СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго покаления

Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"»

ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж









ТЕМА: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"









Подготовила студентка 3 курса

Группы «А»

Ефименко Алина





2016год

Цель:  

  1. Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.

  2. Рефлексия подходов и технологий духовно – нравственного воспитания школьников

Задачи:

  1. Познакомиться с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  2. Рассмотреть вопрос духовно-нравственного воспитания через урочную и внеурочную деятельность.

  3. Провести анализ диагностики педагогического коллектива.

Сл 1 Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Сл 2 Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию говорил следующее : «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

Сл 3 Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все меряется деньгами. Предлагаю познакомиться с позицией молодого человека, который считает, что живет в ногу со временем.

Просмотр видеоролика «Я живу в ногу со временем»

Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли такими? Бесспорно, мы хотим видеть в наших детях другие нравственные качества. . Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.

Сл 4 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Родине. Самой насущной задачей нашего общества является возрождение русской национальной культуры.

Сл 5 Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи духовно-нравственного воспитания :

1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.

2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.

3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.

4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.

Сл 6 Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

-Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

-Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

-В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

-В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Сл 7 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации

Сл 8 В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание главной задачей которой является развитие у обучающихся общечеловеческих ценностей. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Сл 9 Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  1. Принцип ориентации на идеал

  2. Аксиологический принцип

  3. Принцип следования нравственному примеру

  4. Принцип идентификации

  5. Принцип диалогического общения

  6. Принцип полисубъективности воспитания

  7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Сл 10 Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Основные источники нравственного опыта - это, прежде всего, учебная и внеурочная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.

Сл 11 Цель внеурочной деятельности создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Сл 12-13 Задачи :

  • Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

  • Оказание помощи в поисках «себя».

  • Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формирование системы ЗУН в избранном направлении деятельности.

  • Развитие опыта творческой деятельности.

  • Создание условий для реализации приобретенных ЗУН.

  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

  • Включение в различные учебные сообщества.

  • Расширение рамок общения с социумом.

Сл 14 Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Художественно- эстетическое

  • Гражданско-патриотическое

  • Экологическое

  • Научно-познавательное

  • Проектная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения внеурочной деятельности

  • Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности, изучение социальных норм и правил

  • Формирование позитивных отношений к базовым ценностям (семья, отечество, мир и т.д.)

  • Воспитание уважительного отношения к своей родине и т.д.

Сл 15 Данные результаты делятся на 3 группы:

1 уровень – приобретение школьником социальных знаний.

2 уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.

3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия

Сл 16 Духовно- нравственное воспитание через систему урочной деятельности:

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» А.Ф.Романова – последняя русская императрица

Сл 17 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–  информационная (готовность к работе с информацией);

–  коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–  кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–  проблемная (готовность к решению проблем).

Сл 18 Духовно –нравственное воспитание и развитие преобладает на уроках русского языка, литературы , чтения, окружающего мира, технологии. На данных уроках уделяется внимание следующему:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.)

2) гражданско- патриотическое воспитание; (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.)

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.)

4) воспитание здорового образа жизни; (ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.)

5) экологическое воспитание; (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание)

6) эстетическое воспитание. (ценности: Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.)

Сл 19 Реализация  ценностных ориентиров общего образования  в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. При этом воспитательный результат определяется по трем уровням:

Первый уровень- Школьник знает и понимает школьную жизнь (1 класс)

Второй уровень- Школьник ценит школьную жизнь (2 -3 класс)

Третий  уровень- Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Сл 20 Закончить свое выступление я хотела бы словами Патриарха Московский и всея Руси Кирилла

«Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии»