СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовный свет страниц повести И. Шмелёва "Лето Господне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован на уроке литературы в 6 классе (УМК Б. Ланина; ФГОС), а также на уроках МХК (6 класс)

Просмотр содержимого документа
«Духовный свет страниц повести И. Шмелёва "Лето Господне"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов» Полысаевский городской округ   ДУХОВНЫЙ СВЕТ СТРАНИЦ ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» СМИРНОВ ВАДИМ 6 В

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»

Полысаевский городской округ

 

ДУХОВНЫЙ СВЕТ СТРАНИЦ ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

СМИРНОВ ВАДИМ

6 В

Надо… утешаться, очищаться, лечиться им. И. А. Ильин

Надо… утешаться, очищаться, лечиться им.

И. А. Ильин

Изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: лето - самая тёплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и словосочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет . Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, радость бытия. Таким летним благословенным днём, по мнению И. С. Шмелёва, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом – светом Божественного присутствия.

Изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: лето - самая тёплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и словосочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет . Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, радость бытия. Таким летним благословенным днём, по мнению И. С. Шмелёва, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом – светом Божественного присутствия.

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

Мы идем от всенощной, и Горкин все напевает любимую молитвочку — «…благодатная Мария, Господь с Тобою…». Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых. Благовещенье… и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Мы идем от всенощной, и Горкин все напевает любимую молитвочку — «…благодатная Мария, Господь с Тобою…». Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых.

Благовещенье… и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет.

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

  А какой-то завтра денёчек будет?.. —  Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошёл. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Её так и повелось. … Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тёпленькое у меня в руках. И ни одной-то не видно звёздочки! (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

А какой-то завтра денёчек будет?..

—  Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошёл. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Её так и повелось.

Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тёпленькое у меня в руках.

И ни одной-то не видно звёздочки!

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Говорят о воде: большая вода, беречься надо.  — Нонче будет из вод вода, кока весна-то! Небо до того чистое, зеленовато-голубое, … самое Богородичкино небо… такой-то везде разлив, чуть было не утоп под Сетунькой! (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Говорят о воде: большая вода, беречься надо.

 — Нонче будет из вод вода, кока весна-то!

Небо до того чистое, зеленовато-голубое, … самое Богородичкино небо…

такой-то везде разлив, чуть было

не утоп под Сетунькой!

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

 РОЖДЕНИЕ ХРИСТА РОЖДЕСТВО  СВЯТКИ

РОЖДЕНИЕ ХРИСТА

РОЖДЕСТВО СВЯТКИ

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего — подскажет сердце. Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче… А мороз такой, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы — к Рождеству… Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. А площадь эта… — как бы тебе сказать?.. — да попросторней будет, чем… Эйфелева-то башня… И вся — в санях.  Широка Россия, — без весов, на глаз… Народ гуляет…  Морозная Россия, а… тепло!.. В Сочельник, под  Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили,  из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши,  шепталы… Ставили под образа, на сено… Почему?.. А  будто — дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях.  Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах  лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то!..  (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего — подскажет сердце.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче… А мороз такой, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы — к Рождеству… Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. А площадь эта… — как бы тебе сказать?.. — да попросторней будет, чем… Эйфелева-то башня… И вся — в санях.

Широка Россия, — без весов, на глаз… Народ гуляет…

Морозная Россия, а… тепло!.. В Сочельник, под

Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили,

из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши,

шепталы… Ставили под образа, на сено… Почему?.. А

будто — дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях.

Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах

лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то!..

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

 … Звёздный звон, певучий, — плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.  Рождество Твоё,  Христе Боже наш,  Возсия мирови Свет Разума… И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет. Идёшь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Я помню:  И пусть ничто-с за этот Праздник  Не омрачает торжества!  Поднес почтительно-с проказник  В сей день Христова Рождества! (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Звёздный звон, певучий, — плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.

Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твоё,

Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет. Идёшь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Я помню:

И пусть ничто-с за этот Праздник

Не омрачает торжества!

Поднес почтительно-с проказник

В сей день Христова Рождества!

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне —  Христос рождается — славите!  Христос с небес — срящите! — слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне —

Христос рождается — славите!

Христос с небес — срящите! —

слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество.

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

КРЕЩЕНИЕ —  Крещенской водицы возьмём в сосудик. Прошлогоднюю свечку у образов истеплим, а эту, новенькую, с серебрецом лоскутик, освятим, и будет она тут вот стоять, гляди… Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

КРЕЩЕНИЕ

—  Крещенской водицы возьмём в сосудик. Прошлогоднюю свечку у образов истеплим, а эту, новенькую, с серебрецом лоскутик, освятим, и будет она тут вот стоять, гляди…

Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

(И. Шмелёв, «Лето Господне»)

На расчищенном синеватом льду стоит на четырёх столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань… Из-под кремлёвской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая чёрная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик  протодиакона. Говорят — «погружают крест!».  Слышу знакомое — «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе,  Господи-и…» — и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит —  «пушки, гляди, палят!» Прыгают из зубцов черные клубы  дыма, и из них молнии… И радостно, и страшно. Крестный  ход уходит назад под стены. (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

На расчищенном синеватом льду стоит на четырёх столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань… Из-под кремлёвской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая чёрная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик

протодиакона. Говорят — «погружают крест!».

Слышу знакомое — «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе,

Господи-и…» — и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит —

«пушки, гляди, палят!» Прыгают из зубцов черные клубы

дыма, и из них молнии… И радостно, и страшно. Крестный

ход уходит назад под стены. (И. Шмелёв, «Лето Господне»)

Каким же был человек, показавший нам Православную Русь – из сердечной глубины  верующего ребёнка?  И. С. Шмелёв считает, что главная роль в  становлении ребёнка принадлежит семье, её  духовным традициям, святыням.  Мир Божий – это богатый мир: «У Бога всего  много». Лето Господне всегда благодатно.  Православие у Шмелёва несёт идеалы  святости, добра и красоты. Писатель говорит о даре православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры свой быт и труд, природу и смерть… Таков дух Руси. Это уже не литература…Это душа просит. Это утоление голода духовного.

Каким же был человек, показавший нам Православную Русь – из сердечной глубины

верующего ребёнка?

И. С. Шмелёв считает, что главная роль в

становлении ребёнка принадлежит семье, её

духовным традициям, святыням.

Мир Божий – это богатый мир: «У Бога всего

много». Лето Господне всегда благодатно.

Православие у Шмелёва несёт идеалы

святости, добра и красоты. Писатель говорит о даре православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры свой быт и труд, природу и смерть… Таков дух Руси.

Это уже не литература…Это душа просит.

Это утоление голода духовного.