Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Муромский промышленно-гуманитарный колледж»
Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Квалификация: слесарь по ремонту автомобилей;
водитель автомобилей;
оператор заправочных станций.
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Методические указания к лабораторным работам
для студентов специальности 23.01.03
Составитель:
С.В. Лабутов
МУРОМ
2016 г.
Двигатели внутреннего сгорания: метод. указания к выполнению лабораторных работ/ сост. С.В. Лабутов,
Содержится методика и порядок изучения типовых конструкций узлов и агрегатов двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств. Приведенные материалы основаны на наиболее распространенных конструкциях отечественных двигателей внутреннего сгорания и являются основой для изучения последующих дисциплин, таких как «Устройство автомобилей», Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Оператор заправочных станций»
Методические указания предназначены для студентов специальности 23.01.03-“Автомеханик”, квалификация “ слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, оператор заправочных станций
Введение
На лабораторных занятиях студенты должны закрепить и углубить знания по изучаемому разделу. Для этой цели необходимо всесторонне использовать имеющиеся в лаборатории стенды агрегатов и узлов, плакаты, альбомы и каталоги конструкций автомобилей, учебную литературу и методические указания.
Механизмы и системы двигателя начинают изучать с рассмотрения схемы и принципа действия.
Изучив материал соответствующих разделов учебника, правила техники безопасности, и последовательность выполнения лабораторной работы студент получает допуск к выполнению лабораторной работы на рабочем месте по разборке и сборке механизма или агрегата автомобиля.
В процессе выполнения разборки студенты усваивают расположение и соединение деталей между собой, их взаимодействие при работе механизма или агрегата, пользуясь плакатами и рисунками в учебнике или методическом указании.
После изучения механизма или агрегата его собирают. Важно помнить, что в производственных условиях сборка - это ответственная работа, от которой зависит длительность работоспособного состояния автомобиля.
При сборке рабочих агрегатов автомобиля руководствуются жесткими техническими условиями на сборку и ведут её по строгой технологической схеме. При сборке учебного агрегата не нужны такие жесткие требования. Достаточно поставить все агрегаты (включая прокладки) так, как они ставятся на рабочий агрегат, но без проверки зазоров и соблюдения других технических условий.
После сборки механизма или агрегата выполняются необходимые регулировки.
При выполнении лабораторных работ необходимо уделять внимание правильной организации труда на рабочем месте.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
В ЛАБОРАТОРИИ
Спецодежда должна быть подобрана по размеру.
Руки не должны быть мокрыми и замасленными, чтобы инструмент не выскальзывал.
Рабочие места необходимо содержать в порядке. Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты засыпьте опилками, затем уберите их и вытрите насухо следы жидкости.
Инструмент должен быть исправным.
Гаечный ключ подбирайте точно по размеру гайки. Не закладывайте под ключ пластинки, не наращивайте рукоятку другим ключом или трубой.
При использовании любых гаечных ключей рабочее движение (вращение) с приложением больших усилий тоже должно быть направлено только к себе. Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа не пользуйтесь торцевыми ключами, прилагал значительные усилия. Головку торцевого ключа надевайте на гайку до упора.
Разборку и сборку тяжелых и громоздких агрегатов проводят на стендах или приспособлениях, которые обеспечивают устойчивое положение агрегата. У поворотных стендов проверьте исправность фиксирующих устройств, чтобы избежать самопроизвольного поворота или смещения закрепленных частей машины.
Разбирая и собирая агрегат или устанавливая его на машину, остерегайтесь травм. Например, когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его юбки.
При демонтаже и монтаже упругих спиральных пружин пользуйтесь специальными съемниками, предупреждающими вылет, срыв или внезапное распрямление пружин.
Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у его деталей трещин, не погнут ли винт и другие части, не забита или не сорвана ли резьба винта, исправны ли лапки, упоры, тяги. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали, и все лапки надежно захватили ее.
