СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовной жаждою томим" Сценарий литературно-музыкального вечера

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Астафьев очень любил поэзию, был высочайшим ее знатоком и ценителем. Неслучайно астафьевская проза так поэтична и музыкальна, а многие его затеси – это стихотворения в прозе. «Поэзия прозы» – так часто говорят литературоведы и критики, анализируя творчество писателя. 

Просмотр содержимого документа
«Текст»

Библиотека-музей В.П. Астафьева

















«ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ…»


Поэтический мир Виктора Астафьева



Сценарий литературно-музыкального вечера





















Овсянка

2006

Звучит Интермеццио из оперы «Сельская честь» П. Масканьи (1 мин. 30 сек). (Астафьев В.П. Созвучие / В.П. Астафьев, Е.В. Колобов.- М.; Иркутск: Издатель Сапронов, 2004.- 304 с. + диск.).


Ведущий: Этот вечер мы решили посвятить поэтическому миру удивительного писателя Виктора Петровича Астафьева.

Астафьев очень любил поэзию, был высочайшим ее знатоком и ценителем. Неслучайно астафьевская проза так поэтична и музыкальна, а многие его затеси – это стихотворения в прозе. «Поэзия прозы» – так часто говорят литературоведы и критики, анализируя творчество писателя.

Виктор Петрович знал на память огромное количество стихотворений и мог часами читать их наизусть. «Великую русскую поэзию прошлых веков – возьму на себя отвагу сказать – знаю неплохо и современную поэзию, в особенности поэзию России – тоже…»,- без всякого лукавства говорил он. (Астафьев В.П. Голоса родной России / В.П. Астафьев // Час России: Антология одного стихотворения поэтов России / Сост.: В. Астафьев, Р. Солнцев.- М.: Современник, 1988.- С. 4).

Круг его пристрастий в поэзии был очень широк. И в этом убеждают не только щедро рассыпанные в его книгах цитаты из разных авторов. У Астафьева была заветная записная книжка, куда он заносил особенно понравившиеся стихи. Там Р. Киплинг, О. Мандельштам, Н. Рубцов, Ш. Петефи, Н. Гумилев, А. Пушкин, С. Есенин, Б. Пастернак, А. Ахматова, Я. Смеляков, В. Шекспир, Петрарка, Г. Державин, Ш. Бодлер, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, А. Фет,, М. Лермонтов, О. Берггольц и многие-многие другие поэты. (Часть записей из этой книжки была опубликована в 2002 году в третьем-четвертом номере журнала «День и ночь»).

Писатель много размышлял о поэзии, в его творческом наследии мы находим статьи о поэтах, рецензии на поэтические сборники, лирические миниатюры – затеси о предназначении поэта и поэзии.

Поэзия была для него воздухом, которым он дышал. Часто в письма друзьям Виктор Петрович вкладывал листочки со стихами, иногда просто вырванными из настенного календаря или вырезанными из газет.

Астафьев заботливо относился к начинающими поэтами, помогал им, и … был просто завален рукописями и поэтическими сборниками. В середине 80-х годов он работает над созданием антологии одного стихотворения, которая выходит в 1988 году под названием «Час России». «Мы задались целью собрать вместе и представить читателям поэтов, которые или совсем не появлялись в столицах, или представлялись так бедно и отбирались так скоротечно, редактировались так неумело или неряшливо, что ни уши, ни души читающей публики не тронули. … Пора, давно пора представить читателям современную поэзию России во всей ее исторической перспективе, объеме и развитии», - пишет Астафьев в предисловии к этой книге.

В том числе и ему принадлежит идея издания серии «Поэты свинцового века» в Красноярске.

Почитателям астафьевского таланта, конечно, интересно узнать, кто были его любимые поэты. В 1990 году на вопрос анкеты, предложенной сотрудниками овсянской библиотеки, о своих любимых поэтах Виктор Петрович ответил: «Классики – Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский; нынешние – Юрий Кузнецов, Геннадий Русаков, Владимир Соколов, Мария Аввакумова». А своим самым любимым поэтическим произведением он назвал стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк».


Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» в исполнении Д. Журавлева. (А.С.Пушкин: Альб. 1.- М.: Мелодия, 1982.- К-т из 2 грп.- . (Страницы русской поэзии ХУ11-ХХ вв.)).





Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

(Пушкин А.С. Стихотворения / А.С. Пушкин.- М.: Астрель; АСТ, 2001.- С. 84).

