СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в формировании личностных качеств как основная идея школы будущего

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в формировании личностных качеств как основная идея школы будущего»


Духовно-нравственное воспитание в формировании личностных качеств как основная идея школы будущего

Актуальность

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

Современная система образования на протяжении последних десяти лет находится в сложных условиях модернизации образовательного процесса.
Переход всей системы обучения из состояния, при котором главной целью образования с позиции социального заказа государства был выпуск «полезных винтиков» для общества, к состоянию, при котором главным становится ценностное полагание человека, требующего от школы новых подходов к организации воспитания. А каков должен быть плод нашего воспитания?
Каким мы видим нашего выпускника? – это человек, отличающийся высокой образованностью, представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.

Нравственное воспитание учащихся  - сложный и многогранный процесс. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры, включение учащихся в общественную, патриотическую, учебную, трудовую деятельность.

Помочь школьнику увидеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей, их трудовой деятельности – главная задача нашего педагогического коллектива. Многостороннее развитие личности на современном этапе предусматривает гармоническое, пропорциональное становление всех духовных сил и способностей человека (моральных, нравственных, духовных), а также национального самосознания, высокого гражданского сознания, цельного научного мировоззрения. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в процессе обучения и воспитания постоянно, как в учебном заведении, так и в семье.

На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и к самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда и др.



Условия возникновения и становления опыта


Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание своего предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование духовных и нравственных качеств учащихся в процессе учебной и внеклассной работы.

Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают в разных аспектах. Однако решение задач духовно-нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью моей работы над проблемой является теоретическое обоснование возможности духовно-нравственного воспитания в процессе учебной и воспитательной деятельности и разработка методики духовно-нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

Объект исследования – учебная и внеклассная деятельность школьников.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание школьников в учебной и внеклассной деятельности.

Новизна опыта и практическая значимость заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственности, самостоятельности, доброжелательности, милосердию.


Сущность системы

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

В нашем государстве воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития.

Таким образом, я убеждена, что полноценное образование в «Школе будущего»– это получение таких знаний, такого национально-исторического, нравственного и духовного опыта, который дает возможность выпускнику школы свободно развиваться, жить и трудиться на благо себя, своей страны, мира. Подлинное образование ставит своей целью обеспечить высокий уровень духовно-нравственного, патриотического, гражданского, эстетического, трудового и физического воспитания, а также уровень знаний, необходимый и достойный для поддержания духовно-интеллектуального потенциала себя как гражданина.



Описание модели воспитательной системы

Воспитание - это процесс ориентации детей в культурно- социальном

пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю.

Именно на основании чувств и воли, подкрепленных ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.

Говоря о духовно-нравственном воспитании нельзя не обратить внимания на глубинную связь и истоками православной веры, с историей нашего народа.

Одна из важнейших связей человека с окружающим миром — связь с

родной землей. Без нее самый широкий системный подход будет неполным. Есть хорошая поговорка: «Что русскому здорово, то немцу — смерть». Когда мы говорим о человеческой душе и ее воспитании, то совершенно очевидно, что педагогические рецепты могут вырабатываться, только исходя из национального многовекового опыта.

Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются всё усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5 классе я использовала игровые формы проведения классных часов: «Праздник вежливых ребят», «Лесенка достижений», классный час – мастерская общения «Заповеди нашего класса», в 6 классе были проведены классные часы духовно-нравственной направленности в несколько иной форме: «Первые ростки нашей дружбы», «Поговорим об ответственности», беседа «Совесть – мерило нравственности», в 7 классе дети с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении классных часов в форме деловой игры, в диспутах по обсуждению актуальных вопросов: «Мы живём среди людей», «Слово о родном крае», «Духовные родники Святого Белогорья», «Вверх по лестнице жизни».

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Необходимое звено в процессе духовно-нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого - сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Проведённые мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Работа в классе, где я являюсь классным руководителем, показала необходимость проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с учащимися. Возраст учащихся 7 «Г» класса находится в такой фазе, когда детям необходимо не только теоретическое знание моральных и нравственных принципов, по которым живёт общество, но необходимо прививать практические навыки применения теоретических знаний, т.е. чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории Выгодского).

