Конспект урока по обществознанию
10 класс по теме «Духовный мир личности»
Цель:
сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления.
Задачи урока:
познакомить учащихся с понятием духовного мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;
воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции;
развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.
Основные понятия: духовный мир, духовность, мировоззрение, категорический императив.
Тип урока: комбинированный.
Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал.
План урока:
Организационный момент (мотивация).
Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)
Актуализация знаний и целеполагание.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление.
Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.
Организация домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент
Вступительная беседа: - На данном учебном занятии нам предстоят серьезные разговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)
- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство)
Проверка знаний по пройденной теме
Давайте вспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим на вопросы:
Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?
Какие ценности включает духовная культура современного общества?
Какие особенности характеризуют различные типы культуры?
Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.
Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?
Актуализация знаний и целеполагание
Нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Чем духовный человек отличается от бездуховного?
Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого
«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».
Изучение нового материала
Человек как духовное существо.
Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
- Как вы понимаете слова писателя?
Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.
- Что же включает в себя духовный мир человека?
ДУХОВНОСТЬ | БЕЗДУХОВНОСТЬ |
Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. | Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира. |
Давайте с вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ
Духовные ориентиры личности
Работа с материалом учебника (Духовные ориентиры личности)
Составление блок-схемы на доске

Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4) представления;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Выступление обучающегося с защитой проекта «Духовные ориентиры личности моего любимого персонажа (по страницам русской классики)»
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение
Как вы понимаете, что такое мировоззрение?
- Давайте запишем определение.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.
Давайте вспомним Чичикова ( Н.В. Гоголь «Мёртвые души»), Ивана Флягина ( Н.С.Лесков « Очарованный странник»), профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»). У них одинаковый тип мировоззрения?
1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
Составление блок-схемы на доске

- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждение вопроса)
Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.
Первичное закрепление
1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.
- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?
2. Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?
«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведении я спросил у философа:
-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».
3. Используя слова, дополните модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.
4. От чего зависит формирование духовного мира человека?
(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)
Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов
Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Организация домашнего задания
Домашнее задание: § 11 Ответы на вопросы и выполнение заданий параграфа по желанию эссе «Мои духовные ориентиры»
Рефлексия
Закончить предложения:
• Мне было интересно ...
• Я узнал, что ...
• Я понял, что ...
• Вспомните, как вы работали на занятии.
• Какие ощущения были у вас на занятии?
• С какими ощущениями вы пойдете домой?