. Двадцать преимуществ компьютерного тестирования De minimis non curat computer –
Компьютер не занимается малозначительными делами (лат.)
Появление персонального компьютера, а также сопутствующих ему принтера и сканера, привело к значительной модернизации бланковой технологии и резкому подъему массовости бланковых тестирований. Компьютер стал использоваться для подготовки (распечатки) бланков и для статистической обработки информации, которую испытуемые на бланки заносили в виде крестиков, галочек, и даже букв. По сравнению с ранними бланковыми технологиями, где результат обрабатывался вручную, снизились: • трудоемкость подготовки материалов и обработки результатов;
Вместе с тем повысились требования к аккуратности испытуемых, поскольку:
-
используемое программное обеспечение не всегда верно позволяло идентифицировать нанесенные карандашом на бланк знаки;
-
помятость бланка могла привести к его деформации в считывающих механизмах и появлению дополнительных погрешностей.
Трудно восстановить, кому первому пришла в голову мысль о тестировании ЗУН, минуя бланки, только с помощью компьютера. Скорее всего, это произошло одновременно во многих странах. Так же, как и мысль о компьютеризации игр. Гениальная идея о компьютерном тестировании ЗУН для педагогики столь же значительна, как и изобретение паровой машины для техники.
За последние два десятилетия в мире обозначилась тенденция к переходу от бланковых технологий к полностью электронным технологиям тестирования. В конце XX – начале XXI вв. исторически первой в России получила известность Всероссийская компьютеризованная олимпиада «Телетестинг», проводившаяся Московским государственным университетом (Центр «Гуманитарные технологии»).
Компьютерные технологии тестирований позволили «забыть» о многих недостатках бланковых технологий. С помощью компьютерной техники оказалось возможным:
-
Быстро сравнивать результаты измерений для большого количества испытуемых на больших территориях;
-
Внедрять и разрабатывать новые технологии адаптивного тестирования;
-
Повысить дифференцирующую способность тестов;
-
Оперативно использовать методы статистической обработки для повышения уровня объективности результатов;
-
Объективизировать результат измерения путем применения новых способов демонстрации тестовых заданий, например:
-
исключением возможности для испытуемого видеть все варианты ответов на вопрос задания закрытой формы и сравнивать их логическим перебором;
-
заменой фиксированных вариантов наборов заданий случайными выборками;
-
Оптимизировать продолжительность тестовых измерений;
-
Устранить некоторые, существовавшие в бланковых технологиях, возможности для возникновения случайных и технических ошибок;
-
Устранить необходимость перевозок бланков и связанные с этим потери, опоздания, внешние влияния;
-
Устранить некоторые возможности подлога;
-
Снизить количество персонала, необходимого в момент проведения мероприятий;
-
Оперативно следить за объемом и качеством ЗУН больших контингентов учащихся, сохраняя при этом все индивидуальные характеристики, выявленные для каждого;
-
Вести мониторинг качества образования в масштабе страны, использовать его результаты для целей аттестации учреждений и работников системы образования;
-
Увеличить скорость поиска и предоставления заданий в соответствии с алгоритмами адаптивного тестирования;
-
Упростить хранение, сортировку и формирование больших тестовых массивов в соответствии с алгоритмами;
-
Увеличить скорость обработки результатов;
-
Реализовать возможность автоматической массовой коррекции параметров заданий;
-
Реализовать возможность интерактивного адаптивного взаимодействия системы с претендентом;
-
Упростить введение алгоритмических ограничений на действия претендента;
-
Повысить технологичность проведения тестирований и снизить уровень требований к персоналу центра тестирований;
-
Упростить ведение архива тестирований.
Применение компьютерных технологий вполне может положительно повлиять на уровень качества российского образования в самое ближайшее время.