Урок № 54 Тема: Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Цели:
развивать умение распознавать проверяемые безударные гласные в корне слова;
овладевать способами проверки;
корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное восприятие;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
расширение творческой деятельности учащихся;
формирование объективной самооценки.
Личностные:
формирование личностных универсальных учебных действий;
развитие внимания, мышления, интереса к языку.
Оборудование: учебник, карточки, мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.(садятся те, у кого имя начинается с гласного звука)
II. Речевая зарядка.
Спинки ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.
Проверь,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки и карандаш.
III. Мозговая гимнастика.
(для снятия напряжения, улучшения мозговой деятельности)
-Качания головой” (30 сек.)
-“Ленивые восьмёрки” (по 3 раза каждой рукой, а затем обеими)
IV. Минутка чистописания.
- Какие буквы спрятались в этих соединениях? Запиши их и у тебя получится предложение правильно и красиво
Жhh еh лh аhhh юh h уh сh пhh hе hhхh а!
V. Сообщение темы и цели урока.
- На доске в хаотичном порядке записаны слова
способы проверки слов с безударными гласными в корне.
- Назовите тему урока.
- Для чего нужно проверять безударные гласные?
- Сегодня на уроке будем учиться находить проверяемую безударную гласную в корне слова и научимся способам её проверки.
VI. Работа по теме урока.
1) Алгоритм проверки слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
- Вспомните правило проверки слов с безударными гласными, используя опорные схемы.
- Сколько существует способов проверки безударных гласных в корне слова?
2) Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке.
а) “Игра с мячом”
(ученики указывают безударную гласную и называют проверочное слово)
стена –
гроза –
сосна –
страна –
- Каким способом проверяли безударную гласную в корне?
степной –
сторож –
малыш –
полевая –
- Каким способом проверяли безударную гласную в этих словах?
Физминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
б) Упражнения на классификацию.
(На доске вывешиваются картинки с изображением животных)
Лиса, собака, коза, кот, баран, овца.
- Как их назвать, одним словом?
- Назовите этих животных.
- Какое животное лишнее?
- Почему?
- В названии, каких оставшихся животных в корне проверяемая безударная гласная?
к . за
. вца
- Запишите эти слова в тетрадь вместе с проверочными словами, выделяя безударную гласную и ставя ударение в проверочных словах.
- Каким способом проверяли безударную гласную?
в) Игра “Найди проверочное слово”
л . нивый – линька, лень;
м . стерская – мост, мастер;
уд . вительный – дева, диво.
- Каким способом проверяли безударную гласную в корне?
-Сформулируйте правило проверки безударного гласного звука?
Г) организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике
- Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением?
Чтение определения с. 104
- Какие гласные нужно проверять? (безударные)
- Почему? (можно допустить ошибку, слышится нечетко)
-Как проверить? (поставить под ударение гласный)
- Почему необходимо поставить под ударение? (четко слышится)
- Сколько способов проверки предложено? (2)
-Назовите первый? (измени слово, число)
- Назовите второй? (подбери однокоренное слово)
- Прочитайте примеры. О каком способе проверки говорится в первой строке
- Во второй?
-Мы выделили такие же способы проверки? (да)
3) Работа с текстом “Непонятные строчки”.
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождём осенним
Изменился ты!
- Прочитайте. Запишите в тетрадь.(под диктовку)
- Назовите слова с безударной гласной в корне. Проверьте их. Назовите способ.
- О каком времени года говорится?
Стоит тишина в осеннем лесу.
Ночью ударил первый мороз.
Снег скрипит под ногами.
- Записать предложение, у доски с комментированием. Подчеркнуть главные члены. Устно установить связь слов по вопросам.
***ЗПР упр.196.с.105.
4) Игра “Угадай предметы”.
(На карточках : линейка, цветок, часы, ведро, котёнок, собака, карандаш, яйцо, звезда).
Ученик достаёт его из мешочка и определяет, есть ли в названии этого предмета проверяемая безударная гласная. Определяет безударную гласную, подбирает проверочное слово, способ проверки.
VII. Итог урока.Рефлексия.
- Сколько способов проверки вы знаете?
- Какие?
Д/з с.104 прав,сл.сл. ***ЗПР упр.197, хор.упр.198, отл.упр.199.