Просмотр содержимого документа
«Две дюжины оснований типологии тестовых заданий»
. Две дюжины оснований типологии тестовых заданий
Создаваемые в настоящее время в России БТЗ, на первый взгляд, так различны, что трудно их сопоставить для дальнейшего совместного использования. Ряд исследователей, занимающиеся этой проблемой, предложили способы классификации БТЗ.
ПЕРВАЯ ДЮЖИНА
оснований определена комбинированной типологией ТЗ предложенной Е. А. Михайлычевым (Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. - 432 с.) на основе типологий Г.А. Балла, В.И. Андреева, В.П. Беспалько. Мы здесь внесли в нее некоторые не принципиальные коррекции, следуя лишь соображениям лаконичности и однообразия.
Ориентация на диагностируемый уровень усвоения (по концепции В.П. Беспалько):
I уровень;
II уровень;
III уровень (не типовая задача, связанная с графическими и модельными построениями, не имеет эталона ответа);
IV уровень (эвристическая задача, не имеет эталона ответа).
Характер обобщённости предмета задачи: • индивидуальный;
Характер предмета решения задачи:
материальный;
информационный.
Характер разрешимости тестовой задачи: • принципиально неразрешимая;
Субъективная подготовленность претендента к решению тестовой задачи:
Чёткость построения тестовой задачи: • чёткая (алгоритмическая);
Нацеленность формулировки на адекватность восприятия:
Возможность изменения предмета задачи:
теоретическая;
практическая.
Особенности формулировки задания:
задачи на исполнение;
задачи на преобразование;
задачи на восстановление;
задачи на построение;
задачи на использование процедуры;
задачи на использование имеющегося состояния, условия.
Логическая схема построения задания:
Доминирующие приемы метода познания, требуемого для решения задачи:
логическая;
аналитическая;
экспериментальная;
графическая.
Форма организации выполнения задачи:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
На основе этой схемы можно описывать основные аспекты ориентации ТЗ. Она же может помочь в планировании структуры вновь создаваемой БТЗ.
В некоторых случаях удается добиться еще более детальной классификации заданий. Для этого дополним приведенную первую дюжину оснований еще одной.
ВТОРАЯ ДЮЖИНА ОСНОВАНИЙ
может быть построена на основании работы (Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов. М.: Издательство МЭСИ, 2001. - 130 с.) и ряда сделанных нами дополнений:
Форма:
на указание верных вариантов (закрытая форма);
на исправление или ввод информации (открытая форма);
на указание соответствия; • на указание последовательности.
Тип оценивания:
Шкала (логика) оценивания
с двузначной шкалой оценивания (верно – не верно)
с трехзначной шкалой оценивания (верно – не совсем верно – не верно)
с четырехзначной шкалой оценивания (верно – не полно – не точно – не верно)
Форма демонстрационных материалов
не мультимедийное
мультимедийное
графическое
текстовое
Тип носителя
Величина эмпирических параметров:
вес; • трудоемкость;
сложность.
Содержание:
Направленность выяснения характеристик претендента:
Общие требования:
технологичности;
формы;
содержания
Статистические требования:
известной трудности;
достаточной вариации тестовых баллов;
положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту.
Ориентация:
нормативные тесты – ориентированные на статистические нормы, основанием для сравнения в которых служат статистически полученные данные о выполнении теста репрезентативной выборкой претендентов;
критериальные тесты – ориентированные на критерии, предназначенные для определения уровня достижений претендента относительно заданного критерия; • прогностические тесты – ориентированные на прогноз успешности деятельности.
Вид тестирования:
статическое тестирование – направлено на измерение результатов обучения, но не может оценить потенциал претендента;
динамическое тестирование – направлено на выявление скрытых способностей претендента, а также оценку – насколько успешно он может далее обучаться.
Чаще авторы тестов не пользуются типологиями, составляя тесты так, как они считают нужным. Их оправдывает прагматичная цель – не повышение качества измерения, а надежная дифференциация групп претендентов. Тестирования с такими тестами похожи на обычную экзаменационную лотерею, в которой гарантированно выигрывает только подготовленный претендент. Чаще всего, свойств таких тестов вполне достаточно для практического применения.
В упомянутой книге Е. А. Михайлычева приведен обширный обзор различных типологий тестовых заданий. В настоящее время наиболее распространенной типологией ТЗ является дифференциация по четырем формам.