СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области








«Духовно-нравственное


воспитание в семье и школе»


























доклад на родительском собрании

подготовлен учителем ОПК

Моисеенко И.И.





Апрель 2014г.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям современного мира. Наши традиционные источники нравственности: Россия и наш многонациональный народ, гражданское общество и человечество, семья и труд, искусство и наука, религия и природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Слайд 2

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Слайд 3,4

  В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». В центре развития российской школы – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты, готовить к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе». Слайд 5,6

Образовательная программа школы включает в себя Программу духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Слайд 7,8

Проблема духовно- нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, наркомания, алкоголизм.

Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Слайд 9,10

Необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Слайд 11,12

Нравственное воспитание проходит и через коллективную творческую деятельность, конкурсы и праздники. Коллективное сотворчество ставит ребёнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.

Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников. Слайд 13,14,15

Сегодня в нашей школе создаются условия для реализации программы духовно-нравственного воспитания детей через внеклассные мероприятия, внеурочную деятельность, дополнительное образование, тесное сотрудничество с общественностью. Проблему духовно-нравственного воспитания обучающихся учителя нашей школы осуществляют через такие формы воспитательного воздействия.

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Слайд 16

В нашей школе факультатив по православной культуре совмещает межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России), краеведения, музыки, искусства. Изучение православной культуры является серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании.

Для организации интегративности духовно-нравственного развития личности необходимо взаимодействие социума: школы и семьи, общества и православия, средств массовой информации и учреждений культуры. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Ежегодно в школе проводятся праздники с участием родителей, жителей села, работниками сельских ДК и библиотеки: «Осенины», «Рождество», «Рождественские колядки». Родители помогают оформлять детям костюмы, украшать зал и ёлку, готовить гостинцы для Колядок. В этот день проводится конкурс стихов и рисунков «Моё счастливое Рождество». Лучшие рисунки отправляем на конкурс. В школе был проведён конкурс электронной открытки к празднику «Рождество Христово». А лучшая работа ученицы 11 класса была отправлена на конкурс в район и заняла первое место. На Рождество обязательно приходим на ёлку в Воскресную школу при храме Великомученика Георгия Победоносца. Школу посещают наши ученики из православных семей. Посещаем с ними и праздничные Богослужения. Также массово проходят «Масленица», «Благовещение», «День птиц», «Праздник русской березки», «День пожилых людей». В марте проводим «Дни православной книги». Дети приносят книги, которые читают дома с родителями. В классе обсуждаем каждую прочитанную книгу. Обучающиеся рисуют о том, что наиболее запомнилось, понравилось, этим самым подчёркивая свою индивидуальность. Читают поучительные рассказы, рисуют, лепят, делают поделки, прослушивают аудиозаписи. С удовольствием дети собирают вырезки из местной газеты «Сельская новь», оформляя их в виде подшивки по рубрикам. Проводятся классные часы, где изучается житийная литература о православных Святых. Особенно ярким и запоминающимся, по мнению обучающихся, прошёл классный час посвящённый житию Серафима Саровского. Обучающиеся подготовили доклады о местах Курского края, связанных с жизнью Батюшки Серафима. В рисунках, посвящённых жизни Серафима Саровского, отразились индивидуальные видения каждого ребёнка. Тематика классных часов: «Евангельские рассказы», «Русские жития», «Святые мученики Борис и Глеб», «Религиозные мотивы в стихах русских поэтов», «Преподобный Сергий Радонежский», «Русская духовная поэзия», «Святые женщины России», «Матушка Мисаила –молитвенница земли Курской»

В школе есть традиция ежегодно проводить Пасхальный фестиваль. К этому мероприятию дети выбрали то задание, которое им показалось более интересным и посильным. Одни дети подготовили книжку - раскладушку, в которой рассказывалось об обычае красить яйца на Пасху, о пасхальных играх и поместили стихи русских авторов об этом событии, другие изготовили поздравительные открытки, подготовили поделки, создали презентации, выпустили стенгазету, прошли тематические классные часы, конкурсы рисунков «Торжество-торжеств», «Пасхальное яйцо». Неоценимый вклад в подготовке к Пасхальному фестивалю внесли родители.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования.

Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал обучающихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Проведен открытый урок в 6 классе на тему «Крещение Руси. Владимир Святославович». Презентацию подготовили обучающиеся 11 класса. Особенно ярким, запоминающимся был урок подготовленный для районного семинара учителей музыки и ОПК. Представлен был проект о Престольном празднике нашего села в честь иконы Всех скорбящих радость.

С целью изучения культурного, исторического наследия нашего края проводятся встречи со священниками, экскурсии, паломнические поездки по храмам и области, участие в Крестном ходе. Встреча со священником Валентином во время посещения церкви Всех скорбящих радость. Экскурсии: в картинную галерею на выставку «Старинные иконы»; в Свято – Троицкий женский монастырь; в Коренную пустынь; в Марьино. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству. Обучающиеся стараются выполнять традиции семьи и поэтому вместе с родителями посещают Храмы во время проведения престольных праздников, Крестный ход в честь иконы Знамения Курская Коренная. Своими впечатлениями дети делятся в классе на уроке с теми детьми, которые не посетили это мероприятие. Они пишут мини- сочинения «Мои семейные праздники», «Традиции в нашем доме», рисуют рисунки. Ежегодно участвуем в конкурсах рисунков «Красота Божьего мира» и фотографий «Православие и Мы».

Возросло развитие исследовательской деятельности обучающихся: проведение ученических конференций по организации предметно-исследовательских и проектных работ, конкурсов компьютерных презентаций, творческих мастерских, увеличение доли обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. Это помогает развивать творческое инновационное сотрудничество,толерантность. Созданы компьютерные презентации для проведения занятий: «Золотое кольцо России», «Святыня Курского края», «Защитники земли русской», «Экология края», «Главные битвы Великой Отечественной», «История становления Курска», «Топонимика края».

Для духовно-нравственного развития расширяем диапазон мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся. Принимаем активное участие в региональной научно – практической конференции «Куряне-подвижники Святаго Духа», Ушаковские чтения Все участники получили Сертификаты, Победители- Астапова Ксения и Соловьёв Николай грамоту и памятный приз.

В работе с родителями стараемся разнообразить тематику собраний и родительских лекториев. Проходят встречи с социальными работниками, с инспекторами отдела ПДН. В этом году родительский лекторий на тему «Преодоление духовно-нравственного кризиса семьи в обществе» прошёл в режиме круглого стола, на котором присутствовала социальный педагог и рассказала о работе по преодолению кризиса в районе. Слайд 17-37

Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка восприимчивым к воспитанию. А таким ребенок может стать, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность, способная дать положительный пример для подражания, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И наконец, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым и духовно – нравственным. Слайд38
Школа не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Складывающийся в процессе жизни нравственный опыт детей не всегда совпадает с целями школы в нравственном воспитании, а в некоторых случаях находится в противоречии с ними. Поэтому школа строит воспитательную работу на основе точного учета нравственного опыта ребенка и стремится к закреплению моральных принципов.
Слайд 39. И закончить своё выступление я хочу словами поэта Т.Травника

Благодарю Творца я за своё рожденье,

За каждый новый день, за миг, длиною в жизнь,

За все свои ошибки, за сомненья,

За трудности попущенные Им.

Отныне душу созидаю –

Талантом, вверенным Тобой

И созидаю – покаяньем…

И покаяньем – воспеваю –

Тебя, Господь, Спаситель мой.


3