Этой работой я подтвердила для себя «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А.Сухомлинский: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо системно, постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах в урочное и внеурочное время, на классных часах, на уроках православной культуры, на уроках русского языка и литературы, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Приступая к совместной деятельности с учащимися, я анализирую результаты проделанной работы, учитываю их при планировании дальнейшей деятельности. Так, в процессе воспитательной работы в период с сентября по декабрь 2007 года были достигнуты следующие результаты:

1) Повысился уровень сплоченности коллектива:

  • -каждый ученик выполняет определённое поручение;

  • работает актив класса (Цулина Ю., Зарудняя Д., Черноволова В., Резников А., Алтынник И., Маркова Ю., Решетников А)

  • каждый ученик класса, по мере своих способностей, активно включен в воспитательный процесс, принимает участие в жизни класса и школы: конкурсах рисунков, фотовыставках, спортивных соревнованиях, школьных вечерахготовят номера художественной самодеятельности Черноволова В., Зарудняя Д., Мищан И., Маркова Ю., Ахмедов А., Решетников А., Маркова Ю.)


2) Активизировалась работа органов самоуправления класса.

Класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. Имеются поручения:

  • старосты - помощника классного руководителя (Цулина Ю.),

  • заместителя старосты (Маркова Ю.),

  • культурно-массовый сектор ( Решетников А., Аладин И., Алтынник И., Мищан И.),

  • редакционный совет в составе двух человек: Мащенко В.,Куликов А.

  • трудовой сектор: Самаркин В, Афанасьев А, Дмитриев Д.

  • спортивный: Резников А., Труфанов Р., Колтунов В.,

  • академический сектор: Зарудняя Д., Черноволова В.

  • хозяйственный сектор: Зарудний С., Ахмедов А., Яценко Е.


3) Дети принимают активное участие в общешкольных делах: конкурсы рисунков: «Нет туберкулёзу», «Светофор» ( Куликов А., Колтунов В.,Мащенко В.); фотовыставках: «Родной посёлок», «Образ милый, образ нежный», «Экологическое зеркало» (Черноволова В., Цулина Ю, Решетников А., где заняли призовые места.

Наибольший интерес вызвал у учащихся вечер новогодних шоу-поздравлений, где они приняли участие, подготовив интересное поздравление. Детьми был представлен самостоятельно подготовленный танец и сценка пришествия инопланетян, были задействованы почти все учащиеся.

Особенно запомнилась учащимся встреча с поэтом-земляком Вирютиным А.В., которая состоялась в конце ноября, когда отмечался всемирный день чтения. Дети принимали активное участие в беседе. Результатом этой встречи стала публикация в районной газете «Пламя» статьи ученицы нашего класса Марковой Ю., а также стихи Труфанова Р., Аладина И., Зарудней Д.


4) Проводится работа с «трудными» детьми. Удалось вовлечь их в работу класса. Принимают участие в проведении классных часов, вечеров Зарудний С., Ахмедов А., Дмитриев Д. Они добросовестно выполняют свои поручения.

Самым интересным для них было участие в подготовке и проведении классных часов: «Мы живём среди людей», «Встреча с поэтом», «Диспут о дружбе и товариществе», «Уроки нравственности», участие в новогоднем огоньке, новогоднем вечере.


5) Продолжается работа с родителями. Есть родители, которые оказывают помощь классному руководителю в проведении походов по родному краю, ремонте мебели, организационных вопросах (Колтунова Е.А, Черноволова Е.И, Куликова Л.И, Резникова Т.В, Зарудний Е.Н., Зарудний В.В., Афанасьева Н.П., Алтынник С.А., Алтынник И.А., Ерёменко И.Н., Яценко А.И., Маркова З.К., Мащенко Л.И. Аладин А.В и др.) Но не все родители активно посещают родительские собрания (Ахмедовы, Дмитриевы, Решетниковы, Труфановы)

В воспитательной работе класса родителей интересовали больше всего вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках, отношение к учёбе, успеваемость учащихся, уровень их воспитанности. Совместные дела детей и родителей были интересными и содержательными, всем надолго запомнились. При подготовке родительского собрания на тему «Вы точно знаете, где ваши дети?» и его проведении дети и родители отвечали на вопросы анкеты, что помогло родителям лучше узнать своих детей, очертить круг их интересов и увлечений.

