ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж
ТЕМА: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Подготовила студентка 3 курса
Группы «А»
Ефименко Алина
2016год
Цель:
Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Рефлексия подходов и технологий духовно – нравственного воспитания школьников
Задачи:
Познакомиться с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рассмотреть вопрос духовно-нравственного воспитания через урочную и внеурочную деятельность.
Провести анализ диагностики педагогического коллектива.
Сл 1 Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Сл 2 Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию говорил следующее : «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
Сл 3 Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все меряется деньгами. Предлагаю познакомиться с позицией молодого человека, который считает, что живет в ногу со временем.
Просмотр видеоролика «Я живу в ногу со временем»
Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли такими? Бесспорно, мы хотим видеть в наших детях другие нравственные качества. . Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.
Сл 4 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Родине. Самой насущной задачей нашего общества является возрождение русской национальной культуры.
Сл 5 Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.
2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.
3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.
4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.
Сл 6 Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
-Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
-Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
-В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
-В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Сл 7 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации
Сл 8 В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание главной задачей которой является развитие у обучающихся общечеловеческих ценностей. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Сл 9 Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Принцип ориентации на идеал
Аксиологический принцип
Принцип следования нравственному примеру
Принцип идентификации
Принцип диалогического общения
Принцип полисубъективности воспитания
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Сл 10 Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Основные источники нравственного опыта - это, прежде всего, учебная и внеурочная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.
Сл 11 Цель внеурочной деятельности создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Сл 12-13 Задачи :
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.
Оказание помощи в поисках «себя».
Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формирование системы ЗУН в избранном направлении деятельности.
Развитие опыта творческой деятельности.
Создание условий для реализации приобретенных ЗУН.
Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Включение в различные учебные сообщества.
Расширение рамок общения с социумом.
Сл 14 Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
Спортивно-оздоровительное
Художественно- эстетическое
Гражданско-патриотическое
Экологическое
Научно-познавательное
Проектная деятельность
Ожидаемые результаты:
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности, изучение социальных норм и правил
Формирование позитивных отношений к базовым ценностям (семья, отечество, мир и т.д.)
Воспитание уважительного отношения к своей родине и т.д.
Сл 15 Данные результаты делятся на 3 группы:
1 уровень – приобретение школьником социальных знаний.
2 уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.
3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия
Сл 16 Духовно- нравственное воспитание через систему урочной деятельности:
«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» А.Ф.Романова – последняя русская императрица
Сл 17 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
Сл 18 Духовно –нравственное воспитание и развитие преобладает на уроках русского языка, литературы , чтения, окружающего мира, технологии. На данных уроках уделяется внимание следующему:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.)
2) гражданско- патриотическое воспитание; (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.)
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.)
4) воспитание здорового образа жизни; (ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.)
5) экологическое воспитание; (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание)
6) эстетическое воспитание. (ценности: Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.)
Сл 19 Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. При этом воспитательный результат определяется по трем уровням:
Первый уровень- Школьник знает и понимает школьную жизнь (1 класс)
Второй уровень- Школьник ценит школьную жизнь (2 -3 класс)
Третий уровень- Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества.
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Сл 20 Закончить свое выступление я хотела бы словами Патриарха Московский и всея Руси Кирилла
«Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии»