СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении, представляющее опыт работы по духовно-нравственному воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка в 5 классе»

Выступление на тему

«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка в 5 классе»(из опыта работы)

Кто двигается вперёд в науках,

Но отстаёт в нравственности,

Тот более идёт назад,

Чем вперёд.

Аристотель



Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого.

Ф. И. Буслаев


Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,  агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.          Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе, и, прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу.        


Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников

Наиболее способствуют этому русский язык и литература.

Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Ведь родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь и работа неразрывно связаны с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью. Современный человек, готовый реализовать себя в обществе 21 века, должен уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

На достижение этих целей ориентирована новая линия учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой. В основу разработки программы учебника положена цель: развитие личности школьника, его интеллектуальных, творческих способностей и формирование духовно-нравственного мира.

На уроках русского языка просто необходимо показывать бережное отношение к слову, потому как русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. Часто использую высказывания писателей, политиков, ученых о роли слова в жизни каждого человека. Именно с этой темы и начинается курс русского языка в 5 классе. Работа с нравственными понятиями помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с этими словами. Уже с 5 класса начинаю работать со «Словарём нравственных понятий»

Краткий словарь нравственных понятий


Безжалостность – неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце».

Безразличие – состояние полного равнодушия, незаинтересованности, безучастное отношение к происходящему или к человеку; холодность, бесчувствие. Противоположно участию, заинтересованности.

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности; любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств. Противоположно – порок.

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.

Страх – чувство сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-то опасностью; ужас, боязнь, трепет.

Здесь возможны любые формы работы со словом, например, составить синкиейны со словами дружба, сострадание, нежность, любовь.

Дружба.

Верная, крепкая.

Дружить, помогать, доверять.

Дружба-это союз человеческих сердец.

Доверие.

Работая над фонетическим и грамматическим разборами, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на нравоучительную сторону того или иного текста.       Вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать. Например, при изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать не только  с положительными понятиями:  уважение, забота, чуткость, сопереживание, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести, но и с отрицательными: неуважение, бессердечность, злость, агрессия.

Цель материалов, предложенных далее, такова – обратить внимание учителя на то направление речевого развития учащихся, которое обогащает словарь молодого человека именами существительными и именами прилагательными нравственной тематики. Выбор этой группы слов интересен для каждого учителя, который сознаёт, как велика потребность школьников в познании своего характера, характера других людей и стремление выразить познанное в слове. Здесь нет границ для творчества, на уроке можно использовать игровые технологии, например, игра «Паутина слов».

Задание: соедините слова нужной линией: пунктирной, если слова с противоположным значением, и сплошной, если слова близкие по значению.

Бессердечность доброта

жестокость отзывчивость

равнодушие сердечность

чуткость верность

преданность неверность

предательство

вежливость грубость

скупость невежливость

жадность измена



В рубрике «Читаем, говорим, пишем» дается материал для специальных уроков развития речи. Значительное место занимают тексты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, восприятие и принятие ими культуры русского народа, её традиции и ценности. Эту роль выполняют и рубрики в учебнике «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что….».

Подбор текстов заслуживает самой высокой оценки. Многие посвящены актуальным проблемам: воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, интереса и любви к русскому языку, бережному отношению к природе. Они представляют собой образцы различных стилей и типов речи. Это очерки о природе Н.Сладкова, В. Солоухина, А.Дорохова, отрывки из рассказов А. Куприна, Ю. Яковлева, Ф. Кривина, К. Паустовского о «братьях наших меньших», тексты Л. Толстого « Два брата», В. Сухомлинского притча «Обыкновенный человек» о нравственных поступках человека, Л. Кассиля ( « Диво дивное») о роли книг А. Карданова, В. Астафьева, Е. Осетрова из книги « Живая Древняя Русь» об архитектурных памятниках России, Д. Лихачева о « неряшливости в языке человека» и другие.

Многие тексты (например, отрывки из произведений детской художественной литературы, публицистики, близкой учащимся этого возраста, отвечающей опыту общения их в реальной жизни) обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание пятиклассников, восприятие ими культуры русского народа, ее традиций и ценностей. Учащимся также интересны тексты из учебников по другим предметам (математике, информатике, истории, биологии и т.д.). Можно сказать, что обучение пятиклассников русскому языку действительно проводится на фоне мира детства, его информационного пространства. Очевидной новизной и привлекательностью для школьников являются иллюстрации, качественные, связаны с дидактическим материалом, ориентированы на воспитание патриотизма и гражданской позиции. В данном случае осуществляется связь с другими науками (историей, литературой), идет формирование культуроведческой компетенции. На основе текстов дети знакомятся с традициями и культурой других народов.

