СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их успешной реабилитации и социальной адаптации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как материальные и физиче­ские (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Законы эти давно сформулированы, описаны, и их необходимо донести  до сведения подрастающего поколения. Ведь в случае на­рушения нравственных законов страдает не только сам человек, но и его окруже­ние, всё общество, весь мир.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их успешной реабилитации и социальной адаптации»

ГКОУ РО Волгодонска специальная школа-интернат «Возрождение»

Денисенко И.М.


«Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их успешной реабилитации и социальной адаптации».

В настоящее время духовно-нравственное развитие личности граж­данина России стало одним из главных направлений в политике нашего государства. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (1 декабря 2016 г.) отмечено «самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». Духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как материальные и физиче­ские (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Законы эти давно сформулированы, описаны, и их необходимо донести до сведения подрастающего поколения. Ведь в случае на­рушения нравственных законов страдает не только сам человек, но и его окруже­ние, всё общество, весь мир. Таким образом, любой здравомыслящий человек может без преувеличения сказать, что задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных в деле обес­печения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.

В нашей специальной школе-интернате «Возрождение» обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Дети с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ) могут быть такими же талантливыми и способными, как и их здоровые сверстники. Но существует неравенство возможностей: наши дети проводят много времени, находясь на лечении, тяжелейших операциях, реабилитационных занятиях. И все проблемы общества перед ними встают особенно остро. Поэтому в условиях быстрого изменения социальных систем, общественных институтов большое значение имеет успешная социализация детей с ОВЗ.

Для этого в дополнение ко всему оздоровительному и учебно-воспитательному процессу мы ввели курс по выбору «Духовно-нравственная культура Дона» и факультативный курс «Основы православной культуры». Их цель состоит в том, чтобы создать необходимые условия для выработки молодым человеком со­ответствующей жизненной позиции, необходимой для успешной интеграции в культурное пространство России. Эти курсы являются интегрированными курсами, теснейшим образом связанными со многими школьными предметами и кружками. Многие темы, так или иначе, затрагиваются на других предметах, но с точки зрения пра­вославия они начинают звучать в совершенно новой, подчас неожиданной интер­претации. А некоторые темы вообще сложно рассматривать без обращения к ре­лигии. Таким образом, эти курсы должны восполнить недостающую, хотя и очень важную область образовательного пространства. Работу в этом направлении мы ведём более 10 лет.

Особенно эффективны в этом различные экскурсии. И наши ребята очень любят путешествовать. Во время поездок дети знако­мятся с природой, достопримечательностями, обычаями, самобытной культурой, традициями родного края, с выдающимися личностями земляков. Кроме своего города, мы путешествовали по Ростову-на-Дону, Новочеркасску, побывали в ста­рых казачьих станицах Большая Мартыновка, Кутейниковская и Нижне-Кундрюченская, в которой восстанавливается 100-летний храм, са­мый большой в Европе, находящийся в сельской глубинке.

На наших занятиях используются различные формы и методы работы. Наши воспитанники принимают активное участие в международных, все­российских, областных, городских творческих конкурсах, были отмечены грамо­тами, благодарностями и ценными подарками. Многие конкурсы проводятся дис­танционно (Интернет-конкурсы). Это, например, ежегодный все­российский кон­курс «Святые заступники Руси». Мы принимали участие во всех конкурсах. В памятный альбом лучших работ о святителе Алексии Мо­сковском «Пастырь» вошёл рисунок Надежды Литвиновой, а затем и в журнал «Божий мир». И в этом году, посвящённом Матроне Московской, мы также приняли участие. Ждём подведения итогов.

Наша воспитанница (теперь уже выпускница этого года, студентка одного из московских вузов) из числа детей-сирот Сагина Лиза стала финалисткой всероссийского детского творческого конкурса «Класс мира!», ко­торый проходил в рамках Культурной Олимпиады Сочи 2014. Лизина новелла «Мечта» вошла в десятку лучших новелл, на которые были поставлен спектакль по пьесам детей. В этом спектакле были заняты известные артисты российского театра и кино. Спектакль прошёл с большим успехом сначала в г. Сочи, а затем – в г. Москве. Позже Лиза приняла участие в концерте Екатерины Волковой, (ис­полнительницы главной роли в её пьесе), в г. Москве, где была исполнена песня на слова Лизы «Ты поверь!»