Ведущий: Александру Сергеевичу Пушкину Астафьев посвящает статью «Награда и мука». Послушает отрывок из нее.


Звучит отрывок из статьи В.П. Астафьева «Награда и мука» в исполнении чтеца.


Чтец: «…Мне порой кажется, что я даже слышу голос Пушкина – юношески-звонкий, чистый, с убыстряющейся фразой так, что в конце он от нетерпения и напора внутренней энергии сглатывает слова, вечно спеша к чему-то и к кому-то, вечно гонимый мыслью, стихией кипящего внутри его слова и звука, подобного никогда не остывающей, все в нем сжигающей лаве. …

…Дар Божий, Великий дар даром не дается, он требует отдачи, как говорят о современных, прославленных шахтерах, он, переполняя «запасники» поэта, выплескивается «через край», движет и движет им, не давая покоя, заставляя принимать муки человека с удесятеренными муками, восторгаться красотою, так уж захлебываясь восторгом, и с каждым годом, с каждым днем подниматься творческим порывом или стихией таланта все выше и выше в небеса, все ближе и ближе к пределу, положенному разуму человека.

За пределы же, Определенные Создателем, никому из человеков не дано было подняться, но избранные допускались к Божьему престолу.

Пушкин был допущен. … …За мертвым гением остается яркий след, и время, и пространство пронизаны тем светом и теплом вспыхнувшей жизни, которая воистину бесконечна оттого, что открытия и откровения, им сделанные, оставшись с нами и в нас, делают человека лучше, чище и лик его высвечивают, и разум его просветляют, и любовью к ближнему награждают. …

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом сгоревшей жизни, за мученическим и путеводным словом его – за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь…»

(Астафьев В.П. Награда и мука: К юбилею Пушкина / В.П. Астафьев // Астафьев В.П. Собр. соч. В 15 т. / В.П. Астафьев.- Красноярск, 1998.- Т. 12. С. 369-371).


Ведущий: Среди огромного количества своих наград и званий Виктору Петровичу Астафьеву была особенно дорога Международная Пушкинская премия, присужденная ему в 1997 году за выдающийся вклад в русскую литературу.

Другое любимое имя – Анна Ахматова. Известный красноярский литературовед Галина Максимовна Шленская вспоминает: «Когда на памятной красноярцам первой широко публичной встрече Астафьева со своими земляками, которая проходила 2 февраля 1981 года в краевом драматическом театре, на вопрос о любимом поэте он назвал Анну Ахматову, я, признаюсь, заподозрила его в некотором лукавстве: уж больно несовместимыми казались их миры. Но во вступлении к книге «Затеси», которая вышла в Красноярском книжном издательстве в следующем, 1982, году, Астафьев отнес Анну Ахматову, поставив ее имя рядом с Ду Фу, Омаром Хайямом, Шекспиром, Пушкиным, Лермонтовым… к первому десятку поэтов, составивших славу «могучей трагической мировой поэзии»». (Шленская Г. «Взаболь» / Г. Шленская // И открой в себе память!: Материалы к биографии В.П. Астафьева / Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск, 2005.- С. 276). Там же писатель приводит свои любимые ахматовские строки из цикла «Тайны ремесла». Послушаем их.


Звучит стихотворение А.А. Ахматовой «Творчество» из цикла «Тайны ремесла» в исполнении Игоря Кваши. (А. Блок. А. Ахматова. Б. Пастернак: Читает И. Кваша.- М.: Мелодия, 1977.- 1 грп)..


1.Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки , -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

2.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.


Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

(Ахматова А.А. Соч. В 2 т. / А.А. Ахматова.- М.: Правда, 1990.- Т.1.- С. 277).


Ведущий: Одна из самых поэтических астафьевских миниатюр посвящена Сергею Есенину еще одному любимому поэту. Из воспоминаний Г.М. Шленской: «Как-то на домашнем вечере у Зория Яхнина, с которым Виктор Петрович был дружен в начальную пору своего красноярского периода, запели Есенина: «Над окошком месяц, под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» И все вдруг сбились, споткнулись на «серебрист». … …Забыл и он… Забыл! И укоризненно и досадливо бросил: «Уж если мы Есенина забудем, то перестанем быть русскими».

Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» на стихи Сергея Есенина в исполнении Тульского народного хора профсоюзов, музыка Е. Попова. (Песни и романсы на стихи Сергея Есенина М.: Мелодия, 1980. 1 грп.).


