ в 4 классах.



Очень хорошо, что ОРКСЭ преподаётся при выходе из начальной школы. Младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм, все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел своё продолжение.
Надеюсь, что вся проделанная работа даст положительный результат в жизни моих учеников.
Учитель начальных классов МБОУ «Баргузинская сош» Шелковникова Т.Г.