СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два лада. Природа и музыка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки по программе Е.Д. Критской, Г.П. Шмагиной для 2-го класса по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Два лада. Природа и музыка.»

План - конспект урока



Тема урок _Два лада. Природа и музыка._______________________________________________________________

Цель: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с музыкальными произведениями.

Задачи:

1.Обучающие: подготовка детей к усвоению материала и введение посредством осознанно-выразительного отношения к музыке; закрепление понятий “лад”, “мажор”, “минор” в процессе слушания музыки; учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

2. Развивающая: развитие музыкального и ладового слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитательная: воспитание интереса к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности; воспитание любви к родной природе.

Методы: деятельностный, объяснительно – иллюстративный, опережения и возвращения к пройденному, нравственно-эстетического познания музыки, побуждение к сопереживанию.








Этапы работы

Содержание этапа


Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

Цели

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.



2.










































3.













































4.



















































5.



















6.


Организационный момент

Подготовка к усвоению нового учебного материала.


























Усвоение нового учебного материала.










































Первичная проверка понимания учащимися нового материала.













































Закрепление новых знаний.



















Рефлексия.

















Психологи-ческий настрой на работу.







Создание проблемной ситуации.































Введение новых музыкальных понятий





















.




























































































Подведение итогов












Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте ребята!

- Прозвенел звонок!

- Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Скажите, как мы должны работать, чтобы у нас все получилось?

- Значит, мы будем не только внимательно слушать, думать, но и, конечно же, рассуждать. Согласны?

- Послушайте, что я вам сейчас прочитаю.

(Чтение припева песни с переставленными словами)

- Вижу, вы удивлены? Почему?


- А как называется эта песня?

- Правильно! Посмотрите, что случилось с одним из персонажей этой песни. (на доске разрезанная и неправильно собранная картинка)

- Действительно части картинки в беспорядке, между ними, как и между словами песни разлад, что означает отсутствие порядка, раздор, разногласие (написать слово на доске)

- Давайте наведём порядок в словах и в изображении, чтобы понять смысл песни и увидеть, что изображено на картинке. (правильно складываем картинку и читаем слова песни)

- Можем мы сказать, что сейчас в словах песни и в изображении персонажа лад?

- Скажите, кому-нибудь из вас уже знакомо слово Лад?

- Как вы думаете, что мы можем о нем сегодня ещё узнать?


- Сейчас я вам дам разные определения слова “ЛАД”

Ваша задача - прочитать все значения этого слова и выбрать те, которые имеют непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам. (делятся на 6 групп, работают с карточками 1-2 минуты)

- Работа завершена. Какие значения слова “лад”, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока?


- Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь.

- В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, Лад – это порядок в музыке, согласованность музыкальных звуков между собой.

И сейчас давайте споём Песню Маши и Вити красиво и ладно. А чтобы у нас получилось, сделаем несколько упражнений на дыхание и распоёмся.

- Давайте разыграем песню по ролям.

( добиваться чёткой дикции, протяжности и округлости звучания)



- У нас в учебнике на стр. 118-119 есть легенда о двух ладах. Давайте её прочитаем и рассмотрим картину.

( Обсуждение картины. Кто нарисован на картине? Какая природа изображена? Какой художник нарисовал русский или зарубежный? )

- В музыке тоже существует два лада: мажор и минор. Они выражают разное настроение музыкальных произведений.

Художник выражает своё настроение красками, а композитор ладами.

- На следующем развороте учебника две картины Борисова – Мусатова. Какое время года на них изображено? Какие краски использовал художник для изображения весны?



- А для изображения осени?


- Сейчас мы услышим какими «музыкальными красками» передаёт образ весны и осени русский композитор Г.Свиридов. (Слушаем «осень» )

- Какое время года в этой пьесе?

- Какая музыка по характеру?



- Какой музыкальный лад передаёт этот характер?

- Какие инструменты использовал композитор для передачи этого образа?

- Правильно, а сейчас давайте сравним музыку осени с музыкой весны. (слушаем пьесу «весна»)

- Какая по характеру музыка передаёт весеннее настроение?


- Какой музыкальный лад в этой пьесе?

- Какие инструменты в этой пьесе вы услышали?

А есть что-то общее в мелодиях этих пьес?

- Посмотрите на нотные примеры этих пьес в рабочей тетради (стр.28) они одинаковые, но звучат по разному. Сейчас я вам их сыграю на фортепиано, а вы обведите красным карандашом те ноты, которые меняют окраску.

- Сколько нот вы обвели?

Всего одна нота в этом музыкальном фрагменте меняет настроение.

- А сейчас каждый из вас подберет цвета соответствующие настроению Весны и Осени Г. Свиридова, и раскрасит картинки в рабочих тетрадях.

( Обсуждение и оценка рисунков весны и осени, показ наиболее удачных.)


- У нас есть карточки со словами, характеризующими мажор и минор, только они все перемешались. Давайте разберём их и правильно разместим на доске.

( На карточках написаны слова - характеристики: задорный, светлый, радостный, весёлый, грустный, ласковый, нежный, солнечный, спокойный, задумчивый, печальный.)


- А какие ребята вы знаете песни о красоте русской природы?


- А в каком ладу написана эта песня?

( сыграть мелодию)

- С какими чувствами мы будем исполнять эту песню?

( Исполнение песни с пластическими движениями. Игра «Зеркало»)

- Давайте подведём итог урока. Мы сегодня узнали много нового. Что такое лад? Какой он бывает? Для чего нужен в музыке?

Пусть ваше настроение чаще будет мажорным!

- Прозвенел звонок.

(Дети выходят из класса под фонограмму «Песни-спора Маши и Вити»)


Приветствие детей:

-Здравствуйте учитель!

- Начался урок!




- Поднимать руку, активно отвечать.



- Да!





- Переставлены слова в знакомой песне.

- Песня – спор Маши и Вити о сказках.




- Картинка неправильно собрана.







- Давайте!




- Да!






- Что такое Лад, какой он, для чего нужен…















Выступления представителей групп.















Исполнение песни по ролям. Желающие на оценку у доски.





Слушают легенду, рассматривают рисунок и отвечают на вопросы.









- Весна и осень.


- Яркие: голубую, зелёную, жёлтую, белую.

- Бледные: серый, жёлтый, коричневый.






- Осень.

- Спокойная, протяжная, грустная, тихая, и т.д.


- Минор.


- Скрипку.




- Светлая, радостная, мелодичная, ласковая и т.д.

- Мажор.


- Духовые.

- Они одинаковые.








- Одну.






Слушают музыку и раскрашивают картинки.





Два человека выходят к доске и выбирают подходящие слова.







- Моя Россия.


- В миноре.


- С любовью, с нежностью.


Исполняют песню.



Отвечают на вопросы.




- Закончился урок









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!