Чтец: «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» – доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая только есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.

Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, обнадежить.

Какая очищающая скорбь! …

Плачет тальянка, плачет.

Только не там, не за рекою, а в моем сердце. …

«Дальний плач тальянки, голос одинокий…».

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас. …

«За окошком месяц…». Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо. …

«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?». И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты? …

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»

(Астафьев В.П. Затеси / В.П. Астафьев; Сост.: Н.Я. Сакова, В.В. Чагин.- Красноярск: РГ «Вся Сибирь»: Краснояр. кн. изд-во, 2003.- С. 362-365).


Ведущий: Николай Рубцов. Еще один любимый поэт Астафьева. Ему, «пронзительно русскому национальному певцу», посвятил писатель воспоминания «Погибшие строки». (Астафьев В.В. Погибшие строки: Воспоминания о поэте Николае Рубцове / В.П. Астафьев // Астафьев В.П. Пролетный гусь.- Иркутск: Издатель Сапронов, 2001.- С. 251-310). В главе «Урок» Виктор Петрович рассказывает, как рождались строки самого любимого его стихотворения – «Вечерние стихи». Послушаем их.


Звучит стихотворение Николая Рубцова «Вечерние стихи» в исполнении чтеца.


Вечерние стихи

Когда в окно осенний ветер свищет

И вносит в жизнь смятенье и тоску, -

Не усидеть мне в собственном жилище,

Где в час такой меня никто не ищет, -

Я уплыву за Вологду-реку!


Перевезет меня дощатый катер

С таким родным на мачте огоньком!

Перевезет меня к блондинке Кате,

С которой я, пожалуй что некстати,

Так много лет – не больше чем знаком.


Она спокойно служит в ресторане,

В котором дело так заведено,

Что на окне стоят цветы герани,

И редко здесь бывает голос брани,

И подают кадуйское вино.


В том ресторане мглисто и уютно,

Он на волнах качается чуть-чуть,

Пускай сосед поглядывает мутно

И задает вопросы поминутно , -

Что ж из того? Здесь можно отдохнуть!


Сижу себе, разглядываю спину

Кого-то уходящего в плаще,

Хочу запеть про тонкую рябину,

Или про чью-то горькую чужбину,

Или о чем-то русском вообще.


Вникаю в мудрость древних изречений

О сложном смысле жизни на земле.

Я не боюсь осенних помрачнений!

Я полюбил ненастный шум вечерний,

Огни в реке и Вологду во мгле.


Смотрю в окно и вслушиваюсь в звуки,

Но вот, явившись в светлой полосе,

Идут к столу, протягивают руки

Бог весть откуда взявшиеся други.

- Скучаешь!

- Нет! Присаживайтесь все…


Вдоль по мосткам несется листьев ворох, -

Видать в окно, - и слышен ветра стон,

И слышен волн печальный шум и шорох,

И, как живые, в наших разговорах

Есенин, Пушкин, Лермонтов, Вийон.


Когда опять на мокрый дикий ветер

Выходим мы, подняв воротники,

Каким-то грустным таинством на свете

У темных волн, в фонарном тусклом свете

Пройдет прощанье наше у реки.


И снова я подумаю о кате,

О том, что ближе буду с ней знаком,

О том, что это будет очень кстати,

И вновь домой меня увозит катер

С таким родным на мачте огоньком…

(Рубцов Н. Улетели листья…: Стихотворения / Н. Рубцов.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.- С. 255-256).


Ведущий: Писал ли Астафьев стихи? Да, писал. Самое известное его поэтическое произведение - романс «Ах, осень, осень…» (первоначальное название «Падают листья»). Он был создан летом 1993 года. А уже в апреле 1994 года на краевом радио состоялась премьера: романс, музыку к которому написал композитор Владимир Пороцкий, прозвучал в исполнении Бориса Ванетика.

Романс стал популярен, его исполняют многие певцы. Сейчас он прозвучит для вас.


Звучит романс «Ах, осень, осень…» (музыка В. Пороцкого, слова В. Астафьева) в исполнении Б. Ванетика.


Ведущий: Виктор Петрович Астафьев умел ценить поэтов. Но и поэты ценили и любили его. Десятки стихотворений посвящены Астафьеву. На нашем вечере прозвучат всего лишь два – стихотворение пермского поэта Алексея Решетова «Не плачьте обо мне…» (из ряда поэтических посвящений писатель выделял именно его) и стихотворение Жени Пересторониной, 13-летней школьницы из города Железногорска, «Остался дом, хозяина не видно…», написанное после смерти писателя, 5 июня 2003 года, во время приезда в Овсянку.


Звучит стихотворение Алексея Решетова «Не плачьте обо мне…» в исполнении чтеца.

Не плачьте обо мне:

Я был счастливый малый.

Я тридцать лет копал подземную руду.

Обвалами друзей моих поубивало,

А я еще живу, еще чего-то жду.

Не плачьте обо мне.

Меня любили девы.

Являлись по ночам, чаруя и пьяня

Не за мои рубли, не за мои напевы.

И ни одна из них не предала меня.

Не плачьте обо мне.

Я сын «врагов народа»,

В тридцать седьмом году

Поставленных к стене.

В стране, где столько лет

Отсутствует Свобода,

Я все еще живу. Не плачьте обо мне.

(Решетов А.Л. Изранное: Стихотворения / А.Л. Решетов.- Пермь: Перм. Кн. изд-во, 2005.- С. 257).

Звучит стихотворение Жени Пересторониной «Остался дом, хозяина не видно…» в исполнении чтеца.


Остался дом, хозяина не видно.

Давно угас веселый яркий смех.

И было солнцу яркому обидно,

Что смерть его похитила у всех.

Но раны заживают в каждом сердце,

И вижу я, как будто бы во сне,

Что открывает Витька прежний дверцу

И радостно бросается ко мне.


Ведущий: Наша встреча проходит накануне дня рождения Виктора Петровича. Мы знаем, что лучшим подарком для него были бы стихи. Давайте вместе попытаемся создать поэтический венок писателю из своих любимых стихотворных строк.


Участники вечера читают свои любимые стихи В.П. Астафьеву. Ведущий благодарит их за это.


Ведущий: Пять лет назад, 19 апреля 2001 года, Виктор Петрович написал свое последнее произведение – затесь «Что есть поэзия?». Свой творческий путь Великий писатель закончил размышлением о предназначении поэта и поэзии, о непостижимой тайне поэтического мастерства. Послушаем это стихотворение в прозе.


Чтец: «Что есть поэзия? Вид редкого недуга, наказание иль награда от Господа? Болезнь прилипчивая и мучительная иль лекарство от всего этого? С уверенностью можно сказать, что от одной неизлечимой и давней болезни иль напасти, название которым – одиночество, - поэзия избавляет. Листу бумаги можно все доверить, все высказать, и бумага не выдаст, если не огласишь на ней написанное и придержишься старой истины: молчание – золото…

Но если уж молвил вслух сокровенное, держись – испытание словом есть не только самообнажение, но и суд на миру, беспощадный, нелицеприятный. Однако, «не боясь греха», неугомонные стихотворцы несут и несут свой голос на люди, подставляют свою душу на обозрение, уже истерзанную сомнениями, самосудом и все той же сердце истерзавшей печалью, как и века назад, стремясь услышать родственный отклик или дождаться утешения и, чего греха таить, врачующую, до небес возносящуюся похвалу людскую.

Никто не бывает так наивен и доверчив, как поэт. За сотни лет до нынешнего просвещенного и жестокого времени стихосочинителя карали, жгли, забивали плетьми, отсекали головы, убивали из пистолетов на дуэли, а он все прет и прет навстречу ветрам, певец и мученик, надеясь, что ветры пролетят над ним, беды минуют его.

И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений и если не заслонит человека от невзгод и бед, свалившихся на него, то хотя бы его утешит. И так было всегда – поэзией двигала вера в доброту и милосердие, поэт и музыкант всех ближе к небу и Богу».

(Астафьев В.П. Затеси / В.П. Астафьев; Сост.: Н.Я. Сакова, В.В. Чагин.- Красноярск: РГ «Вся Сибирь»: Краснояр. кн. изд-во, 2003.- С. 618-619).


Звучит Ave Maria Ф. Шуберта. (Астафьев В.П. Созвучие / В.П. Астафьев, Е.В. Колобов.- М.; Иркутск: Издатель Сапронов, 2004.- 304 с. + диск.).


ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР АСТАФЬЕВА

(План книжно-иллюстративной выставки)


  1. Астафьев о поэзии.


