СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовный мир личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обществознание 10 класс, раздел "Общество как мир культуры". тема "Духовный мир личности".

Просмотр содержимого документа
«Духовный мир личности»

Духовный мир личности Решетова Л.Н. Приморский край Надеждинский район.

Духовный мир личности

Решетова Л.Н.

Приморский край

Надеждинский район.

План урока 1.Человек как духовное существо. 2.Духовные ориентиры личности. 3.Мировоззрение и его роль в жизни человека.

План урока

1.Человек как духовное существо.

2.Духовные ориентиры личности.

3.Мировоззрение и его роль в жизни человека.

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Л.Н.Толстой

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Л.Н.Толстой

Мораль Это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов Задача морали разграничить добродетель и порок Источники морали: Заповеди Будды, Конфуция, Моисея, Иисуса Христа, Магомета Священные книги: Библия, Коран, Тора Массовая житейская практика:  Добродетель, свобода, любовь, честность великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И.КАНТА-Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты можешь желать. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ-Не делай другому того, чего не желаешь себе. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Мораль

Это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов

Задача морали разграничить добродетель и порок

Источники морали:

Заповеди Будды, Конфуция, Моисея, Иисуса Христа, Магомета

Священные книги: Библия, Коран, Тора

Массовая житейская практика: Добродетель, свобода, любовь, честность великодушие, доброта, трудолюбие, скромность,

верность, милосердие.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И.КАНТА-Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты можешь желать.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ-Не делай другому того, чего не желаешь себе. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Важнейшие элементы духовности

Важнейшие элементы духовности

МОДЕЛЬ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ   1.Социализация 2.Деятельность 3.Поведение 4.Свобода воли 5.Социальный компонент -способности -потребности -характер 6.Духовный компонент -мировоззрение -убеждение -культурный диапазон 7.Биологический компонент -потребности -темперамент -задатки

МОДЕЛЬ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ

1.Социализация

2.Деятельность

3.Поведение

4.Свобода воли

5.Социальный компонент

-способности

-потребности

-характер

6.Духовный компонент

-мировоззрение

-убеждение

-культурный диапазон

7.Биологический компонент

-потребности

-темперамент

-задатки

 Духовный мир и духовность   Понятие «дух», «духовное» в сознании людей связывается с представлениями о высших целях  и смысле жизни, о нравственном облике личности . Духовный мир человека – внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления. Дух, духовная жизнь отличают человека  от других  живых существ.

Духовный мир и духовность

Понятие «дух», «духовное» в сознании людей связывается с представлениями о высших целях и смысле жизни, о нравственном облике личности .

Духовный мир человека – внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления.

Дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ.

 Духовный мир и духовность   Есть различные точки зрения на патриотизм и его роль в обществе «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго назвал это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом». (П.А.Вяземский (1792-1878) русский историк, публицист, переводчик, государственный деятель) «Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». (А.И.Герцен (1812-1870) русский публицист, революционер, писатель, педагог, философ)

Духовный мир и духовность

Есть различные точки зрения на патриотизм и его роль в обществе

«Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго назвал это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом». (П.А.Вяземский (1792-1878) русский историк, публицист, переводчик, государственный деятель)

«Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». (А.И.Герцен (1812-1870) русский публицист, революционер, писатель, педагог, философ)

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством духовностью. Человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».   Федотов Г П (1886-1951)

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь,

обладает важным личностным качеством

  • духовностью.

Человек у которого духовная жизнь мало

развита – бездуховен.

«Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Федотов Г П

(1886-1951)

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ 1) предметы и явления как материального, так и духовного характера, способные удовлетворять какие-либо потребности людей; 2) общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни (социальные Ц.);  3) идеалы отдельной личности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

1) предметы и явления как материального, так и духовного характера, способные удовлетворять какие-либо потребности людей;

2) общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни (социальные Ц.);

3) идеалы отдельной личности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения.

Духовное производство Два мира есть у человека- Один – который нас творил Другой – который мы от века Творим по мере наших сил… Н.Заболоцкий. достижение результатов умственной деятельности в различных формах формах которые включают идеи, образы и чувства. Характерные черты духовного производства: -Духовное производство связано с материальным -Духовное производство является профессиональной деятельностью -Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения.

Духовное производство

Два мира есть у человека-

Один – который нас творил

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил… Н.Заболоцкий.

достижение результатов умственной деятельности в различных формах формах которые включают идеи, образы и чувства.

Характерные черты духовного производства:

-Духовное производство связано с материальным

-Духовное производство является профессиональной деятельностью

-Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения.

ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ  ДУХОВНОСТИ УСВОЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ :  ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ- СОЗДАЕТ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ: Мораль Патриотизм Гражданственность Мировоззрение

ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОСТИ

УСВОЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ : ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ- СОЗДАЕТ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ:

Мораль

Патриотизм

Гражданственность

Мировоззрение

Совесть-внутренний регулятор нашего поведения Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести

Совесть-внутренний регулятор нашего поведения

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми

Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести

Как человек велик – Титан и гений Главенствует он даже в стратосфере Великий автор красочных творений, Прославленный в своей любви и вере. Как человек ничтожен – Жертва лени, поверить он готов любой химере Каких не совершал он преступлений, Позором упиваясь в полной мере Живой и слабый падал он, скорбя, В пути добро и зло своим умом Он сочетал и различал от века. НАЙТИ СЕБЯ, ОТРЕЧЬСЯ ОТ СЕБЯ И ВСЕ-ТАКИ ПОЗНАТЬ В СЕБЕ САМОМ ВЕЛИЧЬЕ И НИЧТОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА… (Б. Брехт)

Как человек велик –

Титан и гений

Главенствует он даже в стратосфере

Великий автор красочных творений,

Прославленный в своей любви и вере.

