Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит».
Саади (персидский поэт-моралист )
В современном мире перед школой стоит задача воспитания ответственного, самостоятельно мыслящего ,честного, милосердного, умеющего принимать решения и нести за них ответственность, уважающего интересы других человека, т. е. человека нравственного и духовного, потому что нравственность- это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами, а духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными[толковый словарь Ожегова].
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Формирование нравственных свойств личности это путь к активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).
На начальной ступени образования закладывается фундамент развития интеллектуальной деятельности,самоконтроля,самооценки, взаимодействия с окружающим миром.
Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений, любви к Родине.
В современных условиях когда в мире много агрессии, негативной информации воздействующей на души детей, когда очень часто с экранов телевизора демонстрируются не лучшие стороны людей, когда некоторые родители не контролируют доступ детей к нежелательным интернет ресурсам и вся эта информация не только приносится в школы учениками, но они стараются подражать отрицательным поступкам, поэтому необходима ежедневная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Уроки русского языка и литературного чтения содержат огромный потенциал для духовно-нравственного воспитания учащихся, на всех этапах уроков я применяю разные виды работ, которые способствуют этому.
В начале каждого урока русского языка мы проводим минутку чистописания, для тренировки навыков каллиграфического письма предлагаются к записи пословицы, поговорки. Перед записью учащиеся объясняют смысл предложений, дают свои комментарии.
Например:
«Человек живёт век, а доброе дело два.
Не тот друг кто медком мажет, а тот кто правду скажет.
Язык- самое опасное оружие : рана от меча легче залечивается, чем от слова.»
Эта форма занимает от урока время, но как показывает опыт время потрачено не зря, многие пословицы и поговорки в последствии ребята употребляют в повседневной жизни, чтобы оценить свои поступки.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На этапе закрепления изученного учащимся предлагаются различные тексты требующие не только работы по теме урока , но и нравственной оценки .
Например при изучении темы «Склонение имён существительных» для работы предлагается текст «Однажды Солнце и сердитый Ветер поспорили. Решили они помериться силами над путником. Захотел Ветер плащ с путника сорвать. Начал он дуть. Но путник только крепче закутывался в плащ. Ветер сердился, осыпал человека дождём и снегом. Тогда путник надел плащ в рукава и подвязался поясом. Ветер понял, что ему плаща не сдёрнуть.А Солнце улыбнулось, обогрело землю и путника. Он приободрился и сам снял свой плащ. Тогда сказало кроткое Солнце сердитому Ветру: «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом». (По К. Ушинскому.) "
"У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Я очень радовался и позвал соседа Андрея. Мне хотелось сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.
Андрей брал ложкой варенье из вазочки. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Андрей смеялся, рассказывал, как мы будем играть во дворе. Он ушёл, а мне стало очень грустно."
Перед работой над выполнением заданий проводится беседа с учащимися ,во время которой они дают оценку поступкам главных героев.
Выборочный диктант.
– Запишите имена существительные в начальной форме.
– Определите род, склонение.
Нет в России пальм зелёных,
Всё берёзоньки да клёны
И пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Мы несём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Ставим ветки у икон.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
С первых уроков обучения грамоте, опираясь на материал учебника, дети параллельно с изучением русского языка познают основы нравственности:
Россия – Родина моя.
Труд – основа жизни.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.Н. Носова и многих других авторов.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. (слайд 9)
При анализе прочитанного произведения постоянно использую пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие,выражающие эту же мысль.
Много захочешь – последнее потеряешь.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Лад и согласие – первое счастье.
Не спеши языком, торопись делом.
Работа по формированию духовно-нравственных ценностей ведётся постоянно, требует внимания со стороны учителя.
Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.