После изучения основных правил техники безопасности студент обязан получить допуск к лабораторным работам путем проверки полученных знаний у ведущего преподавателя. Допуск по технике безопасности и охране труда оформляется в установленном порядке.
По каждой работе студент составляет отчет, объем которого оговорен в последнем пункте содержания работы, приведенного в методических указаниях. После получения зачета по данной работе студенту выдается следующее задание. Общий зачет по лабораторным работам складывается из зачетов по отдельным работам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА И СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Содержание работы:
1. Изучить назначение, устройство, принцип действия и конструктивные особенности кривошипно-шатунных механизмов двигателей автомобилей ГАЗ-53А, МАЗ-5335. Ознакомиться с устройством кривошипно-шатунного механизма автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, ГАЗ-3102, трактора МТЗ-100.
2. Усвоить достоинства и недостатки различных конструктивных схем кривошипно-шатунных механизмов и применяемые материалы.
3. Изучить назначение, устройство и принцип работы элементов системы смазки. Уяснить сходство и различие конструкций систем смазки различных двигателей.
4. Ознакомиться с применяемыми моторными маслами.
5. Составить отчет, который должен содержать:
- кинематические схемы кривошипно-шатунных механизмов, изучаемых двигателей;
- схему системы смазки двигателя;
- схему работы масляного насоса;
- схему работы фильтров очистки масла.
Порядок выполнения лабораторной работы:
I. По плакатам изучите кривошипно-шатунные механизмы, указанных двигателей.
Прочитайте правила техники безопасности при разборно-сборочных работах.
II. Разберите механизмы.
1. С монтажного двигателя снимите крышки головок с прокладками и осями коромысел в сборе.
2. Выньте штанги и толкатели.
3. Отвинтите болты (или гайки шпилек) и снимите головки блока цилиндров и прокладку.
4. Снимите крышку распределительных шестерен.
5. Поверните блок-картер в удобное положение и снимите поддон. Снимите крышку картера сцепления и приёмник масляного насоса.
6. Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни первого, а затем пятого цилиндров были вблизи н.м.т. Снимите крышки шатунов. Выньте поршень с шатуном. Поставьте на шатун крышку и закрепите ее.
7. Снимите маховик.
8. Снимите крышки коренных подшипников и уплотнители коленчатого вала. Выньте из постелей блока коленчатый вал.
9. Зажмите в тисках шатун с поршнем так, чтобы поршень опирался на губки тисков, и снимите поршневые кольца из бобышек поршня. Выбейте поршневой палец.
10. Демонтируйте из блока гильзу цилиндра.
11. Снимите масляный насос и его привод.
III. Изучите конструкцию блок-картера и механизмов двигателя.
1. Пропуская проволоку по каналам блок-картера, проследите путь масла к коренным подшипникам, шейкам распределительного вала и осям коромысел.
2. Разберите масляный насос и уясните его устройство и работу. По расположению подводящего отверстия определите направление вращения шестерен.
3. Соберите насос.
4. Изучите маслоочиститель и схему движения масла через ротор.
5. Рассмотрите гильзу цилиндра, метки на ней, место расположения уплотнительных колец.
6. Изучите устройство поршней. Уясните назначение меток на них и разрезов юбки поршней. Изучите поршневые кольца и установите их на поршень.
7. Изучите конструкцию шатунов и уясните различия в их устройстве.
8. Изучите устройство коленчатого вала, его подшипников и крышек.
9. Проволокой прощупайте каналы в головке цилиндров и уясните с какими выходными отверстиями головки цилиндров соединены гнёзда всех клапанов. Определите назначение всех других отверстий головки цилиндров.
IV. Соберите механизмы двигателя.
1. Сборка производится в обратном порядке. При сборке соблюдайте порядок затяжки гаек крепления головки блока (рис.1). Момент окончательной затяжки гаек для ЗМЗ-53 67-75 Нм.
2. Вычертите схемы кривошипно-шатунных механизмов. Согласно варианту обозначьте геометрические размеры, по которым можно рассчитать степень сжатия e.
Рис. 1. Порядок затяжки головки блока двигателя ЗМЗ-53
3. Используя справочные данные, заполните таблицу 1.
Таблица 1
Автомобиль | Модель двигателя | Степень сжатия e | Порядок работы цилиндров | Макс. крут. момент, Нм Число обор., об./мин | Макс. мощн., кВт Число обор., об./мин |
ВАЗ-2101 | | | | | |
АЗЛК-21412 | | | | | |
ГАЗ-3102 | | | | | |
ГАЗ53А | | | | | |
ЗИЛ-130 | | | | | |
МАЗ-5335 | | | | | |
КАМАЗ-5320 | | | | | |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова разница в устройстве поршней двигателей ЗМЗ-53, ЯМЗ-236, ВАЗ-2108, ЗМЗ-24?
2. Какие метки имеются на деталях цилиндро-поршневой группы и для чего они нанесены?
3. Для чего на юбках поршней выполнены разрезы, и в какую сторону должен быть обращен разрез при установке поршня в цилиндр?
4. Какие различия в устройстве коленчатых валов?
5. Как устроено уплотнение переднего и заднего концов коленчатого вала у двигателей ЗМЗ-53, ВАЗ-2108?
6. Какие детали двигателя смазываются под давлением?
7. Какую функцию выполняет клапан в фильтре очистки масла?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Содержание работы:
1. Изучить назначение, конструкцию и взаимодействие деталей газораспределительного механизма на примере двигателей автомобилей ГАЗ-3102, ГАЗ-53А, МАЗ-5335. Ознакомиться с устройством газораспределительного механизма автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, трактора МТЗ-100.
2. Выяснить преимущества и недостатки изучаемых конструкций газораспределительных механизмов, освоить проверку и регулировку тепловых зазоров.
3. Составить отчет, в который должен содержать эскизное изображение поперечного разреза двигателя (для V-образных - одного блока) и рисунок всех деталей газораспределительного механизма. Диаграмму фаз газораспределения изучаемого двигателя.
Порядок выполнения лабораторной работы:
I. По плакатам изучите газораспределительный механизм двигателей ВАЗ-2105 и МТЗ-100.
II. Разберите механизмы. Прочитайте правила техники безопасности при разборно-сборочных работах.
1. С монтажного двигателя ЯМЗ-236 (или ЗМЗ-53, ЗМЗ-24) снимите крышки головок с прокладками. Рассмотрите расположение клапанов, пружин, коромысел, осей коромысел, стоек оси коромысел. Снимите оси коромысел в сборе.
2. Снимите впускной трубопровод с прокладками. Выньте штанги и с помощью приспособления - толкатели. Рассмотрите конструкцию толкателей и способ их установки. Рассмотрите конструкцию штанг и коромысел.
3. Снимите выпускные трубопроводы. Отвинтите гайки шпилек и снимите головки блоков с прокладками.
4
. Снимите крышку распределительных шестерен. Вывинтите болты крепления фланца распределительного вала и выньте этот вал из блок-картера. Уясните, как осуществляется фиксация распределительного вала в осевом направлении. В двигателе ЗМЗ-53 на распределительный вал установлена косозубая шестерня привода насоса и прерывателя распределителя.
а) б) в)
Рис. 1 Схемы газораспределительных механизмов
а) 1 -..., 2 -..., 3 -...., 4 -…, 5 -..., 6 -...;
б) 1 -..., 2 -..., 3 -..., 4 -..., 5 -..., 6 -.., 7 -..., 8 -....;
в) 1 -..., 2 -..., 3 -..., 4 -..., 5 -....
Ознакомьтесь с конструкцией распределительного вала и определите угол расположения одноименных кулачков на распределительном валу.
5. Установите профиль кулачков вала. Найдите различия между распределительными валами изучаемых двигателей.
6. Рассмотрите устройство и крепление распределительных шестерней.
7. С помощью приспособления снимите сухари с клапанов.