Также сказка Сагиной Лизы «Художница-Зима» вошла в сбор­ник стихов и прозы «Новогодняя сказка», выпущенный издательством «вектор-успеха.рф.pedsovet.su» 2012 года. Несмотря на огромные проблемы со здоровьем (девочка провела дважды по 8 месяцев в клинике Илизарова.) Лиза остаётся доброй, отзывчивой и жизнерадостной. В её удивитель­ном творчестве поднимаются проблемы нравственности. Её московские друзья за свой счёт заказали немецкий протез левой руки. Позже Лиза ещё раз приняла участие в конкуре «Класс мира!», посвящённому году скульптуре. Одна из её скульптур из дерева – «будто из пазлов зем­ной шар» – стояла на театральной площади во время зимней олимпиады в Сочи. «Наш весь мир  люди, народы, вот такая дружба, с помощью пазла соби­рается всё и крепко-накрепко держится», говорит Лиза о своём произведении. По результатам этих двух конкурсов Лиза стала паралимпийским флагоносцем. А наш пловец, мастер спорта, М. Холухоев был паралимпийским факелоносцем.

Так же мы принимали участие во многих других конкурсах, например, в литературном конкурсе им. Ивана Шмелёва «Лето Господне», «Гордость России» (Диплом II степени). Мещерякова Наталья стала победителем Всероссийского конкурса сочинений школьников, посвящённого памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Большой интерес вызывают у детей беседы, викторины, олимпиады. В этом году приняли участие в Общероссийской олимпиаде школьников по ОПК, про­водимой дистанционно ПСТГУ, во Всероссийском конкурсе «Россия. Обычаи и традиции». Имеется положительный опыт индивидуальной работы с учащимися по на­писанию реферата, доклада, участию в учебно-исследовательских работах и соци­альных проектах. Очень любят читать литературу и смотреть видеоматериалы ду­ховно-нравственного содержания.

Особенно активное участие принимают ребята во встречах с ин­тересными людьми, в т.ч. со священниками, готовят подарки для них. Это всегда яркий праздник в нашей школе-интернате.

Использование ИКТ обеспечивает широкий спектр работы. Так совместно с обучающимися выпускается красочная школьная газета «Родни­чок», в которой есть церковная и литературная странички (с рассказами нравст­венного содержания), рассказывается о наших достижениях, публикуются творче­ские работы наших ребят и т.д. Наша газета в 2010 году зарегистрирована в рее­стре школьной прессы России. В 2014 году – дважды лауреат КШИ.

Вместе с воспитанниками сделан слайд-фильм «Духовное насле­дие Донской Земли», который демонстрировался на Димитриевских обра­зовательных чтениях и был передан для работы в образовательные учреждения об­ласти. Мы подготовили слайд-фильм «Святитель Димитрий Рос­товский (1651 -1709), 300-летию со дня блаженной кончины посвящается», (чьё имя носит наша область). В него вошли рисунки наших воспитанников. За этот фильм получили Дипломы побе­дителей (I место) на III Всероссийском конкурсе краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом».

К ежегодным Школьным Рождественским чтениям (Готовимся к VIII Школьным Рождественским чтениям), Дню славянской письменности и культуры также готовятся слайд-фильмы и презента­ции. Также в рамках чтений проводятся конкурсы рисунков, чтецов. В чтениях 2016 года приняли участие ребта из других школ.

Чтобы любить свою Родину и служить ей от полноты души, нужно ценить её и проникнуться её духом. Героическая история предков находит отражение в многообразии проявле­ния самобытной культуры своего края. Поэтому воспитанники с интересом бы­вают на концертах с участием школьного фольклорного ансамбля «Казачок». В процессе работы дети узнают, что жизнь наших выдающихся со­отечественников была выстроена с опорой на религиозные добродетели, и в пер­вую очередь на такие, как вера, надежда, пра­ведность. Во все века казаки с честью несли высокое назначение защитников. (Даже иппотера­пия, которая применяется в нашей школе-интернате, идёт в унисон с традициями нашего края). Сейчас в школе действует инновационная площадка по здоровьесбережению, подпрограммой которой является духовно-нравственное здоровье воспитанников. Нельзя недооцени­вать в этом деле роль библиотек, музейной педагогики. Работа с младшими детьми начинается с посещения своего школь­ного Музея мужества.

Трансляция опыта нашей работы осуществляется всеми доступными спо­собами и средствами: участие в различных образовательных конференциях и фо­румах, в СМИ, в т.ч. на городском и даже Центральном телевидении, и на просто­рах Интернета. Всё это послужило разработке и внедрению инновационной программы «Воспитание ду­ховно-нравственных основ личности обучающихся с особыми об­разовательными потребностями через изучение культурных отечествен­ных тра­диций».

