СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание. Внеклассное мероприятие "Будьте добры!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: способствовать формированию у учащихся доброты и милосердия к окружающим, друг к другу.

Задачи:

- рассмотреть понятие «добро»;

- проанализировать пословицы, поговорки и высказывания о доброте;

- сформулировать правила доброты;

- распределить по степени значимости нравственные качества;

- развить умение самооценки при помощи листов достижений;

- воспитать умение четко организовывать работу в группах.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание. Внеклассное мероприятие "Будьте добры!"»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по духовно-нравственному воспитанию

«Будьте добры!»

Тип занятия: Внеклассное мероприятие

Цель занятия: способствовать формированию у учащихся доброты и милосердия к окружающим, друг к другу.

Задачи:

- рассмотреть понятие «добро»;

- проанализировать пословицы, поговорки и высказывания о доброте;

- сформулировать правила доброты;

- распределить по степени значимости нравственные качества;

- развить умение самооценки при помощи листов достижений;

- воспитать умение четко организовывать работу в группах.


Оборудование:

Техника:

- проектор, компьютер, колонки.

Презентационный материал:

- презентация, выполненная в PowerPoint.

Раздаточный материал:

- лист достижений;

- таблица для заполнения «правил доброты»

- домик из кирпичиков (элементы вырезаны из цветного картона);

- конверт с набором слов (нравственные качества).

Этап мероприятия, цель

Время

Содержание

Примечание

Действия классного руководителя

Действия воспитанника

1.Организационный момент

Цель: психологический настрой на урок

2 мин

Приветствие. Настрой на занятие.

- Ребята, вы знаете о том, что

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- А как живете вы? О чем помышляете, когда утром просыпаетесь?


Слайд 1

Психологически готовит учеников к предстоящей работе

Включаются в воспитательную деятельность

2. Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся

5 мин

Работа с эпиграфом

- Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо.

- Посмотрите, к чему призывает нас эпиграф сегодняшнего занятия?

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Постановка целей-результатов

- Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим? (о доброте, милосердии)

- Тема нашего занятия «Будьте добры!»

- Что мы должны сделать в ходе занятия?








Слайд 2












Слайд 3


Помогает воспитанникам обозначить тему занятия, поставить цели


Обсуждают стихотворный текст эпиграфа













Ставят цели-результаты



3. Основной этап работы по теме занятия

Цель: проанализировать нравственные качества

25 мин

Работа с понятием «добро»

- Ребята, какими качествами характера должен обладать человек, чтобы изменить мир в лучшую сторону? (любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным)

- Вы все правильно сказали. Но наверное самым важным качеством из всех перечисленных будет доброта. Ибо доброта творит чудеса. Она слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

- Что такое добро? Давайте за помощью обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Добро

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать ~м (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм).

2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.

3. О ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо.

- Самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Настоящая доброта, в чем она проявляется? В чем заключаются добрые поступки?

(помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством)

- Как часто вы совершаете добрые поступки?

Чтобы делать добро, нужно знать, что это такое. Вы знаете?

- Если знаете, оцените себя положительно в лист достижений (У1 – осознаю, что такое добро).

Работа с пословицами и поговорками

- Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. В течение столетий создавались пословицы и поговорки о доброте. Какие из них знаете вы?

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Чем сейчас мы с вами занимались? Оцените себя в лист достижений (У2 – понимаю смысл пословиц и поговорок о добре).

Обсуждение высказываний о доброте

-Уже в 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал:

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжил уже в 1 в. н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова нашего русского писателя Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».

-Ребята, а какие высказывания русских писателей о доброте приготовили вы?

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес).

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо).

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (Вильям Шекспир).

Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. (Блез Паскаль).

Знания должны увеличиваться с добротой. (Лев Толстой).

- Оцените себя в лист достижений (У3 – рассуждаю о смысле высказываний о доброте).

Формулирование правил доброты

- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила доброты? Что необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

- Попробуем сформулировать эти правила в группах.

(Ученики заранее распределены на группы, каждой группе выдается таблица для работы).

- Оцените себя в лист достижений (У4 – формулирую правила доброты).

Работа с нравственными качествами (строительство дома доброты)

- Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей непростой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, вдали от близких, без самых дорогих им людей. Каждому из них нужен дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.

(Учащимся раздается набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона).

- Попробуйте построить из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, заложите те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. Выберите то, что считаете наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.

- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. Какие качества вы определите для фундамента?

- Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу.

(для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет).

- Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:

зеленый цвет – принесет в дом настойчивость

красный цвет – принесет в дом лидерство

синий цвет – принесет в дом спокойствие

желтый цвет – принесет в дом тепло

- У каждой группы получился красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Мы построили этот дом для детей-сирот, при этом поработали с нравственными качествами. Оцените себя в лист достижений (У5 – умею распределять нравственные качества по степени значимости).








Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.



Слайд 4











































Слайд 5


Слайд 6




Слайд 7




















Слайд 8
















































Слайд 9

Организует и координирует работу воспитанников

Раскрывают значение понятия «добро»


































Вспоминают и обсуждают значение пословиц и поговорок о доброте















Вспоминают и обсуждают значение высказываний о доброте

























В группах формулируют правила доброты








Распределяют нравственные качества по степени значимости во время "строительства дома доброты"















4. Обсуждение проделанной работы

Цель: подвести итоги работы

8 мин

- Итак, ребята, сегодня мы в течение занятия работали над каким понятием?

- Достигли ли мы результатов работы?

- В заключение я бы хотела прочитать одну известную, восточную притчу:

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.

Слайд 10

Музыкальное сопровождение “Одинокий пастух” из сборника инструментальной музыки










Слайд 11




Слайд 12

Комментирует результаты работы




Рассказывает притчу

Делают выводы о результатах работы



Раздаточный материал

Правила доброты


Продолжи список «правил доброты».


1

Будь приветлив, вежлив.

2

Будь внимателен к людям.

3


4


5


6


7


8


9


10




Лист достижений



Умения

ФИ

У1

У2

У3

У4

У5


Понимаю, что такое добро

Понимаю смысл пословиц и поговорок о добре

Рассуждаю о смысле высказываний о доброте

Формулирую правила доброты

Умею распределять нравственные качества по степени значимости










9