8. Рассмотрите устройство клапанов и деталей их крепления.
9. Изучите устройство и схему действия механизма газораспределения. Вычертите схемы кривошипно-шатунного механизма и обозначьте на ней основные детали (рис.1). Дайте характеристику каждой схеме.
III. Соберите газораспределительный механизм двигателя.
1. Соберите на головке цилиндров клапанные механизмы.
2. Установите головки блоков цилиндров на двигатель.
3. Установите в блок распределительный вал и закрепите болтами фланец.
4. Положите на блок прокладки и наденьте головки цилиндров на штифты.
5. Установите толкатели, штанги, оси коромысел. Предварительно затяните болты крепления стоек коромысел. Затем закрепите головки цилиндров всеми болтами в соответствующем порядке.
IV. Изучите порядок регулировки зазора между клапанами и коромыслами.
Для нахождения в. м.т. при такте сжатия в первом цилиндре совмещают риску на шкиве коленчатого вала ЗМЗ-53 с центральной риской указателя. Идите эти метки и риски. Отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.
Пользуясь справочными данными, заполните табл. 2
Таблица 2
Марка двигателя | Порядок работы двигателя | Угол поворота коленчатого вала, град. | Тепловой зазор |
впускной клапан, мм | выпускной клапан, мм |
ВАЗ-2106 | | | | |
ВАЗ-2108 | | | | |
УМЗ-412 | | | | |
ЗМЗ-402 | | | | |
ЗМЗ-406 | | | | |
ЗМЗ-53 | | | | |
ЯМЗ-236 | | | | |
КамАЗ-740 | | | | |
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем руководствуются при нахождении в.м.т. поршня первого цилиндра при такте сжатия?
2. Как определяется угол поворота коленчатого вала при регулировке теплового зазора?
3. Как устроены и действуют механизмы принудительного поворота |клапана двигателя ЗИЛ-130?
4. Укажите основные неисправности механизма газораспределения?
5. Объясните конструкцию и принцип работы гидрокомпенсаторов?
6. Что дает установка более двух клапанов на цилиндр?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Содержание работы:
1. Изучить общее устройство системы питания карбюраторных двигателей и назначение ее основных частей. Изучите расположение узлов и деталей системы питания двигателей автомобилей ГАЗ-3102, ГАЗ-53А, ВАЗ-2105, ЗИЛ-130.
2. Изучить конструкцию и работу карбюраторов К-151, К-126, ДААЗ-2105, К-90.
3. Изучить конструкцию и работу бензонасоса, воздухоочистителя, топливных фильтров.
4. Ознакомиться с устройством бензобака, впускными и выпускными трубопроводами, глушителями шума, приспособлением для подогрева горючей смеси.
5. Составить отчет, который должен содержать:
- характеристику элементарного и идеального карбюраторов;
- описание принципа работы и схему системы питания автомобиля;
- анализ устройств и систем карбюратора по варианту;
- схему бензонасоса.
Вариант 1 - Главная дозирующая система с компенсацией смеси регулирования разряжения в диффузоре;
Вариант 2 - Система холостого хода;
Вариант 3 - Экономайзер;
Вариант 4 - Ускорительный насос.
Порядок выполнения лабораторной работы
I. Рассмотрите схему системы питания. На автомобиле уясните расположение всех составных частей системы. Проследите, где проходят топливопроводы, соединяющие топливный бак, фильтры, насос и карбюратор. Рассмотрите крепление этих составных частей. Вычертите схему системы питания. Укажите наименование позиций (рис. 1).
II. Изучите воздухоочиститель. По плакату или по книге рассмотрите общее устройство воздухоочистителя двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53 и ЗМЗ-24, ВАЗ-2105. Проследите путь воздуха в нем, определите уровень, до которого нужно наливать масло в ванну. Сравните конструкции воздухоочистителей.
III. Рассмотрите впускной и выпускной трубопроводы и глушитель.
1. На двигателях ЗМЗ-53, ЗМЗ-24 уясните расположение и крепление впускного трубопровода, снимите его.
