ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3 ____________Е.В.Лукашова
Приказ № от 01.09.2021 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Духовное краеведение Подмосковья»
8 класс
Составитель программы:
Коровина Е.С.
учитель
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Духовное краеведение Подмосковья» составлена для учащихся 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура Православия) под редакцией Л.Н. Антоновой. Программа опубликована в методическом пособии для учителя (Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии).
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Духовное краеведение Подмосковья» изучается в 8 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34часов в год (34 учебных недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать содержание понятия «религиозная культура» на двух уровнях: базисный уровень – это знания духовно-нравственного характера: религиозное учение о Боге и мире; культурно-образовательный уровень – это преломление религиозного учения в различные формы общественной, культурной, материальной жизни людей в подуровнях: литература, религиозная живопись, образование, история, музыка, религиозная философия;
характеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте;
Ученик получит возможность научиться:
описывать православную культуру на землях Московского края и подбирать материал о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа;
пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.).
Содержание курса внеурочной деятельности:
Основное содержание темы/курса | Основные виды деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
I Тема. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13 ч. |
Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура? 0 христианстве и православии. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Особенности православной культуры. Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Обобщение темы «История христианской православной культуры» | Изучение нового материала. Обсуждение. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. |
II Тема. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч. |
Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому. Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому. Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. Новомученики и Исповедники земли Российской. Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья. Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл». | Изучение нового материала. Обсуждение. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. |
Календарно-тематическое планирование 8а
№ п/п | № занятия в триместре | Название раздела (количество часов), темы/занятия | Формы занятий | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/10часов) |
О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13 ч. |
1 | 1 | Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура? | Групповая консультация | 1.09- 3.09 | |
2 | 2 | 0 христианстве и православии. | Виртуальная экскурсия | 6.09-10.09 | |
3 | 3 | Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. | Учебный проект | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | Особенности православной культуры. | Групповая консультация | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры. | Виртуальная экскурсия | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Ветхий Завет. | Интеллектуальная игра | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Новый Завет | Интеллектуальная игра | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры | Учебный проект | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма | Групповая консультация | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Религиозная живопись. Как разговаривает икона? | Учебный проект | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/12часов) |
11 | 1 | Письменные источники христианской православной культуры. | Учебный проект | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Церковнославянский язык | Интеллектуальная игра | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Обобщение темы «История христианской православной культуры» | Экскурсия | 06.12-10.12 | |
Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч. |
14 | 4 | Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому. | Виртуальный проект | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Северное Подмосковье. Архитектурно-художественные ценности Троице-Сергиевой Лавры. | Творческий проект | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому. | Виртуальный проект | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | Западное Подмосковье. Саввино-Сторожевский монастырь. | Виртуальная экскурсия | 10.01-14.01 | |
18 | 8 | Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. | Учебный проект | 17.01-21.01 | |
19 | 9 | Серпуховской Высоцкий монастырь. | Виртуальная экскурсия | 24.01-28.01 | |
20 | 10 | Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. | Учебный проект | 31.01-04.02 | |
21 | 11 | Николо-Угрешский монастырь. | Виртуальная экскурсия | 07.02-11.02 | |
22 | 12 | Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. | Учебный проект | 14.02–18.02 | |
III триместр (12недель/12часов) |
23 | 1 | Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь | Виртуальная экскурсия | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли | Учебный проект | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | Юго-восточное Подмосковье. Святыни Раменской земли | Учебный проект | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края | Учебная консультация | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона | Творческий проект | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины | Виртуальная экскурсия | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря | Творческий проект | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | Новомученики и Исповедники земли Российской | Интеллектуальная игра | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | Гонения на церковь | Виртуальная экскурсия | 04.05-06.05 | |
32 | 10 | Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья | Интеллектуальная игра | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | Икона Божией матери «Державная» | Творческий проект | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл» | Круглый стол | 23.05-27.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
_________________________________________________