Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях ДО
(выступление на педагогическом совете
Докладчик: Хосонова М.И.
ЦЭВД «Творчество»
На большом августовском форуме всей педагогической общественности была представлена «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия общеобразовательных учреждений с иными субъектами социализации: УДО, культуры и спорта, общественными организациями, СМИ с целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития обучающихся.
Готовясь к сегодняшнему педагогическому совету, я постаралась еще раз осмыслить, как в нашем учреждении реализуются цели и задачи духовно-нравственного воспитания школьников, система базовых национальных ценностей. Для успешной организации творческого процесса взаимодействия педагога и воспитанника должна быть создана «социальная ситуация развития» - среда общения, поле деятельности, которое невозможно подменить даже самым интересным уроком в общеобразовательной школе.
На сегодняшний день такой средой является учреждение дополнительного образования. Эта сфера наиболее благоприятна для развития воспитательной работы с детьми и молодежью. С помощью организованного воспитательного процесса подростки овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффективной самореализации подростка и сохранению его индивидуальности.
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми и подростками в этом направлении имеет огромное значение. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально-культурного творчества. Фольклор, национальная хореография и музыка, прикладное народное творчество, старинные обряды и праздники – это наши корни. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своего народа не может быть полноценной жизнь.
Многие наши объединения дают возможность детям возвратиться к истокам национальной культуры, как к осетинской, так и к русской.
Для современных детей и подростков характерно активное стремление к признанию их роли в обществе и к самостоятельному поиску путей самоутверждения в социуме. Данные стремления успешно реализуются в деятельности детских объединений «Право», «Лира». Но этих объединений явно недостаточно, поэтому организация объединений по развитию гражданской социальной активности требует безотлагательного решения.
Функциональная нагрузка педагогов дополнительного образования, помимо узких сугубо профессиональных знаний и умений, помочь ребенку в расстановке смысловых акцентов в том, чтобы подвести его к идее привлекательности правильного нравственного выбора.
Несмотря на все сложности жизни, педагог должен уметь понять, принять, простить, ориентировать даже самого трудного подростка на достижение успехов в учебе – ведь с ними связано и его нравственного самоопределение и осуществление жизненных планов.
УДО – большое подспорье семье и школе, ибо способны стать для ребят не только мощным заслоном от негативных влияний улицы, но и нравственной школой жизни.
Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост и являются источником физического и нравственного здоровья человека. В этом УДО играют большую роль.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего общества, если не сказать, самая главная. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности зависит в определенной мере от нас взрослых: родителей и педагогов. Наша задача – всеми средствами воспитывать у молодежи общую культуру, верность традициям, ответственность за свою жизнь, национальную и религиозную терпимость, достоинство и доброту.
Мы все: от администрации до МОПа должны сделать все, чтобы Центр «Творчество» стал для ребят домом, где все их любят, ждут. Атмосфера творчества должна царить повсюду. И самое главное, дети должны гордиться за выполненную работу. Мы должны дать детям возможность самоутвердится, занимаясь в объединениях, участвуя в концертах, праздниках, выставках.
4