2. Подготовка к работе Цель: заинтересовать учащихся | 5 мин | Работа с эпиграфом - Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. - Посмотрите, к чему призывает нас эпиграф сегодняшнего занятия? Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! Постановка целей-результатов - Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим? (о доброте, милосердии) - Тема нашего занятия «Будьте добры!» - Что мы должны сделать в ходе занятия? | Слайд 2 Слайд 3 | Помогает воспитанникам обозначить тему занятия, поставить цели | Обсуждают стихотворный текст эпиграфа Ставят цели-результаты |
3. Основной этап работы по теме занятия Цель: проанализировать нравственные качества | 25 мин | Работа с понятием «добро» - Ребята, какими качествами характера должен обладать человек, чтобы изменить мир в лучшую сторону? (любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным) - Вы все правильно сказали. Но наверное самым важным качеством из всех перечисленных будет доброта. Ибо доброта творит чудеса. Она слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. - Что такое добро? Давайте за помощью обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Добро 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать ~м (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра. 3. О ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо. - Самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Настоящая доброта, в чем она проявляется? В чем заключаются добрые поступки? (помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством) - Как часто вы совершаете добрые поступки? Чтобы делать добро, нужно знать, что это такое. Вы знаете? - Если знаете, оцените себя положительно в лист достижений (У1 – осознаю, что такое добро). Работа с пословицами и поговорками - Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. В течение столетий создавались пословицы и поговорки о доброте. Какие из них знаете вы? Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтут, а злого жалуют. Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя. - Чем сейчас мы с вами занимались? Оцените себя в лист достижений (У2 – понимаю смысл пословиц и поговорок о добре). Обсуждение высказываний о доброте -Уже в 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжил уже в 1 в. н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова нашего русского писателя Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других». -Ребята, а какие высказывания русских писателей о доброте приготовили вы? Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (Вильям Шекспир). Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. (Блез Паскаль). Знания должны увеличиваться с добротой. (Лев Толстой). - Оцените себя в лист достижений (У3 – рассуждаю о смысле высказываний о доброте). Формулирование правил доброты - Ребята, как вы думаете, существуют ли правила доброты? Что необходимо выполнять, чтобы быть добрым? - Попробуем сформулировать эти правила в группах. (Ученики заранее распределены на группы, каждой группе выдается таблица для работы). - Оцените себя в лист достижений (У4 – формулирую правила доброты). Работа с нравственными качествами (строительство дома доброты) - Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей непростой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, вдали от близких, без самых дорогих им людей. Каждому из них нужен дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя. (Учащимся раздается набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона). - Попробуйте построить из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, заложите те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. Выберите то, что считаете наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома. - Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. Какие качества вы определите для фундамента? - Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). - Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни: зеленый цвет – принесет в дом настойчивость красный цвет – принесет в дом лидерство синий цвет – принесет в дом спокойствие желтый цвет – принесет в дом тепло - У каждой группы получился красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Мы построили этот дом для детей-сирот, при этом поработали с нравственными качествами. Оцените себя в лист достижений (У5 – умею распределять нравственные качества по степени значимости). | Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | Организует и координирует работу воспитанников | Раскрывают значение понятия «добро» Вспоминают и обсуждают значение пословиц и поговорок о доброте Вспоминают и обсуждают значение высказываний о доброте В группах формулируют правила доброты Распределяют нравственные качества по степени значимости во время "строительства дома доброты" |
4. Обсуждение проделанной работы Цель: подвести итоги работы | 8 мин | - Итак, ребята, сегодня мы в течение занятия работали над каким понятием? - Достигли ли мы результатов работы? - В заключение я бы хотела прочитать одну известную, восточную притчу: “Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…” - Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками. | Слайд 10 Музыкальное сопровождение “Одинокий пастух” из сборника инструментальной музыки Слайд 11 Слайд 12 | Комментирует результаты работы Рассказывает притчу | Делают выводы о результатах работы |