СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовное краеведение Подмосковья. 8 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Духовное краеведение Подмосковья» составлена для учащихся 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура Православия) под редакцией Л.Н. АнтоновойРабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Духовное краеведение Подмосковья» составлена для учащихся 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура Православия) под редакцией Л.Н. Антоновой

Просмотр содержимого документа
«Духовное краеведение Подмосковья. 8 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области






«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3 ____________Е.В.Лукашова

Приказ № от 01.09.2021 г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Духовное краеведение Подмосковья»

8 класс







Составитель программы:

Коровина Е.С.

учитель















2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Духовное краеведение Подмосковья» составлена для учащихся 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура Православия) под редакцией Л.Н. Антоновой. Программа опубликована в методическом пособии для учителя (Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии).

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.

В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Духовное краеведение Подмосковья» изучается в 8 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34часов в год (34 учебных недели).


Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Предметные результаты:

Ученик научится:

  • понимать содержание понятия «религиозная культура» на двух уровнях: базисный уровень – это знания духовно-нравственного характера: религиозное учение о Боге и мире; культурно-образовательный уровень – это преломление религиозного учения в различные формы общественной, культурной, материальной жизни людей в подуровнях: литература, религиозная живопись, образование, история, музыка, религиозная философия;

  • характеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте;

Ученик получит возможность научиться:

  • описывать православную культуру на землях Московского края и подбирать материал о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа;

  • пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.).


Содержание курса внеурочной деятельности:

Основное содержание темы/курса

Основные виды деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

I Тема. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13 ч.

Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура? 0 христианстве и православии. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Особенности православной культуры. Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Обобщение темы «История христианской православной культуры»

Изучение нового материала. Обсуждение. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.


II Тема. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому. Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому. Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. Новомученики и Исповедники земли Российской. Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья. Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл».

Изучение нового материала. Обсуждение. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.



Календарно-тематическое планирование 8а


п/п

занятия в триместре

Название раздела (количество часов), темы/занятия

Формы занятий

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/10часов)

О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13 ч.

1

1

Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура?

Групповая консультация

1.09- 3.09


2

2

0 христианстве и православии.

Виртуальная экскурсия

6.09-10.09


3

3

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Учебный проект

13.09-17.09


4

4

Особенности православной культуры.

Групповая консультация

20.09-24.09


5

5

Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры.

Виртуальная экскурсия

27.09-01.10


6

6

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Ветхий Завет.

Интеллектуальная игра

11.10-15.10


7

7

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Новый Завет

Интеллектуальная игра

18.10-22.10


8

8

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры

Учебный проект

25.10-29.10


9

9

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

Групповая консультация

01.11-03.11


10

10

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

Учебный проект

08.11-12.11


II триместр (12 недель/12часов)

11

1

Письменные источники христианской православной культуры.

Учебный проект

22.11-26.11


12

2

Церковнославянский язык

Интеллектуальная игра

29.11-03.12


13

3

Обобщение темы «История христианской православной культуры»

Экскурсия

06.12-10.12


Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч.

14

4

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому.

Виртуальный проект

13.12-17.12


15

5

Северное Подмосковье. Архитектурно-художественные ценности Троице-Сергиевой Лавры.

Творческий проект

20.12-24.12


16

6

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому.

Виртуальный проект

27.12-29.12


17

7

Западное Подмосковье. Саввино-Сторожевский монастырь.

Виртуальная экскурсия

10.01-14.01


18

8

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский.

Учебный проект

17.01-21.01


19

9

Серпуховской Высоцкий монастырь.

Виртуальная экскурсия

24.01-28.01


20

10

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской.

Учебный проект

31.01-04.02


21

11

Николо-Угрешский монастырь.

Виртуальная экскурсия

07.02-11.02


22

12

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

Учебный проект

14.02–18.02


III триместр (12недель/12часов)

23

1

Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь

Виртуальная экскурсия

28.02-04.03


24

2

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли

Учебный проект

09.03-11.03


25

3

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Раменской земли

Учебный проект

14.03-18.03


26

4

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края

Учебная консультация

21.03-25.03


27

5

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

Творческий проект

28.03-01.04


28

6

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины

Виртуальная экскурсия

04.04-08.04


29

7

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря

Творческий проект

18.04-22.04


30

8

Новомученики и Исповедники земли Российской

Интеллектуальная игра

25.04-29.04


31

9

Гонения на церковь

Виртуальная экскурсия

04.05-06.05



32

10

Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья

Интеллектуальная игра

10.05-13.05


33

11

Икона Божией матери «Державная»

Творческий проект

16.05-20.05 


34

12

Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл»

Круглый стол

23.05-27.05 









Лист согласования


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/

_________________________________________________