Анализ работы с учащимися поставил передо мной как перед классным руководителем определенные цели и задачи:

- повышение духовной культуры учащихся;

- формирование духовно-нравственных качеств, воспитание чувства сопереживания, милосердия;

- создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки в школьном коллективе;

- возрождение патриотизма, изучение традиций и обычаев своего народа, изучение истории родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;

- организация творческой, личностно- и общественно значимой деятельности детей в классе;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников;

- создание благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;

- оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смысла жизни;

- психолого-педагогическое просвещение учащихся, обучение способам делать правильный выбор.

Моим педагогическим девизом являются слова:

«Согреть детей теплом души своей»

Мои педагогические заповеди:

1. Доверие-путь к взаимопониманию.

2. Доб­ро — это, прежде всего, счастье всех людей.

3. Самая боль­шая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

4. Нельзя ценить людей толь­ко за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представи­тели своего круга — односельчане.

5. Целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие – залог успеха.

6. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.


В своей деятельности использую следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;

  • игровые технологии;

  • КТД

Методическая работа:

  • Участие в работе школьного и районного методического объединения классных руководителей;

  • Опыт работы в качестве классного руководителя обобщён в апреле 2007 года;

  • Участие в семинаре по теме «Духовно-нравственное воспитание – путь к самосовершенствованию учащихся»;

  • Участие в школьном конкурсе «Учитель года»


Направления воспитательной работы:




Занятость ребят вне учебных занятий





































Схема самоуправления
































Результативность

Результативность воспитательной системы класса отслеживается на основе диагностики уровня воспитанности учащихся (приложение №1).

По результатам этой диагностики учащиеся 7г класса в общешкольном рейтинге за 2006 – 2007 учебный год заняли 1 место (приложение №2). Это говорит об активности класса, желании участвовать в делах школы, показывая при этом неплохие результаты. Ученики 7г класса охотно принимали участие в общешкольной деятельности и добивались хороших результатов в конкурсах, соревнованиях, выставках. Так, за 2007-2008 учебный год учащиеся завоевали призовые места в следующих мероприятиях:

  • первое место по итогам летней трудовой практики (приложение №3);

  • выставка «Урожай 2007» 2-е место (приложение №4);

  • конкурс «Зимняя фантазия» 1-е место (приложение №5);

  • конкурс плакатов «Родной посёлок» 1-е место (приложение №6);

  • конкурс поделок из природного материала «65-летию Курской битвы посвящается» 3-е место (приложение №7)

  • конкурс рисунков «Нет туберкулёзу!» 2-е место (приложение №8);

  • фотоконкурс «Образ нежный, образ светлый» 2-е место (приложение №9);

  • фотоконкурс «Экологическое зеркало» 1-место (приложение №10);

  • школьный конкурс «Юные поэты Белгородчины» 2-е место (приложение №11,12);

  • школьные соревнования по русской лапте 1-е место (приложение №13);

  • школьные соревнования по волейболу 2-е место (приложение №14).


От формирования духовно-нравственных качеств личности зависит становление гражданина. Поэтому при планировании воспитательной работы класса на 2007–2008 учебный год в план воспитательной работы класса были включены следующие мероприятия: классные часы: «Мы живём среди людей» (приложение №15), «Урок нравственности» (приложение №16), «Проводы Масленицы» (приложение №17), «Слово о родном крае» (приложение №18), «Духовные родники Святого Белогорья» (приложение №19), классный час, посвящённый 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва (приложение №20) и др.


