Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»
Полысаевский городской округ
ДУХОВНЫЙ СВЕТ СТРАНИЦ ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
СМИРНОВ ВАДИМ
6 В
Надо… утешаться, очищаться, лечиться им.
И. А. Ильин
Изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: лето - самая тёплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и словосочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет . Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, радость бытия. Таким летним благословенным днём, по мнению И. С. Шмелёва, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом – светом Божественного присутствия.
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ
Мы идем от всенощной, и Горкин все напевает любимую молитвочку — «…благодатная Мария, Господь с Тобою…». Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых.
Благовещенье… и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет.
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
А какой-то завтра денёчек будет?..
— Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошёл. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Её так и повелось.
… Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тёпленькое у меня в руках.
И ни одной-то не видно звёздочки!
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
Говорят о воде: большая вода, беречься надо.
— Нонче будет из вод вода, кока весна-то!
Небо до того чистое, зеленовато-голубое, … самое Богородичкино небо…
такой-то везде разлив, чуть было
не утоп под Сетунькой!
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
РОЖДЕНИЕ ХРИСТА
РОЖДЕСТВО СВЯТКИ
Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего — подскажет сердце.
Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче… А мороз такой, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы — к Рождеству… Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. А площадь эта… — как бы тебе сказать?.. — да попросторней будет, чем… Эйфелева-то башня… И вся — в санях.
Широка Россия, — без весов, на глаз… Народ гуляет…
Морозная Россия, а… тепло!.. В Сочельник, под
Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили,
из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши,
шепталы… Ставили под образа, на сено… Почему?.. А
будто — дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях.
Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах
лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то!..
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
… Звёздный звон, певучий, — плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.
Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество Твоё,
Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет. Идёшь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Я помню:
И пусть ничто-с за этот Праздник
Не омрачает торжества!
Поднес почтительно-с проказник
В сей день Христова Рождества!
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне —
Христос рождается — славите!
Христос с небес — срящите! —
слышится хруст морозный.
Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество.
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
КРЕЩЕНИЕ
— Крещенской водицы возьмём в сосудик. Прошлогоднюю свечку у образов истеплим, а эту, новенькую, с серебрецом лоскутик, освятим, и будет она тут вот стоять, гляди…
Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
(И. Шмелёв, «Лето Господне»)
На расчищенном синеватом льду стоит на четырёх столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань… Из-под кремлёвской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая чёрная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик
протодиакона. Говорят — «погружают крест!».
Слышу знакомое — «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе,
Господи-и…» — и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит —
«пушки, гляди, палят!» Прыгают из зубцов черные клубы
дыма, и из них молнии… И радостно, и страшно. Крестный
ход уходит назад под стены. (И. Шмелёв, «Лето Господне»)
Каким же был человек, показавший нам Православную Русь – из сердечной глубины
верующего ребёнка?
И. С. Шмелёв считает, что главная роль в
становлении ребёнка принадлежит семье, её
духовным традициям, святыням.
Мир Божий – это богатый мир: «У Бога всего
много». Лето Господне всегда благодатно.
Православие у Шмелёва несёт идеалы
святости, добра и красоты. Писатель говорит о даре православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры свой быт и труд, природу и смерть… Таков дух Руси.
Это уже не литература…Это душа просит.
Это утоление голода духовного.