Важное место в учебнике занимают тексты о природе, животных, школьной жизни, взаимоотношениях с окружающими, достижениями в области науки и культуры, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.
Материалом для упражнений служат произведения русского фольклора (пословицы и поговорки, сказки), библейские легенды, притчи, отрывки из произведений классиков русской и зарубежной литературы. Привлекает воспитательный потенциал подобранных текстов. Все без исключения тексты интересны для детей. Они соответствуют возрасту школьников, когда ребенок начинает отстаивать свое мнение, и тексты дают возможность организовать обсуждение и учить спорить. Они позволяют обсудить такие важные вопросы, как взаимоотношения мальчиков и девочек, учителя и ученика, детей и родителей, человека с другими людьми и т.д.
Значительное место занимают тексты, позволяющие ощутить неповторимость русской культуры, ее традиций и ценностей, обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание школьников (рубрики «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что…»).

Нравственное, духовное воспитание невозможно без знания творчества

своих родных писателей и поэтов.

Региональный компонент ОУ (30%) реализуется через уроки развития речи, проектную деятельность учащихся и при организации урочной деятельности при изучении отдельных тем морфологии, фонетики, синтаксиса. В календарно-тематическом планировании выделено жирным шрифтом.

На уроках развития речи региональный компонент реализуется через организацию деятельности обучающихся по анализу, написанию сочинений, изложений пот текстам Вологодских мастеров слова, а также при работе с текстами, которые несут в себе информацию по культуре, географии, истории Вологодского края. На реализацию регионального компонента через уроки развития речи отводится 11 часов.

  1. Обучающее выборочное изложение. В. Белов «Тунеядец»1 час.

  2. Подробное изложение.Ю.М. Леднёв «Пеструха»-2 час.

  3. Сочинение «Мой четвероногий друг» 1 час.

  4. Обучающее изложение от другого лица (1 ч). В.И.Белов «Скворцы»1 час.

  5. Обучающее изложение (по тексту В.И. Белова «Валдай и Малька») 1 час.

  6. Сжатое изложение по рассказу В. Белова «Тунеядец» 1 час.

  7. Описание комнаты. В.И.Белов «Лад»(отд. глава) 1час.

  8. Сочинение-описание памятника архитектуры. 1 час

  9. Сочинение-описание внешности человека. Автопортрет В. Корбакова. 1 час

  10. Сочинение «Что было бы, если бы…» 1 час

Также региональный компонент реализуется через проектную деятельность обучающихся, когда школьникам предоставляется возможность проявить самостоятельность, творческие способности, используя при этом значимую для них информацию.

Темы проектов:

  1. «Сочетание разных типов речи (создание группового проекта «Моё село»). 1 час

  2. «Что в имени тебе моём» (тема «Имя существительное») 2 часа

  3. «Как я проведу лето» (тема «Глагол») 1 час

Также региональный компонент реализуется при изучении отдельных тем по разделам «Речь», «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное», «Фонетика», «Лексика», «Состав слова. Словообразование». При проектировании урока используются тексты о Вологодском крае, Чагодощенском районе, стихотворения Н. М. Рубцова, Ольги Фокиной, отрывки из произведений В. Белова, Ю. Леднёва, А. Яшина.

Реализация регионального компонента при изучении отдельных тем:


  1. Простой и сложный план текста. А.Яшин «Старый валенок».

  2. Типы речи. Повествование. В.И.Белов «Скворцы».

  3. Описание. Стихотворения Н.Брагиной.

  4. Определение. Стихотворение Н. М. Рубцова «Зимняя песня».

  5. Обстоятельство. Работа с текстами вологодских писателей.

  6. Предложения с однородными членами. Стихотворения
    Ирины Буслаевой.

  7. Фонетика. Звук — единица языка. Звуки и буквы. Фонетические особенности вологодских говоров.

  8. Фонетическая транскрипция. Отражение особенностей речи местных жителей с помощью фонетической транскрипции.

  9. Выразительные средства фонетики. Стихотворение О. Фокиной «Морюшко, море, - морю шепчу…!».

  10. Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Творческое задание по стихотворениям О. Фокиной.

  11. Буквы о—ё после шипящих. Творческое задание по стихотворениям Н.М. Рубцова.

  12. Слово и его значения. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Словарь Вологодских говоров.