2. С помощью проволоки (или по учебному разрезу) проследите путь горючей смеси через трубопровод в каждый цилиндр двигателя.
3. Рассмотрите устройство выпускного трубопровода.
Рис. 1. Схема системы питания бензинового двигателя
1- ..., 2-..., 3-..., 4-..., 5-..., 6-..., 7-..., 8-…., 9-..., 10-..., 11-..., 12-....
4. По плакату или по книге, используя монтажный двигательЗМЗ-24, изучите устройство глушителя, схему его действия.
IV. Рассмотрите топливный бак. Уясните место и способ его крепления. Уясните принцип работы клапанов пробки и датчика уровня топлива.
V. По плакатам или по книге изучите конструкции фильтров и фильтров-отстойников. Уясните принцип их работы.
VI. Изучите топливный насос.
1. По плакату или по книге рассмотрите общее устройство и уясните схему действия дифракционного насоса.
2. Снимите насос с автомобильного двигателя и разберите его в такой последовательности:
- снимите крышку насоса вместе с прокладкой;
- выньте сетку;
- отвинтите винты и снимите головку насоса;
- выньте обоймы клапанов и снимите клапаны с пружинами;
- отвинтите гайку и снимите с тяги диафрагму шайбы и пружину;
Выньте тягу:
- расшплинтуйте ось рычага и с помощью латунной выколотки выбейте ее;
- выньте рычаг;
- расшплинтуйте валик рычага ручной подкачки, снимите пружину и выньте валик рычага.
3. Рассмотрите все детали насоса и соберите его в обратной последовательности.
4. Уясните различия в устройстве насосов двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, ЗМЗ-24, ВАЗ-2105, К-90 по натурным образцам и по плакатам.
VII. Изучите устройство деталей карбюраторов К-151, К-126, ДААЗ-2105 по плакатам или по книге.
VIII. Разберите карбюратор.
1. Снимите верхнюю часть карбюратора.
2. Рассмотрите устройство поплавка, рычажной системы и игольчатого клапана. Уясните способ регулировки уровня топлива в поплавковой камере.
3. Вывинтите корпус игольчатого клапана, рассмотрите устройство клапана.
4. Вывинтите из корпуса главные топливные жиклеры, воздушные жиклеры. Определите их сечение.
5. Разберите механизм ускорительного насоса. Рассмотрите детали, определите их назначение и принцип взаимодействия.
6. Рассмотрите механизм пуска и уясните его работу.
7. Вывинтите винты регулировки холостого хода. С помощью лески или капроновой нити определите маршрут движения смеси по каналам карбюратора.
8. Соберите карбюратор.
9. Вычертите схему системы карбюратора согласно заданию и варианту. Опишите ее работу.
10. Сравните конструкции соответствующих систем изучаемых карбюраторов.
11. Используя справочную литературу, заполните табл. 3 и 4.
Таблица 3
Тип, марка карбюратора | Марка и рабочий объем ДВС | Наименование показателей | Подача насоса за 10 ходов, см3 |
Диаметр диффузора, мм | Диаметр жиклеров, мм |
1-я камера | 2-я камера | Гл. топл. | Гл. возв. | Топл. х. х. | Возд. х. х. |
К-126Б | | | | | | | | |
К-129В | | | | | | | | |
К-151 | | | | | | | | |
К-90 | | | | | | | | |
ДААЗ-2105 | | | | | | | | |
ДААЗ-2107 | | | | | | | | |
ДААЗ-2108 | | | | | | | | |
Таблица 4
Наименование показателя | Марка автомобиля |
ГАЗ-53 | ЗИЛ-130 | УРАЛ-375 | ВАЗ-2107 | ВАЗ-2108 | ГАЗ-3102 |
Расход топлива, л/100 км | | | | | | |
Емкость бака, л | | | | | | |
Тип топливного насоса | | | | | | |
Марка бензина | | | | | | |
Вопросы для самоконтроля:
1. Как определяется уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и чем регулируется этот уровень?
