Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей младшего школьника выходит на первый план и составляет фундамент, основу процесса обучения, и при этом является бесконечной педагогической проблемой, не теряя со временем своей актуальности. Современное общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек стал работать непосредственно там, где способен доставить наибольшую пользу. Именно для этого, школа обязана помочь ученикам отыскать собственное место в жизни.
Воспитание новой современной личности ориентированно на развитие творческого воображения. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Развитию творческого воображения помогают развитые творческие способности – продукт самостоятельного решения вопросов и задач, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, это – продукт развития, при котором учитываются интересы, увлечения, то есть главные движущие силы. Важно формировать творческое воображение в учебной деятельности младших школьников. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности. От уровня развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Основой для развития творческих способностей у младшего школьника могут являться уроки литературного чтения. Лирические произведения воспитывают и приобщают ребёнка к духовному опыту человечества. Имeнно чтение в начальной школе помогает ребёнку стать читателем, обогащает читательский и жизненный опыт. Для развития творчества у детей необходимо развивать у них творческое воображение, а значит благодаря урокам литературного чтения, учитель учит детей мыслить образами. Необходимо запомнить, что чтение для ребёнка - это трyд, наслаждение, и, конечно же, новые открытия. Очень важно отметить, что в процессе чтения закладываются воспитательные и развивающие функции, которые необходимы для формирования взглядов ребёнка на жизнь, так как нравственно-этические идеалы способствуют обогащению речи, воображению и творчеству. На прогресс в современном обществе влияют творческие люди. Благодаря чтению младший школьник учится видеть и познавать мир и самих себя.
Нужно отметить, что именно уроки литературно чтения являются самыми подходящими, на которых можно значительно увеличить уровень развития творческого потенциала, если применять задания и упражнения творческого характера.