СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовное начало" в технике выжигания по дереву

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В нашей школе существует различные направления для развития творческих способностей учащихся. Одним из таких является кружок «Художественная обработка древесины», который я посещаю. На одном из занятий нас познакомили с техникой выжигания по дереву. Данное направление меня очень заинтересовало, и я решил узнать о нем больше из различных источников: книг, сети internet. Из полученной информации я сделал вывод о том, что выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

Просмотр содержимого документа
«"Духовное начало" в технике выжигания по дереву»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Володарская средняя общеобразовательная школа №2»



Проектная работа

«Духовное начало»

в технике выжигания по дереву



Выполнил: ученик 8 «В» класса

Семенов Сергей

Руководитель: Максименко Н.Д.


п. Володарский, 2016 год

Содержание


Введение

3

1. История выжигания по дереву

4

2. Способы выжигания

5

2.1 Пирография

5

2.2 Пиротипия

5

2.3 Выжигание кислотой

5

2.4 Выжигание трением

5

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

6

3. Правила техники безопасности

7

4. Материалы и инструменты

8

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

9

6. Расчет себестоимости готового изделия

10

Заключение

11

Список используемых источников и литературы

11

Приложение 1

12


























































ВВЕДЕНИЕ



В нашей школе существует различные направления для развития творческих способностей учащихся. Одним из таких является кружок «Художественная обработка древесины», который я посещаю. На одном из занятий нас познакомили с техникой выжигания по дереву. Данное направление меня очень заинтересовало, и я решил узнать о нем больше из различных источников: книг, сети internet. Из полученной информации я сделал вывод о том, что выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например, декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Мой интерес к технике выжигания позволил мне на кружке «Художественная обработка древесины» разработать проект, который я назвал «Духовное начало» и воплотил его в жизнь. Название данного проекта отражает духовное начало личности, которое, по моему мнению, берёт свои истоки в окружающей нас природе и веры, присущей каждому человеку (приложение 1).

Перед началом работы я для себя определил цель и задачи проекта, а также составил ход выполнения проекта.

Цель проекта: разработать и выполнить проект в технике выжигания по дереву – «Духовное начало».

Задачи проекта:

– изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;

– изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;

– создать картину в технике выжигания по дереву;

– создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.

Ход выполнения проекта:

– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

– систематизирование полученной информации;

– разработка плана работы;

– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

– создание картины «Духовное начало» в технике выжигания по дереву;

– демонстрация готовой картины;

– написание работы проекта.

1. История выжигания



Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям.




2. Способы выжигания



Существуют несколько различных способов выжигания – пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.



2.1 Пирография

Пирография в переводе с греческого, означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.



2.2 Пиротипия

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

2.3 Выжигание кислотой

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты. Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.



2.4 Выжигание трением

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.





2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревле мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмачивание можно повторить в той же последовательности. Отмоченную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.





3. Правила техники безопасности


1. При пилении древесины:

- пользоваться упорами и направителями;

- не держать руку близко к полотну пилы;

- не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.

2. Выполняя лакокрасочные работы:

- не держать долго открытыми банки с красками;

- при работе не подносить краски к лицу;

- работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

- использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;

- после завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.

3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

- включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

- работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

- проверять состояние изоляции токопроводящих частей;

- оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

- во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

- по окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.

4. Материалы и инструменты


Таблица 1. Материалы и инструменты

Название

Описание и рекомендации

Изображение

Доска

предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.

Калька

предназначена для перевода рисунка на доску.

Рисунок (схема)

используется для точного нанесения изображения.

Электровыжигатель

предназначен для выжигания рисунка

Лак

предназначен для покрытия готовой картины. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.





5. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву


Таблица 2. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву

п/п

Этап
работы

Изображение

Последовательность выполнения

Материалы

1

Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)


Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности

Доска

2

Нанесение рисунка через кальку







Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

Калька, рисунок (схема)

3

Выжигание контуров, нанесение теней

Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

Электровыжигатель

4

Покрытие готовой картины лаком

С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины

лак, кисть




6. Расчет себестоимости готового изделия


Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).

Таблица 3. Расчет себестоимости готового изделия

№п/п

Используемый материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1

Доска (заготовка)

50 руб.

1 шт.

50 руб.

2

Калька

2-50 руб.

1 шт.

2-50 руб.

3

Распечатка рисунка (схемы)

3 руб.

1 шт.

3 руб.

4

Кисть

5 руб.

1 шт.

5 руб.

5.

Лак

500гр. – 70 руб

150 гр.-

21 руб.


Полную себестоимость работы рассчитываем по следующей формуле:

Сп= Мзоп, где

Сп – полная себестоимость;

Мз – материальные затраты;

Роп – стоимость самой работы.


Мз= 50+2,50+3+5+21= 81,50 руб.

Сп = 81,50+200= 281,50 руб.



Заключение


Выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

При выполнении проекта я использовал полученные теоретические и практически навыки.

Итогом моей работы стала картина, которую мы назвали «Духовное начало». Мы планируем дальше заниматься творчеством, изучать новые техники и привлекать к этому наших сверстников.



Список используемых источников и литературы

  1. Карабанов И.А. Технология обработки древисины. ­ М.: Просвещение, 2002 г.

  2. Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 г.

  3. http://modernlib.ru/books/svetlana_yurevna_raschupkina/vizhiganie_po_derevu/read_1/

  4. http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/



ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!