2. Какие регулировочные винты имеются на карбюраторе?
3. Как действует карбюратор при пуске двигателя? Перечислить основные неисправности системы питания.
4. На каких режимах работы двигателя горючая смесь должна быть обогащенной? Чем и как характеризуется состав смеси?
5. Какие карбюраторы называются сбалансированными?
6. Как изменяется состав смеси, если уровень топлива в поплавковой камере превышает норму или засорился воздушный фильтр? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ
Содержание работы:
1. Изучить назначение, конструкцию и работу насосов высокого давления, всережимных регуляторов и муфт опережения впрыска топлива.
2. Изучить устройство системы питания дизелей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236. Ознакомиться с устройством системы питания двигателя МТЗ-100.
3. Изучить процесс сгорания топлива в дизеле.
4. Изучить конструкцию различных типов форсунок.
5. Изучить конструкции фильтров для очистки-воздуха, топлива.
6. Составить отчет, который должен содержать:
- схему и описание системы топливоподачи дизеля;
- схему подачи и очистки воздуха;
- схему и описание элемента топливоподачи по варианту.
Вариант 1 - Схема секции ТНВД дизеля КАМАЗ-740.
Вариант 2 - Схема автоматической муфты дизеля ЯМЗ-236.
Вариант 3 - Схема всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля ЯМЗ-236.
Вариант 4 - Схема форсунки дизельного двигателя.
Порядок выполнения лабораторной работы:
I. Изучите общую схему системы питания.
I. По плакатам и на автомобиле рассмотрите расположение всех составных частей системы питания, их крепление, расположение всех топливопроводов. Обратите внимание на расположение топливопроводов высокого давления и уясните схему соединения форсунок с секциями топливного насоса.
II. Изучите устройство системы подачи и очистки воздуха. Вычертите схему (рис. 1). Укажите наименование позиций. Уясните особенности системы очистки воздуха двигателя КАМАЗ-740.
III. Изучите общее устройство топливных насосов высокого давления (ТНВД) двигателей ЯМЗ-236, КАМАЗ-740. Уясните принципиальные конструктивные различия этих насосов.
Рис. 1. Система подачи и очистки воздуха дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
1-..., 2-..., 3-…, 4-..., 5-..., 6-..., 7-…, 8-..., 9-..., 10-..., 11-....
1. Частично разберите топливный насос.
Разберите одну секцию топливного насоса и изучите ее устройство. Каждая секция (рис. 2) состоит из корпуса 9, втулки плунжера 6, нагнетательного клапана 7, штуцера 8 и поворотной втулки 12. При вращении кулачкового вала усилие передается через роликовый толкатель и пяту толкателя на плунжер секции. Поворот плунжера 5 относительно втулки 6 для изменения количества подаваемого топлива осуществляется рейкой 11 топливного насоса через поворотную втулку 12. Рейки перемещаются в направляющих втулках по каналам, закрытым пробками.
2. Соберите топливный насос.
Рис. 2. Секция топливного насоса высокого давления
дизеля КАМАЗ-740
А - полость нагнетания топливного насоса; Б - полость отсечки;
I - корпус насоса; 2 - толкатель; 3 - пята толкателя; 4 - пружина;
5 - плунжер; 6 - втулка плунжера; 7 - нагнетательный клапан;
8 - штуцер; 9 - корпус секции; 10 - винтовая канавка плунжера;
II - рейка; 12 - поворотная втулка.
3. Вычертите схему рис.3. Укажите наименование позиций.
Рис. 3. Схема работы секции топливного насоса
1-..., 2-.., 3-..., 4-..., 5-..., 6-..., 7-....