  13. Прямое и переносное значение слова. Творческое задание по стихотворениям Н.М. Рубцова.

  14. Эпитет. Употребление эпитетов в произведении В.И.Белова « Весенняя ночь».

  15. Метафора. Олицетворение. Работа с текстом В.И.Белова «Весенняя ночь».

  16. Чередова­ние гласных о//а в корне слова Практическая работа по стихотворе-

ниям Н.Рубцова.


  1. Правописание корней с чередованиями. Практическая работа по стихотворениям Н. М. Рубцова.

  2. Правописание пристав Правописание приставок на -з, -с . Индивидуальные

творческие задания по стихотворениям Н. М. Рубцова.

  1. Приставки пре- и при-. Исследовательская работа по стихотворениям Н. М. Рубцова.

  2. Приставки пре- и при-. Исследовательская работа по стихотворениям Н. М. Рубцова.

  3. Способы образования слов (§ 11).Исследовательская работа по стихотворениям
    Н. М. Рубцова.

  4. Способы образования слов. Сложение (§ 11). Топонимы Чагодощенского района.

  5. Имя существительное как часть речи. Стихотворение С. Орлова «Земля пот Морфемный разбор слова. Стихотворение Н. М. Рубцова «После грозы».

  6. рескалась от зноя».

  7. Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а). Исследовательская работа по отрывку из повести В.Тендрякова «Чудотворная».

  8. Имена существительные нарицательные и собственные. В.И. Белов «Рассказы о всякой живности».

  9. Род несклоняемых имен существительных. Топонимы и микротопонимы Вологодского края.

  10. Имя прилагательное как часть речи. Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Сентябрь».

  11. Согласование имени прилагательного с именами существительными. Стихотворения Н. Рубцова для детей.

  12. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи». Практическая работа по произведению В.И.Белова «Рассказы о всякой живности»

  13. Глагол как часть речи. Исследовательская работа по произведениям Н. М. Рубцова.

  14. Правописание -тся и -ться в глаголах. Исследовательская работа . В.И.Белов «Рассказы о всякой живности».

  15. Вид глагола. Творческое задание по рассказу Ю.М. Леднёва «Пеструха».

  16. Будущее время глагола. Сочинение–миниатюра «Будущее моего посёлка».

  17. Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов в стихотворениях О. Фокиной.

  18. Повторение в конце года. Комплексный анализ отрывка из рассказа Ю.М. Леднёва «Пеструха»

По литературе:

Темы уроков

Вологодский край, его культурное наследие

Экскурсия по местам Вологодчины

Древнерусская литература Вологодской области»Северная Фиваида» (Астафьев.В.П., Ю.М. Леднёв)

Календарно-обрядовая поэзия Вологодского края. Осенние обряды

Календарно-обрядовая поэзия Вологодского края.

Весенние обряды

Календарно-обрядовая поэзия Вологодского края.

Зимние обряды

Сказки Вологодских писателей. Р.А.Балакшина., А.А.Брянчанинова

Вологодские поэты о родной природе. Н.А.Клюев, Н.М.Рубцов

Р.речи Читаем стихи Вологодских поэтов.

В.И.Белов Рассказы о всякой живности

В.И.Белов «Скворцы»

Р.Р. Обучение анализу эпизода


Я убеждена, что духовность – это основание культуры, проявление человеческого в человеке. А. С. Макаренко утверждал, что «для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности ». 
А наши ученики переживают самую трудную пору в духовном становлении – пору самоопределения. Это время мучительных раздумий над многими вопросами бытия. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем учитель. Вследствие этого каждый урок несёт в себе крупицы нравственности и духовности, хотя он и подчинён определённой теме лингвистики. 

Я совершенно согласна с методистами, которые считают, что ошибки, допускаемые учениками, к примеру, в фонетическом разборе, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученик не любит «русский язык». Конечно, нашим урокам трудно соперничать с уроками истории (мифы Древней Греции!), географии (путешествия, открытия!), биологии особенно с применением мультимедийных средств обучения. Значит, мы должны противопоставить им что – то более интересное, более постоянное – способность получать радость открытия, радость ежедневного удивления «громадой», название которой «русский язык, способность интеллектуально, нравственно, духовно развиваться через язык, речь». 
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является важным средством формирования у учащихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром. Специфика такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг. Иногда, к общей нашей печали, не прорастают совсем. Но если после уроков станут хоть немного добрее друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, порядочность не останутся для них фразой, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Уроки русского языка всегда были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты.