СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовные и нравственные качества Герасима

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен анализ качеств Герасима, его духовные и нравсвенные качества. Приведена тема и план к сочинению.  

Просмотр содержимого документа
«Духовные и нравственные качества Герасима»

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Ляшенко Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым , для передачи психологического состояния героя.

2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

Планируемые результаты

Личностные :

  • Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.

  • Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.

  • Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

  • Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.

  • Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные :

  • умение планировать свою работу;

  • умение делать выводы;

  • овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе;

  • находить общее решение и разрешать конфликты;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение доказывать свою точку зрения.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,

  • умение анализировать художественное произведение;

  • умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;

  • понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;

  • умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

  • эстетическое восприятие произведений литературы;

  • понимание русского слова в его эстетической функции.

Организация образовательного пространства

  • Оборудование: текст рассказа

  • Межпредметные связи: литература – психология

  • Формы работы: фронтальная

Ход урока

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.» .Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I.Орг.момент (2 мин.)

II. Словарная работа (2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Стадия вызова.

III.Вступительное слово учителя (5 мин.)

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:

  • Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.

  • Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.

  • Пейзаж- описание природы в литературном произведении.

  • Интерьер- (от франц. interieur - внутренний), изображение внутренней части помещения.

  • Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла. Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.

  • Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

IV.Чтение эпиграфа. (14 мин.)

Беседа по вопросам:

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим не просто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он ни взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; «Хитрость удалась как нельзя лучше...»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это? (Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности - первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души не чаяли друг в друге... Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Барыня велела прогнать собаку со двора

-Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

V. Физкультминутка (5 мин.)

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.


VI. Подготовка к сочинению (10 мин.)

Определим тему сочинения так: «Самое замечательное лицо из челяди – дворник Герасим».

Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.


Пример сложного плана сочинения

I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?

II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».

1. Кто такой Герасим ?

2.Жизнь Герасима в городе

3.Какие поступки совершает?

4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?

5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

VII. Рефлексия (5 мин.)

-Мне больше всего удалось….

-Я могу себя похвалить за….

-Я могу похвалить одноклассников за...

VIII. Домашнее задание (2 мин.) написать сочинение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!