III. Изучите автоматическую муфту опережения впрыска топлива. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива изменяет начало впрыскивания топлива в цилиндры в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Рассмотрите устройство муфты дизеля КАМАЗ-740. Начальный установочный узел опережения впрыска в дизеле КАМАЗ-740 составляет 18°. Изменение установочного угла впрыскивания топлива производится муфтой за счет дополнительного поворота кулачкового вала насоса во время работы в ту или другую сторону относительно вала привода насоса. Муфта дизеля КАМАЗ-740 состоит из двух полумуфт: ведомой и ведущей (рис. 4). Ведомая полумуфта 1 с корпусом 5 закреплена на конической поверхности переднего конца кулачкового вала шпонкой и гайкой. На ступице ведомой полумуфты размещена неподвижно относительно ступицы втулка 3.
Ведущая полумуфта установлена на ступице ведомой через промежуточную втулку 3 с возможностью вращения относительно ведомой.
Привод ведущей полумуфты осуществляется от шестерни распределительного вала через шестерню привода топливного насоса и вал с гибкими соединительными полумуфтами.
Вращение от ведущей на ведомую полумуфту передается двумя грузами 11, качающимися на осях 2, запрессованных в ведомую полумуфту. Проставка 9 ведущей полумуфты упирается одним концом в палец груза 8, другим - в профильный выступ. Пружины 7 своим усилием стремятся удержать грузы на упоре во втулку 3 ведущей полумуфты.
Рис. 4. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива дизеля КАМАЗ-740
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, грузы 11 под воздействием центробежных сил, преодолевая сопротивление своих пружин, расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта вместе с кулачковым валом насоса поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыска топлива.
IV. Изучите всережимный регулятор частоты вращения коленчатого вала (рис. 5). Уясните назначение каждого элемента и принцип взаимодействия между собой. По плакатам изучите устройство регулятора дизеля МТЗ-100.
IV. Изучите устройство форсунки.
Рис. 5. Регулятор частоты вращения коленчатого вала
1 - ось рычагов; 2 - рычаг регулятора; 3 - упорный шарикоподшипник; 4 - державка грузов; 5 - оси грузов; 6 - ролики; 7 - грузы; 8 - муфта грузов; 9 - рычаг муфты грузов; 10, 15, 17, 18 - пальцы; 12 - равноплечный рычаг; 13 - рычаг; 14 - пружина; 15 - пружина регулятора; 19 - рычаг; 20 - регулировочный болт; 21 - пластина; 22 - выступ; 23,24 - оси.
Снимите форсунку с дизеля ЯМЗ-236 и разберите ее: снимите колпак и, расконтрив регулировочный винт, полностью вывинтите его, вывинтите гайку пружины, снимите пружины и штангу: снимите штуцер с фильтром, отвинтите гайку распылителя, снимите его со штифта и выньте иглу.
Проделайте те же операции с форсункой дизеля КАМАЗ-740. Сравните устройство обеих форсунок.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое период задержки самовоспламенения топлива в дизеле?
Объясните, как происходит смесеобразование и горение топлива в цилиндре дизеля?
Объясните устройство и работу эжектора, отсасывающего пыль из воздушного фильтра?
Как регулируется угол опережения впрыска на дизелях ЯМЗ-236, КАМАЗ-740?
На какие виды разделяется топливо для дизельных двигателей?
Как изменяются параметры работы двигателя при установке наддува и почему?
Библиографический список
В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олдфильд Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. М. Транспорт, 2011г., 431с.
Е.Я. Тур, К.Б. Серебряков, Л.А. Жолобов Устройство автомобиля М. Машиностроение, 2010г., 350с.
Автомобильные двигатели. Под ред. М.С. Ховаха М., Машиностроение, 2016г., 591с.
Краткий автомобильный справочник/ А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. – М.: АО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ», НИИАТ, 2015г.
Автомобиль: Основы конструкции: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»/ Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут и др. – М.: Машиностроение, 2016г., 304с.
Содержание
Введение 3
Основные правила безопасной работы в лаборатории 4
Лабораторная работа №1 6
Лабораторная работа №2 9
Лабораторная работа № 3 9
Лабораторная работа № 4 9
Библиографический список 9
3