2) Актуализация знаний Задача: актуализировать знания о творчестве Д.Б. Кабалевского. | Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы закрепления и повторения изученного материала Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Методы формирования ответственности и обязательности Методы музыкального воспитания: | - Ребята, помните ли вы, творчество какого композитора вы изучали на прошлом уроке? (Дмитрия Борисовича Кабалевского). - Кто помнит, как назывались произведения, которые вы слушали? (Клоуны, Карусель, Кавалерийская) - Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как звучат эти произведения, но вам нужно будет самим назвать, как называется прозвучавшее произведение. Кавалерийская - Какое произведение мы только что прослушали? На прошлом уроке вы говорили, что представляете под него скачущих лошадей. Это композиция «Кавалерийская», верно. Клоуны - Как называется это произведение? (Клоуны). - Давайте вспомним, как звучит третье произведение Карусель - И как называется это произведение? Карусель, верно. - Мы вспомнили музыкальные произведения Дмитрия Борисовича Кабалевского. -А что вы делали на прошлом уроке во время того, как слушали данные произведения? (заполняли таблицу со средствами выразительности) - Да, вы определяли средства выразительности, и одним из средств был лад. Сегодня я предлагаю вам лучше разобраться в том, что же такое лад. А также мы затронем особую тему – как музыка может быть связана с природой. - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Тема будет звучать так: «Да лада. Природа и музыка». - Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? - Спасибо за ваши предположения, давайте посмотрим, какие задачи мы выделили. Познакомиться с понятием «лад». Узнать, какие бывают лады. Изучить, как два лада звучат в музыке | Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют учебные действия), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач) Предметные: обучающиеся знают музыкальные произведения Д.Б. Кабалевского |
3) Решение проблемы Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования Методы формирования ответственности и обязательности | - …, прочитай, пожалуйста, 1 задачу. - Для решения этой задачи мы зайдём немного издалека и вернёмся к древним временам. Посмотрите, на слайде находится картина под названием «Два лада». Эту картину написал художник Михаил Нестеров. - Что изображено на картине? - Ребята, как вы уже обратили внимание, здесь изображены две пары – пара лебедей и пара людей. Людям известна лебединая верность – птицы выбирают себе пару на всю жизнь и не могут жить друг без друга. Это называют гармонией отношений. Люди тоже должны стремиться к гармоничным, дружным, ладным отношениям. Говорят, что лад – это особое согласие чувств, дополнение друг друга. Поэтому и есть выражение «ладить друг с другом», значит дружно жить вместе. - Я предлагаю вам послушать легенду, которая легла в основу этой картины. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. (организуем просмотр видеофрагмента) - Ребята, что обозначало понятие «лад» раньше? (особое согласие чувств, дополнение друг друга) - Как вы знаете, в музыке тоже существует понятие лад. Именно оно определяет, как звучит произведение – более восторженно, твёрдо и радостно или более печально, тихо и мягко. Как вы думаете, что такое лад? - Обобщая все ваши домыслы, можно сказать, что лад – это характер музыкального произведения. - Ребята, выполнили ли мы 1 задачу нашего урока, познакомились с понятием лад? Давайте отметим её ноткой. - …, прочитай, пожалуйста, вторую задачу. - Ребята, мы уже выяснили, что лад – это характер музыкального произведения, или, говоря проще, его настроение. Вы уже умеете определять настроение музыкального произведения. Какое оно может быть? (грустное, весёлое, восторженное, трагичное) - Как вы думаете, а на какие две группы можно условно поделить все виды настроения? (грустное и радостное) - Музыкальный характер – лад – тоже делится на подобные группы, только они называются по-своему – мажор и минор. В переводе с итальянского мажор означает «твёрдый», а минор «мягкий». Как вы думаете, какое настроение относится к мажорному ладу? А к минорному? Обратите внимание на слайд, давайте проверим ваши предположения. - Итак, какие бывают лады? (мажор и минор) Что значит мажор? (мягкий) а минор? (твердый) - Ребята, выполнили ли мы 2 задачу нашего урока? Давайте отметим её ноткой. | Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно)), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). Предметные: обучающиеся знают, что такое лад |
4) Первичное закрепление Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач. | Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования Методы формирования ответственности и обязательности Методы музыкального воспитания: Метод развития навыков хорового пения Сочинение уже сочиненного Метод сходства и различия Обучение слушанию музыки | - …, прочитай, пожалуйста, третью задачу. - То, как звучат мажор и минор, мы рассмотрим в произведениях Георгия Васильевича Свиридова. Обратите внимание на слайд – это его портрет. Этот великий композитор прошлого века является нашим соотечественником. Родился он в 1915 году. Он с детства увлекался музыкой, а его первым музыкальным инструментом была балалайка, позже он научился играть на пианино. Георгий Свиридов известен по всему миру, а благодаря своему тонкому слуху он мог запомнить услышанную им мелодию и сыграть ее без единой ошибки. Георгий Васильевич Свиридов может по праву называться великим человеком и талантливым музыкантом. - Сегодня мы прослушаем два произведения Георгия Свиридова, которые называются «Весна» и «Осень», обсудим их и заполним таблицу со средствами выразительности, которая сейчас у нас на слайде. - Давайте повторим их. …, прочитай, пожалуйста, какие средства выразительности указаны в