ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание
обучающихся в начальной школе»
Подготовила:
Шпилева С.И.
учитель начальных классов
2017 г.
Президент России В.В. Путин отмечал своих выступлениях: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». Патриотизм и любовь к Родине Путин назвал главными нравственными ориентирами для современных детей и подростков.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества,
как свою личную.
Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой
- доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой. Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.
Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир.
Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Так, на занятиях ребята строили кластер на тему «Мой край». Коллективная работа, направленная на заполнение кластера привела к осмысленному отбору сфер жизни, в которых заложен потенциал малой Родины. В ходе доказательств, дискуссий, были выбраны следующие звенья кластера на заданную тему. Еще одним примером духовной и нравственной направленности служит выполнение проекта «Я – купец», где затронуты и исторические, и патриотические аспекты воспитательной работы. Здесь происходит слияние с корнями, принятие своего духовного наследия.
Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как:
- доброта;
- уверенность в себе;
- щедрость и открытость души;
- умение наслаждаться окружающим миром ;
- гордость за страну;
- патриотизм;
- стремление сделать свою страну лучше;
- открытие своей малой Родины и т.д.
Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.
Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Отличный потенциал заложен в выездных мероприятиях и путешествиях, организуемых взрослыми. Таким событием стала поездка ребят нашего класса в в Свято-Спасский женский монастырь с.Костомарово.
Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит».
Абу Саади
(поэт-моралист)
Спасибо за внимание!
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.
Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться
информационными источниками;
• владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
• любящий свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
• доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.
В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.
Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество. Во 2 классе я проводила интегрированный урок (окружающий мир и технология) на тему «Путешествие в космос».
Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Так, урок «Береги природу» был проведен с целью воспитания бережного отношения к природе родного края, охраны животных.
Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.
Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.
На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.
Беседа «О жадности».
Цели: Способствовать формированию представлений о положительных и отрицательных чертах характера. Содействовать развитию взаимоотношений в коллективе, укреплению нравственной самооценки. Воспитывать негативное отношение к жадности.
Методы:
1. Расшифровка кругограммы «Жадность».
2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя».
3. Рассуждение «жадность = бережливость?»
4. Упражнение «Нарисуй жадность».
5. Игра «Подарок».
Игра «Где живёт доброта»
Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор.
Методы:
1. Определение значений слов «добро», «добрый».
2. Анализ притчи «Каин и Авель».
3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».
4. Выведение правил поведения доброго человека.
5. Моделирование ситуаций (работа в группах).
6.Закончи пословицу.
Данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.
Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа- это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Дети каждый день общаются в одном коллективе. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. Именно направить, ведь для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию. Я стараюсь не давать детям готовые решения, так как это влечёт за собой неумение найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс строю таким образом, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Я учу ребят правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.
Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д.
Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других (например, откликнулись на сбор денег для онкобольных детей). Я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям.
Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.
Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им.
Также обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» . Это даёт положительные результаты, пока у нас не было разногласий и конфликтов, присутствуют доброжелательные отношения и это обнадёживает на положительный результат совместных усилий. Результатом систематической работы педагога в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Добиться этого возможно при условии, что учитель сумеет сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».
Спасибо за внимание!