СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение крови по сосудам

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока.

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Скажи, откуда ты приходишь, красота? Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада! А если это так, то, что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота  Или огонь, мерцающий в сосуде?

Что такое красота человека? (слайд 1)

Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.

По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».

Тема нашего сегодняшнего урока Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Какие цели нам с вами сегодня необходимо будет достичь? (ответы учащихся)

Я помогу вам сегодня: (слайд 2)

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Получить  представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции

Слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь тему,  дату урока.

2

Проведём небольшую разминку: (слайд 3)

  • В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)
  • В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)
  • Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце)

Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами называется фагоцитоз(да)

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии (нет - вены)

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )

4. Жидкая часть крови – плазма (да)

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

А

К

Т

У

А

Л

И

З

а

ц

и

я

 

з

н

а

н

и

й

Раздает вопросы с дифференцированным заданием по теме «Строение и работа сердца».

Вариант 1.

В карточках записывают дату, тему, свой вариант тестирования и выполняют его.

Вариант 2.

1. Задание № 1.       Дайте короткий ответ на вопросы:

  1. 1.Из скольких слоев состоит  стенка сердца назовите их?
  2. 2.Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку?
  3. 3.Какие функции выполняет околосердечная сумка?
  4. 4.Под действием чего замедляется ритм работы сердца?
  5. 5.Усиливается ритм работы сердца?

 

  1. Задание 1.Ответы:
  1. 1.. Наружный -соединительная ткань, средний – миокард - мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань
  2. 2.Левый желудочек.
  3. 3.Жидкость околосердечной сумки снижает трение сердца.
  4. 4.Парасимпатический нерв.
  5. 5.Симпатический нерв.

1.Задание № 2.  Обозначьте части и сосуды сердца.

 

  • 1- левое предсердие.
  • 2- левый желудочек.
  • 3- правое предсердие.
  • 4- правый желудочек.
  • 5 – створчатые клапаны.
  • 6 –полулунные клапаны
  • 7 – аорта.
  • 8 –легочная артерия.
  • 9 – легочные вены.
  • 10 –вены большого круга кровообращения.

2

На слайде ответы к тестам и заданию, обменяет тетради у учащихся, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания).

После проверки комментирует ответы. (слайд 4-5)

Проверяют друг у друга правильность выполнения заданий, затем возвращают тетради.

Знакомятся со своими результатами.

 

3

Назовите функции, которые в организме выполняет кровь? (слайд 6)

При каких условиях эти функции могут быть выполнены?

Перед учащимися ставится проблема.

Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? Можно ли по пульсу судить о состоянии здоровья человека?  (слайд 7)

Вспомним функции кровеносной системы.

(транспортная, защитная, терморегулирующая, гуморальная)

3

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».

Когда-то, в 1553 году первооткрыватель малого круга кровообращения испанец Мигуэль Сервет был сожжен на костре.

  • В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».  В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу. Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного.

Открытия этих учёных не были признаны долгое время. Они и думать не могли, что их учение о кругах кровообращения будет знать каждый ученик …

Слушают рассказ учителя.

 

4

Почему движется кровь? Назовите возможные причины движения крови.

Рассказ учителя:

Кровь движется непрерывным потоком. В единицу времени к сердцу притекает столько же крови, сколько выходит из желудочков.

Так как кровь движется по замкнутой системе, то через любой участок кровеносной системы проходит одинаковое количество крови, различной лишь будет скорость, с которой кровь перемещается по сосуду.

 

 

 

 

 

 

Как изменяется скорость крови в сосудах? В учебнике параграф 23.

Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах, и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной.

Разность кровяного давления

  1. В аорте – 150 мм рт. ст.,
  2. В крупных артерия - 120 мм рт. ст.,
  3. В капиллярах – 30 мм рт. ст.,
  4. В венах около 10 мм рт. ст..

 

 

 

 

Просит открыть параграф 23 стр. учебника для выполнения лабораторной работы по теме: « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». (слад 9)

 

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.

Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

Узнайте скорость крови по формуле V = l / t , где V – скорость крови, l – длина пути, t – время.

Какой результат у вас получился?

 

Помимо давления, мы можем и измерить пульс.

А как вы думаете – Что такое пульс?

Работа с учебником  Прочитайте текст на с. 118 (1 абзац) «Пульс»

Сформулируйте определение и запишите в тетрадь.