таблице. - Ребята, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении? - Как характеризуем темп? - Как характеризуем динамику в произведении? - Как мы можем охарактеризовать лад? - Как мы можем охарактеризовать регистр в музыкальном произведении? Средства выразительности | «Весна» | «Осень» | Мелодия | Плавная | Плавная | Темп | Умеренный | Медленный | Динамика | Умеренная | Тихая | Лад | Мажор | Минор | Регистр | Высокий | Средний | - Сейчас мы прослушаем произведение «Весна». Во время прослушивания, пожалуйста, подумайте, как можно заполнить второй столбик нашей общей таблицы. (прослушивают музыкальное произведение) - Какие чувства у вас вызвало это произведение? - Давайте попробуем охарактеризовать произведение с помощью средств музыкальной выразительности. Итак, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении «Весна»? (ответы детей) …, запиши, пожалуйста, свой ответ на доске в ячейке мелодии произведения «Весна». (показываю указкой) (даём характеристику каждому средству выразительности и записываем в ячейки транслируемой через проектор на доску таблицы) - После анализа этого произведения, как вы думаете, какой мы можем сделать вывод? (средствами музыкальной выразительности композитор изобразил картину весенней природы) - Предлагаю вам размяться перед дальнейшей работой. Давайте встанем и сделаем весеннюю физминутку. - Солнце засветило, (руки через середину поднять) Сугробы растопило (руки через середину опустить) Теплую погоду принесла весна (руки в сторону) Грачи к нам прилетают, (махи руками) И еж с медведем знают: Пора им просыпаться, (подтянуться) Весною любоваться! - Отлично, ребята, можете присаживаться. - Перед тем, как прослушать произведение «осень», предлагаю вам самим предположить, как будет звучать эта мелодия. Представим себя в роли композиторов и попробуем «сочинить уж сочиненное произведение». - Как вы думаете, мелодия будет прерывистая или плавная? Динамика громкая или тихая? А какой будет лад: мажор или минор? (ответы детей) - Давайте прослушаем произведение и проверим ваши предположения после этого. (прослушивают музыкальное произведение) - Итак, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении «Осень»? (ответы детей) …, запиши, пожалуйста, свой ответ на доске в ячейке мелодии произведения «Осень». (показываю указкой) (даём характеристику каждому средству выразительности и записываем в ячейки транслируемой через проектор на доску таблицы) - После анализа этого произведения, как вы думаете, какой мы можем сделать вывод? (средствами музыкальной выразительности композитор изобразил картину осенней природы) - Ребята, мы уже провели весеннюю физминутку, давайте сделаем и для осени физминутку тоже. - Ходит осень по дорожке Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя) Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз) Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! -Посмотрите на картины весны и осени. Что вы можете сказать о картине весны? Какими красками художник передает образ весны? Какое настроение у вас вызывает эта картина? - А как изображена осень? Она более тусклая, мы как будто смотрим вдаль. - В рисовании тоже используются различные средства, чтобы передать настроение. - Давайте еще раз прослушаем ОБА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, таблица на доске поможет вам проследить за средствами музыки, а картины в учебнике проиллюстрируют музыкальные произведения «Весна» и «Осень». Итак – слушаем, смотрим, наблюдаем. - Ребята, вспомните, какую песню вы разучивали на прошлом уроке? - Сейчас мы с вами продолжим разучивать песню «Вместе весело шагать». Вы уже знаете два куплета, поэтому мы разучим третий куплет, а потом споем всю песню. - Разберём текст третьего куплета: (зачитываем текст детям) Предлагаю все вместе прочитать текст в ритме мелодии шепотом, четко произнося слова. - Нам счастливую тропинку выбрать надобно, Раз дождинка, два дождинка - будет радуга, Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, Раз словечко, два словечко - будет песенка. - Ребята, есть ли здесь слова, которые вам непонятны? Что такое «надобно»? - Давайте споём этот куплет. (вместе с детьми пропеваем куплет под фонограмму, дирижируем руками) - Отлично, ребята, давайте споём песню целиком, стоя межу рядами как концерте. Спойте радостно, выразительно, с бодрым настроением, так как песня написана в МАЖОРЕ! (вместе с детьми пропеваем песню под фонограмму, дирижируем руками) - Ребята, мы закончили разучивание этой песни, и теперь вы знаете её целиком. Давайте поаплодируем себе. - Ребята, выполнили ли мы 3 задачу? Что мы для этого сделали? | Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о музыкальных произведениях Г.В.Свиридова «Весна» и «Осень», знают, что такое лад, умеют определять средства выразительности: мелодия, темп, динамика, лад, регистр. |
5) Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. | Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования Методы формирования ответственности и обязательности Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности | - Ребята, мы выполнили все задачи. Давайте вспомним, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? (Георгий Васильевич Свиридов) - Какие произведения прослушали? («Весна» и «Осень») - А какие бывают лады? (мажор и минор) - Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю похлопать в ладоши тем, кому на уроке было все понятно и у кого все получилось, и потопать тем, кто ничего не понял, и у кого ничего не получилось. - Спасибо, хлопали вы громче, чем топали, а это значит, что у большинства сегодня все получилось. - Я благодарю вас за урок, до свидания. | Личностные: обучающиеся демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух; демонстрируют освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач) Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о музыкальных произведениях Г.В.Свиридова «Весна» и «Осень», знают, что такое лад. |