  1. Астафьев В.П. Затеси / В.П. Астафьев; Сост.: Н. Сакова, В. Чагин. – Красноярск: РГ «Вся Сибирь»: Краснояр. кн. изд-во, 2003. – 686, [2]c.

  2. Астафьев В.П. Награда и мука: К юбилею Пушкина/ В.П. Астафьев // Астафьев В.П. Собр. соч. В 15 т. / В.П. Астафьев. – Красноярск: Офсет, 1998. – Т.12. - С.369-371.

  3. Астафьев В.П. Погибшие строки: Воспоминания о поэте Николае Рубцове/ В.П. Астафьев // Астафьев В.П. Пролётный гусь: Рассказы, затеси, воспоминания/ В.П. Астафьев; Послесл. В. Курбатова. – Иркутск: ИП Сапронов Г.К., 2001. – С.249-310.

  4. Астафьев В. П. Пушкин не даст нам сбиться с пути / В.П. Астафьев // VIP-Premiere. – 1998. – №11-12. – С. 58-59. – (Достояние России).

  5. Час России: Антология одного стихотворения поэтов России / Сост.: В. Астафьев, Р.Солнцев; Предисл. В. Астафьева. – М.: Современник, 1988. – 541с.: ил.


  1. Любимые поэты писателя.


  1. Апухтин А.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза / А.Н. Апухтин; Сост. А.Захаркина; Вступ. ст. М. Отрадина. – М.: Худож. лит., 1985. – 558с.

  2. Асеев Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания. Статьи / Н.Н. Асеев; Сост., вступ. ст. и примеч. О.П. Смолы. – М.: Правда, 1990. – 496с.: ил.

  3. Ахмадулина Б. Сад: Новые стихи / Б. Ахмадулина. – М.: Сов. писатель, 1987. – 160с.

  4. Ахматова А.А. Лирика / А.А. Ахматова; Сост. и подгот. текста В. Черных. – М.: Худож. лит., 1989. – 4125с.: ил. – (Классики и современники. Поэт. б-ка).

  5. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза / А.А. Ахматова; Вступ. ст., сост. и коммент. Н.Г. Гончаровой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. – 832с. – (Бессмерт. б-ка).

  6. Бальмонт К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт; Сост., вступ. ст. и примеч. Е.В. Ивановой. – М.: Сов. Россия, 1989. – 592с., 1л. портр. – (Библ. серия).

  7. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы / Е.А. Баратынский; Сост., вступ. ст. и примеч. В. Коровина. – М.: Худож. лит., 1982. – 399с. – (Классики и современники. Поэт. б-ка).

  8. Берггольц О.Ф. Избранные произведения / О.Ф. Берггольц; Вступ. ст. А.И. Павловского. – Л.: Сов. писатель, 1983. – 608с.: ил.

  9. Блок А.А. Гамаюн, птица вещая: Стихотворения / А.А. Блок. – М.: Летопись, 1999. – 428с.: портр. – (Мир поэзии).

  10. Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения / Ш. Бодлер; Пер. с фр. – М.: ТОО Летопись, 1998. – 291с.: портр. – (Мир поэзии).

  11. Борисова М. Избранное: Стихи / М. Борисова; Вступ. ст. Е. Калмановского. – Л.: Худож. лит., 1985. – 320с., 1л. портр.

  12. Брюсов В.Я. Стихотворения / В.Я. Брюсов; Сост., вступ. ст. и примеч. Н. Банникова. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 190, [2]с. – (ХХ век: поэт и время).

  13. Вознесенский А.А. Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе / А.А. Вознесенский; Сост. Л.Быкова. – Екатеринбург: У-Фактория, 1999. – 528с. – (Зеркало – ХХ век).

  14. Гумилёв Н.С. Избранное / Н.С. Гумилёв; Предисл., сост, примеч. Н. Богомолова. – М.: Панорама, 1995. – 544с. – (Рус. лит. ХХ век).

  15. Державин Г.Р. Водопад: Избранные стихотворения / Г.Р. Державин; Сост., предисл. и примеч. К.П. Орешина. – 4-е изд. – М.: Дет. лит., 1977. – 144с.: ил. – (Шк. б-ка).

  16. Дудин М.А. Святогорское лето: Стихи, поэмы / М.А. Дудин. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 512с.

  17. Евтушенко Е.А. Моё самое-самое: Избранные стихи / Е.А. Евтушенко. – М.: Х.Г.С., 1995. – 640с. – (Поэт. б-ка).