Больше всего мне запомнилась новогодняя елка. Мы подготовили поздравления для учащихся нашей школы от инопланетян с планеты «Арс», мы были арсианами, а я был правителем этой планеты. Мы подготовили танец, стихотворные поздравления. Было очень весело!

Ахмедов Арсен


Мне очень понравились проводы Масленицы, которые проходили в нашем классе. Класс был разделён на две команды, которые соревновались между собой в смекалке, ловкости, кулинарном мастерстве. Победила дружба! Мероприятие закончилось дружеским чаепитием.

Зарудняя Дарья




Мне очень понравился классный час «Слово о родном крае», который проходил в форме устного журнала с использованием презентации с фотографиями достопримечательных мест нашего края, самых прекрасных уголков нашего района. Мы узнали также и о тяжёлых военных годах нашего посёлка, об освобождении нашего края от немецко-фашистских захватчиков. Занятие было интересным и познавательным.

Аладин Иван

Я до сих пор помню летнюю поездку всем классом в город Белгород, где мы посетили музей боевой славы «Курская Дуга», а также побывали в зоопарке. Эта поездка оставила самые лучшие воспоминания!


Цулина Юлия.





Мне запомнился классный час «Мы живем среди людей». В ходе урока мы принимали активное участие: готовили сообщения: «Что такое культура и поведение», «Какого человека мы называем воспитанным»; участвовали в конкурсе знатоков этикета, составляли словесный портрет своих одноклассников, в ходе тестирования выяснили, умеем ли мы контролировать себя, выявили важнейшие нормы нравственности. Было очень интересно.

Черноволова Виктория

Мне понравился классный час «Урок нравственности», посвящённый 85-летию со дня рождения Василия Яковлевича Горина, нашего земляка. В этом человеке меня поразили беспредельная любовь к своей земле, трудолюбие, уважение к своим землякам. У Василия Яковлевича есть чему поучиться нам, подрастающему поколению!

Маркова Юлия



Мне запомнился праздник правил дорожного движения тем, что на этом празднике мы не только играли, но еще и беседовали с инспектором по правилам дорожного движения. Я рассказывал ему о том, как правильно переходить через дорогу.

Колтунов Виталий

Мне понравилась наша прогулка в парк, когда мы вешали на деревья кормушки для птиц, сделанные своими руками. Мы насыпали в них корм и подождали, вдруг какая-нибудь птичка сядет на кормушку. Но, наверное, птички боялись нас, поэтому ни одна не прилетела.

Алтынник Илья



Незабываемым для меня стал классный час-путешествие «Духовные родники святого Белогорья» с компьютерной поддержкой. Мы узнали историю и устройство храмов Белгородской области, из названия, смогли побывать в них благодаря красочным фотографиям с изображением храмов.

Ребята читали стихи поэтов-земляков.

Яценко Елена


Особенно запомнился мне классный час, посвящённый 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва. Я очень много узнал об этом человеке, о его взглядах и убеждениях, о его жизненной позиции. Его размышления о добре и зле, о дружбе, об искусстве, о ценности жизни помогут подрастающему поколению при выборе жизненного пути. Статьи и очерки этого замечательного человека будут для последующих поколений своеобразным жизненным компасом, который не позволит сбиться с правильного пути.

Мащенко Владислав







Уровень воспитанности учащихся:

Ежегодно в конце учебного я провожу изучение уровня воспитанности учащихся по методике Капустина. За основу были взяты отношения:

- к труду,

- к обществу,

- к себе,

- к людям,

- к культуре.

Уровень воспитанности классного коллектива 7 «Г» класса высокий.

















Нравственное, духовное воспитание


Для учащихся на протяжении трех лет проводился анкетный опрос, в ходе которого учащиеся располагали по значимости для себя черты личности и характера человека (метод ранжирования).

Результаты в течение трех лет менялись и выглядят следующим образом:

Приоритетные ценности

Здоровье, дружба, доброта, воспитанность, отзывчивость


Класс

1 место

2 место

3 место

Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность, отзывчивость, терпимость

Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность

Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность, отзывчивость



14