Большое внимание мы всегда уделяли теме семьи. Работая над темой популяризации семейных ценностей, я принимала участие в фотокон­курсе III Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». Как финалист побывала на фестивале. Одна из фотографий по теме «Счастье в семье» вошла в слайд-фильм «Счастье в семье». В журнале опублико­ван рассказ «Мой вечный дедушка». На молодежные Рождественские чтения в Москву также была приглашена наша воспитанница для выступления с докладом «Мои размышления о семье». Внеклассное мероприятие «Счастье – быть вместе!» было опубликовано на сайте 1 сентября (festival.1september.ru).

Хотя у нас в выпускных классах преподаётся курс «Этика и психология семейной жизни», но во всех классах с большим интересом прохо­дят циклы бесед о семейных ценностях, в т.ч. в православной традиции. Дети уз­нают о новом празднике, о святых покровителях семьи. Только одно качество, не­обходимое для счастливой жизни в семье – любовь, смогли назвать дети. Многие слова, обозначающие эти качества, уже почти вышли из нашего обихода. Такие, например, как кротость, великодушие, сострадание, долготерпение и другие. А уж жертвенность – это вообще за рамками понимания, все настроены на получение удовольствия: «Бери от жизни всё!». Дети, не изучающие курс, основанный на традициях православной культуры, сильно затрудняются в объяснении слова ми­лосердие. Занятия, построенные с опорой на православные традиции помогают повысить уровень всех ключевых образовательных компетенций, что позволит:

  • расширить сферу интересов детей;

  • познакомить обучающихся с другой стороной жизни, отличающейся от навязываемой СМИ;

  • формировать духовно-нравственные ориентиры;

  • совершенствовать гражданские качества наследников великой России;

  • формировать мотивацию к актам добра и милосердия;

  • совершенствовать коммуникативные навыки;

  • повысить мотивацию к учебно-трудовой деятельности.

Вся наша деятельность призвана обеспечить детям с ОВЗ успешную социализацию и интеграцию в современное общество.

А пока все наше общение будет путешествием в мир не только прекрасного, но и святого, высокого. Ф.М. Достоевский писал в «Братьях Карамазовых», что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хоро­шее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если на­брать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может по­служить нам во спасение.

Наши педагоги, также как и воспитанники, принимают активное участие в международных, всероссийских, областных, городских творческих конкурсах и конференциях. Ежегодно наша школа принимает участие в Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информацион­ные технологии в образовании». В Сборники трудов ИТО разных лет вошли ста­тьи наших педагогов, в т.ч. и моя «Использование ИКТ на уроках технологии и факультативных курсах духовно-нравственного содержания». На базе нашей школы прошла межрегиональная конферен­ция «Реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможно­стями здоровья в условиях современной школы: опыт, проблемы, перспективы». В работе форума приняли участие специалисты образования ближнего и дальнего зарубежья. Прошёл областной семинар коррекционных учреждений по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ.

Ежегодно принимаем участие в образовательных форумах. С 2003 года принимаем участие в ежегод­ных Димитриевских образовательных чтениях в г. Ростове-на-Дону. Ещё один значимый международный образовательный форум «Глинские чтения», в котором мы принимаем участие ежегодно с 2005 года, проводится в г. Сергиев Посад в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Москов­ской педагогической академией.

В Меж­дународных Рождественских образовательных чтениях наша школа-интернат приняла участие уже 5 раз. Дважды высту­пали с докладом на секционных заседаниях. После чего были публикации в российских педагогических жур­налах. Были победителями Всероссийского конкурса в области педагогики, вос­питания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учи­теля» 2012, 2014 гг.

Так как дети имеют различную степень ограничения здоровья, то и возмож­ности их очень сильно различаются: одни успешно осваивают компьютер­ные технологии, выполняют различные творческие работы, другие с трудом рас­крашивают картинки. Но при ведении занятий духовно-нравственной тематики наблюдается положительная динамика состояния самых разных воспитанников: ребята становятся более рассудительными, спокойными, внимательными, полнее раскрываются их способности. Предела совершенствованию личности человека нет. Необходимо найти педагогические методы и приёмы, чтобы донести воспи­танникам с ОВЗ сведения об истинной духовности, вовлечь в проект большее число активных участников, выявлять одарённых детей, чтобы в будущем наши воспитанники могли стать полноправными, социально-активными, нравствен­ными членами общества. То есть обеспечить им достойную социализацию.


6