  18. Есенин С.А. Полное собрание сочинений / С.А. Есенин; Вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 800с. – (Бессмерт. б-ка).

  19. Записная книжка В.П. Астафьева [с любимыми стихами писателя] // День и ночь. – 2002. – №3-4. – С. 6, 38, 56, 60, 71, 76, 80, 85, 95, 99, 113, 118, 151.

  20. Киплинг Р. Стихотворения / Р. Киплинг; На англ. и рус. яз. – СПб.: Северо-Запад, 1994. – 477с.

  21. Китайская классическая поэзия / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. Л. Эйдлина. – М.: Худож. лит., 1975. – 352с.

  22. Китайская пейзажная лирика / Под ред. В.И. Семанова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 320с.

  23. Кузнецов Ю.П. Русский узел: Стихотворения и поэмы / Ю.П. Кузнецов. – М.: Современник, 1983. – 222, [1]с.

  24. Лермонтов М.Ю. Сочинения. В 2 т. Т.1 / М.Ю. Лермонтов; Вступ. ст. И.Л. Андроникова. – М.: Правда,1988. – 720с.

  25. Лермонтов М.Ю. Избранное: Стихотворения. Поэмы. Проза / М.Ю. Лермонтов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 672с. – (Рус. классика).

  26. Луконин М.К. Фронтовые стихи / М.К. Луконин; Сост. А.В. Антоненко. – М.: Сов. Россия, 1981. – 224с. – (Подвиг).

  27. Надсон С.Я. Стихотворения / С.Я. Надсон; Сост., вступ. ст. и примеч. Е.В. Ивановой. – М.: Сов. Россия, 1987. – 336с., 1л. портр. – (Поэт. Россия).

  28. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо: Поэма / Н.А. Некрасов; Вступ. ст. и примеч. И.Ю. Твердохлебова; Рис. А. Лаптева. – М.: Дет. лит., 1981. – 367с., 9л. ил.

  29. Низами. Лирика / Низами; Пер. с фарси; Предисл. и примеч. Р. Алиев. – М.: Худож. лит., 1960. – 222с.: ил.

  30. Пастернак Б. Стихотворения / Б.Л. Пастернак; Вступ. ст. Н. Банникова. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1992. – 384с.

  31. Петефи Ш. Лирика / Ш. Петефи; Пер. с венг.; Вступ. ст. А. Гидаша. – М.: Худож. лит., 1973. – 192с.

  32. Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма / Ф. Петрарка; Пер. с итал. и лат. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 736с. – (Бессмерт. б-ка).

  33. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Проза / А.С. Пушкин. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 656с. – (Рус. классика).

  34. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки / А.С. Пушкин. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 608с. – (Рус. классика).

  35. Русская поэзия XVIII века / Вступ. ст. В.И. Коровина; Ил. В.П. Панова. – М.: Дет. лит., 2001. – 295с.: ил. – (Шк. б-ка).

  36. Смеляков Я.В. Стихотворения и поэмы / Я.В. Смеляков; Сост., подгот. текста и примеч. В.П. Ланиной. – Л.: Сов. писатель, 1979. – 768с., 1л. портр. – (Б-ка поэта).

  37. Твардовский А.Т. Василий Тёркин: Поэма. Тёркин на том свете: Поэма. Стихи разных лет / А.Т. Твардовский. – М.: Вече, 1995. – 480с. – (Воен. роман).

  38. Тютчев Ф.И. Волшебная струна: Стихотворения / Ф. И. Тютчев. – М.: Летопись, 1996. – 463с.: портр. – (Мир поэзии).

  39. Устинов В.А. Окликание звёзд: Стихотворения и поэмы / В.А. Устинов. – М.: Сов. писатель, 1984. – 168с.

  40. Фет А.А. Соловьиное эхо: Повесть Н.П. Суховой о жизни и творчестве А.А. Фета и избранные стихотворения поэта / А.А. Фет; Сост. и примеч. Н.П. Суховой. – М.: Дет. лит., 2001. – 206с.: ил. – (Шк. б-ка).

  41. Цветаева М. Собр. соч. В 7 т. Т.1. Кн.1: Стихотворения / М. Цветаева; Сост, подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. – М.: Терра; Кн. лавка - РТР, 1997. – 336с.

  42. Шекспир В. Комедии. Хроники. Трагедии. Сонеты. В 2 т. Т. 2 / В. Шекспир; Пер. с англ.; Коммент. Д. Урнова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. – 752с. – (Бессмерт. б-ка).