Как человек ничтожен –

Жертва лени, поверить он готов любой химере

Каких не совершал он преступлений,

Позором упиваясь в полной мере

Живой и слабый падал он, скорбя,

В пути добро и зло своим умом

Он сочетал и различал от века.

НАЙТИ СЕБЯ, ОТРЕЧЬСЯ ОТ СЕБЯ

И ВСЕ-ТАКИ ПОЗНАТЬ В СЕБЕ САМОМ

ВЕЛИЧЬЕ И НИЧТОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА…

(Б. Брехт)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. МИРОВЗЗРЕНИЕ - СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК, НОРМ, УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ: ТЕОЦЕНТРИЗМ, ПРИРОДОЦЕНТРИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ. ИНОГДА ДЕЛЯТ НА ПРОГРЕССИВНОЕ И РЕАКЦИОННОЕ. ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ОПИРАЕТСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ДОСТОИНСТВА: -НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ -РЕАЛЬНОСТЬ. -СВЯЗЬ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ. НЕДОСТАТКИ: ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА В НАУКЕ НЕ ЗАНЯЛО ДОЛЖНОГО МЕСТА. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

МИРОВЗЗРЕНИЕ - СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК, НОРМ, УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ:

ТЕОЦЕНТРИЗМ, ПРИРОДОЦЕНТРИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ. ИНОГДА ДЕЛЯТ НА ПРОГРЕССИВНОЕ И РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ОПИРАЕТСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ДОСТОИНСТВА:

-НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

-РЕАЛЬНОСТЬ.

-СВЯЗЬ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ.

НЕДОСТАТКИ: ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА В НАУКЕ НЕ ЗАНЯЛО ДОЛЖНОГО МЕСТА.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Цели мировоззрения 1. обеспечивает целостность общества, выступая объединяющим фактором 2. воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию Состав  мировоззрения: Знания Эмоции Нормы и ценности Поступки Отношение человека к миру в целом Место и назначение человека в окружающем мире Познание и преобразование мира

Цели мировоззрения

1. обеспечивает целостность общества, выступая объединяющим фактором

2. воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию

Состав мировоззрения:

Знания

Эмоции

Нормы и ценности

Поступки

Отношение человека к миру в целом

Место и назначение человека в окружающем мире

Познание и преобразование мира

 Отличие МИРОВОЗЗРЕНИЯ от других элементов духовного мира человека:     Представляет собой взгляд человека на мир  в целом. Отражает отношение человека к окружающему миру. Классификация типов мировоззрения: 1.Приоритет отдается божественным силам – теоцентризм 2 . Приоритет отдается человеку - антропоцентризм 3. Приоритет отдается природе – природоцентризм 4.Приоритет отдается обществу - социоцентризм 5.Приоритет отдается науке - наукоцентризм

Отличие МИРОВОЗЗРЕНИЯ от других элементов духовного мира человека:

Представляет собой взгляд человека на мир в целом.

Отражает отношение человека к окружающему миру.

Классификация типов мировоззрения:

1.Приоритет отдается божественным силам – теоцентризм

2 . Приоритет отдается человеку - антропоцентризм

3. Приоритет отдается природе – природоцентризм

4.Приоритет отдается обществу - социоцентризм

5.Приоритет отдается науке - наукоцентризм

Роль мировоззрения в деятельности людей   Дает ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности Позволяет выбрать лучший путь для их достижения Помогает различать ценности истинные и мнимые Мировоззрение, миропонимание, миросозерцание-это Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, выражающее отношение человека к миру Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества

Роль мировоззрения в деятельности людей

Дает ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности

Позволяет выбрать лучший путь для их достижения

Помогает различать ценности истинные и мнимые

Мировоззрение, миропонимание, миросозерцание-это

Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, выражающее отношение человека к миру

Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества

Менталитет человека МЕНТАЛИТЕТ- ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СКЛАД , ВОЗНИКШИЙ НА БАЗЕ КУЛЬТУРЫ, ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО ОПЫТА, КОТОРЫЙ ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНТАЛИТЕТ В ОСНОВНОМ ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЕ, НО ГОВОРЯТ О МЕНТАЛИТЕТЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО СЛОЯ, ПРОФЕССИИ. МЕНТАЛИТЕТ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ НАРОДОВ: «РУССКАЯ ДУША» НАУКА ЭТНОЛОГИЯ СТРЕМИТСЯ НАЙТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ.

Менталитет человека

МЕНТАЛИТЕТ- ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СКЛАД , ВОЗНИКШИЙ НА БАЗЕ КУЛЬТУРЫ, ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО ОПЫТА, КОТОРЫЙ ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕНТАЛИТЕТ В ОСНОВНОМ ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЕ, НО ГОВОРЯТ О МЕНТАЛИТЕТЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО СЛОЯ, ПРОФЕССИИ.

МЕНТАЛИТЕТ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ НАРОДОВ: «РУССКАЯ ДУША»

НАУКА ЭТНОЛОГИЯ СТРЕМИТСЯ НАЙТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ.

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ  - способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом; мировоззрение; психология.

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ

- способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом; мировоззрение; психология.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!