Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие
Ляшенко Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Предмет:
литература Класс: 5
Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым , для передачи психологического состояния героя.
2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.
3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.
Планируемые результаты
Личностные :
Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.
Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.
Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.
Метапредметные
Познавательные:
Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.
Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные :
умение планировать свою работу;
умение делать выводы;
овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение доказывать свою точку зрения.
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,
умение анализировать художественное произведение;
умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.
В ценностно-ориентационной сфере:
умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.
В эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции.
Организация образовательного пространства
Оборудование: текст рассказа
Межпредметные связи: литература – психология
Формы работы: фронтальная
Ход урока
«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.» .Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
I.Орг.момент (2 мин.)
II. Словарная работа (2 мин.)
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Стадия вызова.
III.Вступительное слово учителя (5 мин.)
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:
Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.
Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.
Пейзаж- описание природы в литературном произведении.
Интерьер- (от франц. interieur - внутренний), изображение внутренней части помещения.
Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла. Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.
Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.
Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.
Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
IV.Чтение эпиграфа. (14 мин.)
Беседа по вопросам:
- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим не просто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он ни взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
- В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
- Как это стало известно барыне?
- Как отреагировала барыня?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
Зачитать в тексте; «Хитрость удалась как нельзя лучше...»
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это? (Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности - первая нравственная победа была одержана Герасимом.
- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души не чаяли друг в друге... Если бы...
- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?
Барыня велела прогнать собаку со двора
-Какое решение принимает Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
V. Физкультминутка (5 мин.)
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
VI. Подготовка к сочинению (10 мин.)
Определим тему сочинения так: «Самое замечательное лицо из челяди – дворник Герасим».
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим ?
2.Жизнь Герасима в городе
3.Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
VII. Рефлексия (5 мин.)
-Мне больше всего удалось….
-Я могу себя похвалить за….
-Я могу похвалить одноклассников за...
VIII. Домашнее задание (2 мин.) написать сочинение