  43. Шекспир У. Сонеты / У. Шекспир; Пер. с англ. – М.: Летопись, 1998. – 158с.: портр. – (Мир поэзии).


  1. Поэт Виктор Астафьев.


  1. Астафьев В.П. Записи разных лет / В.П. Астафьев // День и ночь. – 1998. – №4-5. – С.9-35. – Из содерж.: Молитва; Для романа «Прокляты и убиты»; Плач по Енисею: Стихотворения.

  2. Пороцкий В. Ах, осень, осень…: Романс/ В. Пороцкий; Ст. В. Астафьева // День и ночь. – 1995. – №4. - С.174-175.


  1. Поэты – Астафьеву.


  1. Асламов М. Бира: Виктору Астафьеву / М. Асламов // Сибирские строки: Рус. и сов. поэты о Сибири / Сост. А. Преловский. – М.: Мол. гвардия, 1984. – С.428-429.

  2. Башунов В. Вздох: [О В.П. Астафьеве] / В. Башунов // Алтайск. правда. – 2002. – 22 янв. – С.3. – (Память).

  3. Гайдук Н. Моя родная речь: В.П. Астафьеву / Н. Гайдук // Гайдук Н. И любовь, и душа, и отчизна: Избр. Стихотворения / Н. Гайдук. – Барнаул, 1994. – С.5. – (Август: Авт. альм.; №1(7)).

  4. Година Н. 1945: В.П. Астафьеву / Н. Година // День и ночь. – 2002. – №3-4. – С.129.

  5. Окуджава Б. В день свадьбы золотой / Б. Окуджава // Лит. газ. – 1995. – 25 окт. – С.3.

  6. Передреев А. Я учился писать: В. Астафьеву / А. Передреев // «Идёт война народная…»: Стихи о Великой Отечественной войне. – М.: Дет. лит., 2001. – С.244-245.

  7. Решетов А. «Не плачьте обо мне…»: Виктору Астафьеву / А. Решетов // День и ночь. – 1999. – №5-6. – С.107; То же // День и ночь. – 2002. – №3-4. – С.90.

  8. Рубцов Н. Шумит Катунь: В. Астафьеву / Н. Рубцов // Рубцов Н. Улетели листья: [Стихотворения] / Н. Рубцов. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. – С.208-209; То же // День и ночь. – 2004. – №1-2. – С.57.

  9. Савиных М. Встреча. В.П. Астафьеву: [Стихотворения] / М. Савиных// День и ночь. – 2004. – №1-2. – С.2-7.

  10. Солнцев Р. «Всё время помню о тебе…»: В.П. Астафьеву / Р. Солнцев // День и ночь. – 2003. – №1-2. – С.96.

  11. Солнцев Р. Памяти Астафьева: [Стихотворения] / Р. Солнцев // Краснояр. рабочий. – 2001. – 14 дек. – С.4.

  12. Солнцев Р. Стихи разных лет, посвящённые В.П. Астафьеву / Р. Солнцев // Прощание. Последний поклон Виктору Астафьеву. – Красноярск, 2002. – С.140-143. – Содерж.: В. А.; Старики; Памяти Астафьева.

  13. Третьяков А. В.П. Астафьеву: [Стихотворения] / А. Третьяков // Третьяков А. День сквозь деревья: Стихотворения / А. Третьяков. – Красноярск: Кн. изд-во, 1986. – С.45.

  14. Щербаков А. В Сибле, у Астафьева: Из поэт. тетр. / А. Щербаков // Краснояр. рабочий. – 1988. – 30 апр. – С.3.


Иллюстративный материал


  1. Записная книжка В.П. Астафьева: [Приводятся факсимиле любимых стихотворений писателя] // День и ночь. – 2002. – №3-4. – С. 6, 38, 56, 60, 71, 76, 80, 85, 95, 99, 113, 118, 151.

  2. Во глубине России: Виктор Астафьев: Фотоальб. / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Ярошевская; По заказу Краснояр. краевед. музея. – [Красноярск], [1994]. – 118с.: ил.

  3. Рождённый Сибирью: Фотоальб. / Ред. Г. Сысоева; Авт. вступ. ст. Г. Шлёнская. – Красноярск: Буква, 1999. – 127с.





Составители: Н.Я. Сакова,

И.П. Владимирова,

В.В. Дегтярева,

И.Ю. Ирякова



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!