СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание детей в процессе подготовки к праздникам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации. Духовно-нравственное воспитание, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта...

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей в процессе подготовки к праздникам»

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного

Общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной

Школы 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский

Самарской области











Методические рекомендации



«Духовно-нравственное воспитание детей в процессе подготовки к праздникам»











Автор:

Педагог дополнительного образования

Ким Инна Юрьевна









Ст. Клявлино

2017год

Тема: Духовно-нравственное воспитание детей в процессе подготовки к праздникам.







Основным содержанием духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации являются базовые национальные ценности .

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России.

  2. Гражданственность – закон и порядок, свобода вероисповедания, правовое государство.

  3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная.

  4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов.

  5. Наука – ценность знания, научная картина мира.

  6. Семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

  7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание .

  8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.

  9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

  10. Природа – эволюция, заповедная природа, экологическое сознание.



Духовно-нравственное воспитание, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта, который накопило человечество за время своего существования, ценностное значение хранит в себе и формировавшаяся на протяжении нескольких веков народная культура, ее обычаи и традиции.


Народная культура всегда укрепляла нравственный облик своего народа, пропитывала глубоким содержанием всю его жизнь, протекающую в обычаях и обрядах, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Одним из средств накопления, сохранения и передачи культурного и духовного опыта являются семейные праздники.


Праздники всегда вызывают у детей наибольший интерес, являются не только средством развлечения, но и обогащают мир его впечатлений и представлений, активизируют процесс восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.


Классификация праздников

3 основные группы праздников:

- Общественно-политические

- Календарные

- Этнографически - фольклорные


Автор книги «Русские народные праздники» Г. П. Блинова, трактует это понятие следующим образом: «Праздник представляет собой значительный общественный акт, который является более важной первичной формой человеческой культуры.


Праздник — торжественная форма ознаменования различных событий личной и общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день свободный от трудов и повседневных будничных забот».

С языческих времен праздники дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию, а современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.


Встреча праздников часто сопровождалась закличками, зазывалками. Заклички имеют напевную, ритмичную форму, через них люди выражали уважение, восхищение природой, обращались к силам природы с просьбой тепла, плодородия, мира и благополучия. Использование закличек при проведении народных праздников способствует формированию у младших школьников любви и эмоциональной привязанности к природе, а также формирует познавательный интерес к явлениям окружающей среды. Заклички часто совмещаются с игровыми, ритуальными действиями, имитирующими процесс поклонения и обожествления природы, а также с плясками, песнями, хороводами. Народные праздники выросли на почве мифологического сознания древних славян, но всегда выражали интересы человека труда — земледельца, скотовода, охотника и рыбака. Все благополучие его жизни зависело от природных условий.


Народные праздники часто сопровождались песнопением. Яркость и доступность музыкально-поэтических образов народных песен способствует более глубокому усвоению нравственных норм, в народных песнях воспевалась родная земля, выражались думы и чувства тружеников, их мечты о лучшей жизни, о свободе. Все, что происходило в жизни народа, воспето в народных песнях. Особое настроение передают и календарно-обрядовые песни — это веселые шуточные напевки, которые пелись на Святки, Масленицу и т. д. Религиозные народные праздники, такие как «Троица», «Пасха», «Рождество», помогают детям познать православные традиции, их историю и ценностное значение.


Посредством праздников дети усваивают нравственные правила, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.


Организовывая праздники, большую роль играют привлеченные в помощь родители воспитанников.

На духовно- нравственное формирование детей большое влияние оказывают семья, семейные традиции.



В СП «Прометей» в детском объединении «Светлица» - кадетский класс при Храме преподобного Александра Свирского прошли праздники:


«День Победы» - акция «Письмо не вернувшемуся солдату»;

«Казачья застава»- интегрированное мероприятие военно-патриотическое воспитание и декоративно прикладное творчество;

«Рождественские посиделки»- знакомство с историей и традициями праздника;

«День народных ремесел»- знакомство и ремеслами Самарской области и Клявлинского района;

«Праздник славянской письменности» - знакомство с историей возникновения славянской письменности, создателями азбуки Кириллом и Мефодием. (см. Приложение)



Литература:

Москва 2001 «Первое сентября» Внеклассная работа Учебно-методическое издание.

Москва 2004 «Педагогическое общество России» Классное руководство.

Москва 2008 «Глобус» Классное руководство.

Интернет-ресурсы.