« ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Выполнила:
учитель начальных классов
Головина Л. А.
« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»
Ш. А. Амонашвили.
Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта
« Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
В последнее время педагогика сосредоточила своё внимание на развитии функций и закономерностей, постепенно теряя своё духовное начало, т.е. любовь к ребёнку. Громадный объём преподаваемый детям сухих, безжизненных знаний служит, прежде всего, развитию в них чисто учебных навыков.
В этом объёме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде, чем возводить небоскрёб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным и будет таить в себе различные проблемы.
Воспитание – такое всем, казалось бы, знакомое, понятное слово. Что значит воспитать? В толковом словаре можно прочитать: воспитать – это значит вырастить, дать образование, обучить правилам поведения. Мы так и делаем. Но почему же мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится всё больше?
Мы воспитывали дружбу народов. Где она – дружба народов? Мы воспитывали патриотизм и интернационализм. Но почему так мало истинных патриотов, а говорящих о патриотизме так много?
И где же чувство братской помощи? Мы воспитываем честность и нравственность. Но вокруг воцаряется безнравственность.
Мы воспитывали всё хорошее…
Но было ли это воспитанием, если мы не знали о том основании, на котором строится воспитание?
Мы строили Храм нравственности не на твердыне сердца, а на песке сознания. Так же как строил свой дом человек не на скале, а на песке, и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и было то падение его великое…
К сожалению это было так.
Настало время серьёзно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развивать в ребёнке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно- нравственное воспитание детей.
Вот уже много лет я работаю в школе. Всё было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы- годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Но переступишь школьный порог и забываешь о всех своих бедах и тревогах, входишь в класс с просветлённой душой и доброй улыбкой.
На протяжении всей своей педагогической деятельности думаю: чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому.Ещё надо учить любить, понимать и вдумчиво постигать вечно молодую книгу природы. Наша школа находится в непосредственной близости к природе, которая является естественным наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, каждый листочек, пенёк, напоминающий чудище, несёт в себе задание или информацию. Такие прогулки развивают наблюдательность, дают стимул к творчеству, а так же вызывают потребность бережного отношения ко всему живому на земле. Очень важно построить учебно – воспитательный процесс так, чтобы ребёнок « добровольно» входил в «духовную общность» с учителем, находил в учителе « убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, ориентирующийся на вечные человеческие ценности и утверждающий их в своей творческой практике.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально – исторический опыт, получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится со взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причём, при разработке планов содержание воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвящённые « Дню Победы», - предполагают встречи с интересными людьми.
В нашей школе проводятся свои праздники.
- сентябрь ( День Знаний)
- октябрь ( Золотая осень)
- ноябрь ( День Матери)
- декабрь ( Новогодний карнавал)
- январь (Рождественские колядки)
- февраль ( Конкурс патриотической песни)
- март ( Масленница)
- апрель (День Космонавтики)
- май ( День Победы)
Традиционно проводятся конкурсы « Папа, мама, я – спортивная семья». В апреле проходит праздник « Педагогических идей», в рамках которого проходит конкурс « Ученик года», олимпиады.
Весёлые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Качественное образование – это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Я учу ребёнка творить, созидать собственную личность. Это « моя песня, моя молитва, мой труд», и я не думаю о награде! Это моё педагогическое кредо, моя профессиональная философия, фундамент которой – совесть и любовь к детям.