(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.) (слайд 10)

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.

Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту.

Частота пульса зависит от возраста:

* Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту

 * Ребенок после рождения – 140

 * От рождения до года – 130

 * От года до двух лет – 100

 * От трех до семи лет – 95

 * От 8 до 14 лет – 80

 * Средний возраст – 72

 * Преклонный возраст – 65

 * При болезни – 120

 * Время смерти – 160

  1. Проведем небольшую разминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя. Причем девочки выполняют приседания только на нечетный счет. Сделать вывод

Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС

 

Как и почему изменяется артериальное давление крови?

После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим, давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах.

Артериальное давление. Особенность его в том, что оно не одинаково: чем дальше от сердца находится артериальный сосуд, тем давление в нем меньше, а также оно зависит от цикла сердечных сокращений. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора (слайд 11).

Далее показывает « Измерение артериального давления с помощью прибора»,

« Измерение артериального давления в зависимости от физической нагрузки». Учитель демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр. Просит двух учащихся продемонстрировать как правильно необходимо измерять давление.

Учитель обращает внимание на экран, где изображена формула:

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.)

Произведите расчет  теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42   (слайд 12)

Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65.

Задает вопрос классу:

Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее ?

 

 «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы:

1.Чем опасно повышение артериальное давление?

2. Что такое гипотония?

  1. Беседа, в ходе которой учащиеся приходят к следующему выводу:
  2. работа сердца;
  3. разность давления в сосудах;
  4. сокращение мышц;
  5. наличие клапанов в венах;
  6. присасывающая сила при вдохе.

(Вывод записывается в тетрадь)

 

Слушают рассказ учителя.

 

Просматривают материал. Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в тетрадях.

Отвечают на вопрос:

Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах.

Действительно, скорость крови:

в аорте – 05,% м/с; в полых венах – 0,2 м/с; в капиллярах – 0, 5мм/с.

 

 

Слушают учителя, просматривают материал.

Выполняют работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно наблюдают за демонстрацией.

Два ученика демонстрируют измерение давления.

 

 

Остальные учащиеся тоже измеряют артериальное давление, записывают в тетрадь, ( сравнивая с данной формулой).

 

 

 

 

Отвечают на вопрос:

Верхнее- систолическое, а нижнее – диастолическое.

 

Отвечают на вопросы:

1.Это приводит к заболеванию – гипертонии

2. Низкое давление.

5

Учитель спрашивает:

1.Для чего необходимо знать артериальное давление?

2.Что отражается на пульсовой волне?

3. Можете ли вы применить знания, полученные на уроке?

4. Что понравилось вам на уроке?

Отвечают:

1 .Это показатель здоровья человека.

2. Число и сила сердечных толчков.

 

3. Да. Мы можем теперь самостоятельно измерить артериальное давление, подсчитать свой пульс.

4. Понравилось использование мультимедийных пособий.

6

Учитель комментирует домашнее задание. (слайд 13)

Записывают в дневник д/з.

7

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки в дневники учащихся, с комментариями, напоминает, что за лабораторную работу оценки будут известны на следующем уроке.

Подают дневники на выставление оценок.

 

Кстати, в восемнадцатом веке был изобретён способ измерения поперечного сечения различных сосудов. Для этого изготавливали совершенно точные модели кровеносных сосудов того или иного органа. В сосуды, какой либо части трупа быстро вливали быстро затвердевающую мастику, а мягкие ткани разрушали серной кислотой. Получалась ажурная сеть сосудов, повторяющих форму органа.

Скорость движения крови зависит не только от площади поперечного сечения сосудов, а так же от разницы давлений между артериями и венами, сопротивления, которое кровь испытывает, двигаясь по сосудам и вязкости крови (из-за ферментов, входящих в состав крови, её вязкость в пять раз больше, чем вязкость воды).

Как кровь распределена в организме? (Работа с кодограммой “Распределение крови в человеческом организме”)

Мышцы – 25% Почки - 25% Кишечник – 15% Печень – 10% Мозг – 8% Сосуды сердца – 4% Легкие и другие органы – 13%.

Но количество крови может перераспределяться. Чтобы это доказать познакомимся с опытом. (Работа с кодограммой “Опыт Мосса”)

Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены.

Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие? Почему?

(Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.)

Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку?

Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?

Объясняют:

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности.

 

 

 

 

 

 

Записывают в словарь термины.

 

         

 

     «Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!